"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ" консультация для воспитателей.
консультация на тему

Рудакова Елена Юрьевна

В консультации для воспитателей перечисляем какие здоровьесберегающие технологии используем в своей работе. Подробно раскрываем два вида здоровьесберегающей технологии - дыхательную и пальчиковую гимнастики. Подчеркиваем необходимость ежедневного проведения этих гимнастик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.zip22.88 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ   детский   сад     общеразвивающего   вида   № 118

             Здоровьесберегающие технологии

                  в образовательном процессе ДОУ

                                Консультация для воспитателей

                                                         Подготовили воспитатели: Рудакова Е.Ю.

                                                                                                       Маркелова Т.К.

                                                    г. Воронеж

                                                          2016

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии

2. Технологии проектной деятельности

3. Технологии исследовательской деятельности

4. Информационно-коммуникационные технологии

5. Личностно-ориентированные технологии

6. Технология портфолио

7. Социоигровые технологии

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Наше дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактическая технология.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология.

Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надёжная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребёнка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживёт и десяти минут.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Чтобы занятия дыхательной гимнастикой не были скучны ребёнку, надо превратить их в игру.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься лучше до завтрака или после ужина;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.

Комплекс дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.

Зима

Лыжник. В течение двух минут имитируем ходьбу на лыжах. Выдыхая, произносим «м-м-м».

«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Греем руки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Весна

«Кораблики». Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«Жук-дровосек».  Садимся на пол, скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж-ж-ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи,  голову держим прямо - вдох.

«Весёлая пчелка». Ребёнок делает свободный вдох, на выдохе произносит «з-з-з» представляет, что пчёлка села на руку (нос, ногу).

Лето

Летят мячи. Исходное положение - стоя, руки подняты вверх с мячом. Бросаем мяч вперёд от груди. Выдыхая, произносим длительное «у-х-х». Повторяем упражнение 5-6 раз.

«Пилка дров». Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Шину прокололи».  Сделать лёгкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».

«Носик нюхает приятный запах». Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

Осень

«Сбор урожая».  Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Деревья».  На картинку с деревьями, размером с четверть альбомного листа, наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что деревья (крона дерева) находятся под тоненькими полосочками  гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и не станет видно деревьев.

Ещё один из видов здоровьесберегающих технологий — пальчиковая гимнастика.

«Рука — это вышедший наружу мозг человека» Кант.

На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец — сердце; безымянный палец — печень; средний палец — кишечник; указательный палец — желудок; большой палец — голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.

Пальчиковая гимнастика представляет  собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причём она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию.

Пальчиковая гимнастика:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Помогает снимать тревожность.

Варианты пальчиковой гимнастики.

Побежали вдоль реки

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики побежали)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы.

Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики».

Раз, два, три, четыре пять. Сжимать и разжимать пальцы.

В домик спрятались опять. Сжать руки в кулак.

«Капуста»

Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы.

Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста? Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.

Если я – капуста! Сделать из пальцев «шар».

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх- вниз.

Мы морковку трём, Пальцы сжаты, тереть кулачки друг о друга.

Мы капусту солим, Имитировать движение посыпание солью.

Мы капусту жмём. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы.

«Снежок»

Белый снег пушистый Ритмично плавно опускать руки вниз.

В воздухе кружится. Выполнять круговые движения кистями.

И на землю тихо Ритмично плавно опускать руки вниз.

Падает ложится.

А потом, а потом Имитация сгребания снега.

Мы из снега слепим ком. Выполнять движение «пирожки».

Ух! Бросить снежок вперёд.

«Шарик»

Надувают шарик быстро, Пальцы рук собраны в щепотку, раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой. Медленно развести руки в стороны.

Вдруг шар лопнул, Хлопок в ладоши.

Воздух вышел, Подуть на сложенные ладони.

Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в щепотку.

«Два ежа»

Шли по лесу два ежа, Поочередно шлепать ладонями по коленям.

Шли спокойно, не спеша.

На спине иголки Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак.

Длинные и колкие.

Чуть шуршали листьями Круговые движения ладошкой по ладошке.

И травкой зубки чистили. Потереть указательные пальцы друг о друга.

«Замок»

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.

Кто его открыть бы мог? Пальцы в замке, руки тянутся в разные  стороны.

Потянули, Движение от себя, к себе.

Покрутили, Основания ладоней стучат друг о друга.

Постучали Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.

И открыли!

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.  – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. – М., Просвещение, 2000.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Скрипторий,  2007.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.

6. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012.

7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТРЕЛЬ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Конспект мастер-класса для воспитателей" Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Мастер -класс для воспитателей, проводится с целью обобщения и распространения моего опыта работы...

Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Семинар практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....

Для воспитателей. Буклет "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей....

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья....