Развивающая предметно-пространственная среда.
статья (младшая группа) на тему

Меншикова Ирина Петровна

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создается с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель должен организовать комфортную предметно-пространственную среду:

Размеры и конструкции оборудования и пособий должны  соответствовать анатомо-физическим особенностям детей, по возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы должна быть зонирована и позволять детям уединиться для отдыха, объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, свободно передвигаться по помещениям группы. В помещении группы имеется мебель (диван, кресла, столик, шкафы), напоминающие домашнюю обстановку. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.

Развивающие пособия в группе Меншикова И.П. подобрала с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек – более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Педагог должен организовать содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания: магнитной доской, фланелеграфом, методическим учебным материалом, наглядным, демонстрационным и раздаточным материалами, дидактическими играми для развития воспитанников по всем образовательным областям при проведении НОД; игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием. Насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослыми, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики.

Пространство группы должно трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество, чтобы не превратить в нагромождение абстрактных элементов. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются из перегородки в театральную ширму или в конструкцию автомобиля в сюжетной игре.

Игры, пособия, мебель в группе должны быть полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Например: мебель и атрибуты «Театрального уголка» и «Музыкального уголка» могут использоваться в сюжетно- ролевых играх «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». Продукты детского изобразительного и речевого творчества активно используются в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Театр», «Транспорт», «Парикмахерская» и различных педагогических и игровых ситуациях

Пособия для детей должны обладать такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики.

Игровая среда группы должна являться вариативной: игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, систематически вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В соответствии с временами года оформляется помещение группы, в зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материалы в различные зоны ближайшего развития. Вариативность и возможность трансформации оборудования при его применении состоит в сочетании физкультурного оборудования с игровыми и бытовыми предметами, а также «превращение» чисто физкультурного оборудования в игровое и наоборот.

Все игры и пособия должны быть доступны всем детям и обеспечивают все основные виды детской активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....