Семинар-практикум с родителями
материал (старшая группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

Тема семнара-практикума "Экологические игры с детьми. Играем с родителями". Теоретическая часть, практическая, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry_s_roditelyami.docx325.52 КБ
Файл rasteniya.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

с

родителями

Подготовила:

воспитатель

Т.М. Таюнда

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов и, конечно, семье. Важно все: оформить группу, внутренний двор, проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром, читать художественную литературу, обсуждать увиденные передачи и кинофильмы о природе.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Основная цель экологической работы дома и в семье — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру;

- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

        

        Давайте вспомним названия и особенности некоторых растений, живущих в наших домах и в природе. Наши дети с удовольствием послушают ваш рассказ о полезных свойствах растений, а, может быть, и сами расскажут вам то, что уже узнали в детском саду.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РАСТЕНИЯ»

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Весь мир ребенок познает через игру, в то числе и природу. Предлагаем вам  простые экологические игры, в которые будет интересно поиграть ребенку. Игры направлены на развитие познавательных процессов, на воспитание бережного отношения к природе. А чтобы они лучше вам запомнились, в некоторые из них мы поиграем прямо сейчас. Готовы? Тогда начнем!

«Что было бы, если из леса исчезли...»

Предлагаем убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Предлагается детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на стол выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений, (например, листья крыжовника, а плоды груши) Задаётся вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Цветочный магазин»

Можно поиграть с ребенком в магазин.

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2

Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Рассказывает родитель:

  • Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа (поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
  • Как ты думаешь, какие овощи откликнулись на его призыв?

Ребенок называет, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняет, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей передвигаются поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».

  • Как ты думаешь, кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей.отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

  • Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как ты думаешь, почему? объясняет, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

Распределение плодов по цвету

предлагается ребенку распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Ребенок доброжелательно и деликатно указывает на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Взрослый предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Узнай и назови»

Взрослый берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.Ребеноку достает пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: ребенку показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Взрослый просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Взрослый рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Ребенок отгадывает.

«Назовите растение»

Предлагается назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у растений разные стебли.

  • Назови растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
  • На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты - полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),

Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно - светлое, совсем светлое и т.д.

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река.Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы поблагодарить всех за активное участие. Надеюсь, встреча была полезной. Давайте договоримся, что в следующую нашу встречу, вы расскажете, в какие игры вы уже успели с детьми поиграть, какие из них наиболее вам и ребятишкам понравились, хорошо? До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народное название шиповника: дикая роза, шиповник майский, роза коричная, шинник, шипшина , шиповник собачий. Все шиповники принадлежит к семейству розоцветные. Это колючий кустарник с тонкими блестящими шиповатыми ветвями коричнево­красного цвета, достигающие в высоту до 2 м. Шипы на ветках несколько изогнуты, сидят обычно по 2 у основания листьев. Листья сложные непарноперистые, по 7-9 продолговато-яйцевидных, по краю пильчатых сидячих листочков на одном длинном черешке. Цветки пятилепестковые, одиночные или в группе по 2-3 штуки, розово-красного цвета, без запаха. Цветет в июне-июле. Плоды развивается из мясистого цветоложа (ложный плод), который в спелом виде оранжево-красного цвета, а внутри находится много волосистых орешков, их обычно называют семенами. Плоды созревают в августе - сентябре, сохраняясь на ветвях до зимы . Шиповник

Слайд 2

Обитает в разреженных лесопосадках, по лесным опушкам, среди кустарников, по оврагам; и лугам, чаще всего по речным поймам, в живых изгородях и на солнечных косогорах. Другие виды шиповника тоже используются в качестве витаминного сырья и для изготовления лекарственных средств. Плоды шиповника по количеству содержания и разнообразия витаминов сильно превосходят другие витаминные растения. П репараты из плодов шиповника обладают общеукрепляющими и тонизирующими эффектами, повышают сопротивляемость организма при различных инфекционных заболеваниях, ускоряют заживление ран, лечат различные формы дерматитов, помогает при рожистом воспалении кожи, опрелостях и пролежнях, ожогах и обморожениях, замедляют развитие атеросклероза, увеличивают выделение желчи, стимулируют функцию половых желез, ослабляют и останавливают кровотечения, уменьшают проницаемость и ломкость кровеносных сосудов. Орешки (семена) шиповника обладают желчегонным, мочегонным и противовоспалительным действием .

Слайд 3

Народные названии иван -чаи узколистого: капорский чаи, кипрей, скрипун, плакун, дремуча, хрипияк , дрема, маточник, пушник. Иван чай узколистный - растение, имеющее прямостоячий округлый, слаборазветвленный стебель, высотой от 0,5 до 2 м. Корневище кипрея толстое и ползучее, иногда достигает в длину до 1 м. Цветки крупные, пурпурно-розовой окраски, после сушки синеющие, широко раскрытые, собраны в верхушечную кисть длиной до 40 см. Плод - стручковидная многосемянная коробочка, в длину до 8 см., раскрывается четырьмя створками, внутри которой расположены мелкие семена с хохолком из длинных волосков, созревают в августе - сентябре. Растет чаще всего по берегам и канавам, в сырых лесах и на вырубках, на осушенных торфяниках, иногда на пустырях и в садах возле изгородей. Обитает почти по всей территории бывшего Союза . Иван-чай

Слайд 4

В деревне Капоры Ленинградской области, иван-чай впервые в России стали использовать вместо китайского чая, поэтому в народе его еще называют капорским чаем. Иван-чай обладает вяжущим, кровоостанавливающим, легким слабительным, мягчительным, ранозаживляющим действием и слабым усыпляющим свойством. Водные отвары и настои из травы иван-чая назначают внутрь при головной боли и бессоннице и как маточное средство. Измельченные листья ускоряют заживлению ран. Иван чай в народной медицине рекомендуется при болезнях предстательной железы. Народная медицина рекомендует применять его и как полоскание ротовой полости.

Слайд 5

Народное название алоэ древовидного: столетник: Семейство асфоделиевые , в котором род алоэ насчитывают около 400 видов. В нашей стране растение культивируется в виде вазонов. Родина алое Восточная и Южная Африка. Это многолетнее растение в природе кустарник высотой до 3, а иногда достигает 6 м. Стебель имеет многочисленные листовые рубцы, заканчивающийся на верху мощным вихрем мясистых, зубчасто - шипованых ланцетных листьев до 0,5 м. в длину и около 10- 20 см. в ширину и толщиной 5 см. Соцветия произрастают из пазух листьев в виде кистей, цветы бледно­красные с зеленоватыми полосками. В дикой природе цветет в мае - июне, а в комнатных условиях крайне редко. Растение способно удерживать в себе большое количество влаги, что спасает его от засухи. Применение алоэ древовидного. Обладает противовоспалительным, антибактериальным, желчегонным, противоожоговым и ранозаживляющим действием, улучшают аппетит и пищеварение, повышает иммунитет. Также его применяют при заболеваниях в ротовой полости, хорошо помогает при стоматите, в глазной практике применяют при глаукоме, ячмене. Как ранозаживляющее средство при ушибах, ссадинах, плохо заживающих ранах. Алоэ

Слайд 6

Мать-и-мачеха обыкновенная принадлежит к семейству сложноцветные (астровые). Это многолетнее травянистое растение высотой до 20 см. Цветет: после схода снега (февраль, март), когда еще нет листьев, цветки желтого цвета с запахом меда, похожие на одуванчик, расположены на толстых цветоносах, одетых в многочисленные красноватые чешуйки. Листья длинночерешковые, довольно крупные (размером с ладонь), сверху темно-зеленые, снизу белые, войлочно-пушистые, появляются после цветения, очень похожи на нижнюю часть копыта. Плод семянка, тоже очень похож на одуванчик, созревает в мае-июне. Растет по берегам рек, ручьев и болот, где увлажненная почва . Мать-и-мачеха

Слайд 7

Используют мать-и-мачеху в кулинарии, и как лекарственное средство в сборах и отдельно, при аднексите, вагините, бесплодии, мастите, гингивите, для постановления волос при облысении, при ушибах и ссадинах, фурункулезе, головной боли. Препараты мать и мачехи довольно эффективно успокаивают кашель, растворяют мокроты и слизистые выделения, усиливают отхаркивание, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, стимулируют секреторную деятельность различных желез внутренней секреции. Действующие вещества растения обладают мягчительным, легким потогонным и желчегонным действием и хорошим ранозаживляющим свойством.. Отвары и настои приготовленных из листьев мать и мачехи пьют при болезнях органов дыхания и дыхательных путей, кашле, охриплости голоса, бронхите, бронхиальной астме, а также при воспалительных процессах слизистой оболочки желудка и кишечника, поносах, болезнях почек и мочевого пузыря, водянке и золотухе.

Слайд 8

Это вечнозеленый кустарничек, имеющий прямостоячие стебельки высотой от 10 до 25 см. Листья эллиптические сверху темно-зеленые блестящие, а снизу светло-зеленые, на коротких черешках, кожистые. Корневище ползучее. Бело-розовые четырех- лепестквые цветки собраны в однобокую кисть, очень похожи на колокольчики, цветут в мае-июне. Ягоды темно-красного цвета созревают в конце августа и держатся на ветках до глубокой зимы . Брусника

Слайд 9

Распространена брусника на Дальнем Востоке, Сибири, а также в северной Европейской части. Местообитание брусники в основном возле болот, чаще в сосновых, реже лиственных лесах, образуя местами сплошные заросли. В качестве лекарственного сырья используют листья и ягоды. Применение брусники. Отвары или водные вытяжки из листьев брусники применяют как мочегонное, желчегонное и антисептическое средство при панкреатите, заболеваниях почек и мочевого пузыря, мочекаменной болезни, ревматизме. Ягоды брусники употребляют при гипо - и авитаминозах, а также как противоцинготное и противоглистное средство. Широко применяют ягоды в кулинарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...