"Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества"
статья на тему

Алхасова Татьяна Джеммовна

Термин "социальное партнерство" в образовании появился сравнительно недавно. Одной из сторон этого партнерства является работа с родителями воспитанников ДОУ.  Необходимость такого содружества декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом и методическом документе. С чего же начать это сотрудничество , чтобы оно было плодотворным? Может с праздников в ДОУ?..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alhasova_t.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

    Алхасова Т.Д.,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с «Радуга»

  с. Святославка

     Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

         Термин «социальное партнерство» появился в образовании сравнительно        недавно и имеет многовариантную трактовку.

    По мнению Б.М. Галкина « Социальное партнерство – это идеология формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Автор учебника «Основы социального партнерства: теория и политика» В.А. Михеев считает, что социальное партнерство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса.

Моделирование социального партнерства как организационной инновации в ДОУ отражает :

                                    1.Работу с дошкольниками и выпускниками:

- отношение к воспитаннику как к равноправному партнеру

- отношение ребенка к персоналу ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями:

-развитие чувства оптимизма и самоуважения:

-укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников:

-повышение уровня познавательно- речевого развития:

- разработка диффиринцированных программ развития дошкольников.

                            2. Работа с общественностью:

-предприятия (культуры, здравоохранения) закрепление положительного имиджа тех, кто активно и качественно охраняет и укрепляет здоровье и формирует эмоционально-ценностное отношение дошкольников к миру;

-проведение совместных мероприятий образовательных учреждений  

 -ознакомление других учебных заведений отраслей и регионов  с результатами работы.

                           3 Работа с органами управления

-создание, апробация и тиражирование образцов многосторонних соглашений и договоров

-постепенное повышение степени обязательности этих документов для всех сторон

      Переход к личностно ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия ДОУ с родителями создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника.

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.

                                                                 В. А. Сухомлинский

        Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом и методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьей еще и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», все чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребенок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей.

       Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребенка быть не может. Там воспитатели – «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают, и всему научат.

   Однако и в Конвенции о правах ребенка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в Семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего отчетливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка.    Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».

    Обязанность педагога – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов.

     Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями  (колыбельные, пестушки и т. д.) В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда . Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками..

          Что же для этого необходимо?

Прежде всего, как мне кажется, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же необходимо понимание друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи.

      Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками ДОУ. Но на практике, как известно, родители хотят, чтобы их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на ДМИ, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем

     Ещё до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ, так и в более комфортных для него домашних условиях

.

Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка

    Но, как показывает практика, нередко родители сами не могут сформулировать свой запрос относительно музыкального развития ребенка. Следовательно, им надо в этом помочь.

   Итак, с чего начать? Возможно с самой доступной и привлекательной формы взаимодействия с родителями – с праздника.

    Началом такого сотрудничества как правило, бывает посильное участие родителей в праздниках:

  • Изготовление костюмов, декораций, атрибутов
  • Участие в массовых танцах (хоровод)
  • Помощь в изучении и пении песен дома

А как из пассивных участников сделать родителей активными сотрудникам? Какие приемы и технологии можно использовать?

  • Предложите родителям конкурс « Лучший сценарий праздника». Определите победителя и проведите по его сценарию праздник.
  • Театрализованные постановки (например, родители готовят сюрпризный момент детям на новогодний утренник в виде театрализованной постановки в костюмах, с выученными ролями)
  • Оркестр (шумовой) 
  • Подготовить и спеть со своим ребенком песню
  • Совместный танец (особенно это популярно на День матери и Женский день)

  Выступления родителей перед собственными детьми особенно нравятся детям. Дети видят, что и родителям нравится заниматься музыкальным творчеством, и у них это хорошо получается. Если же у родителей, что-то не получается, то ребенок понимает, что не получаться может не только у него, только упорство и целеустремлённость помогут добиться поставленной цели. Как следствие, у ребенка растет уважение к родителям и повышается собственная самооценка.

    Когда родители активно участвуют в этом, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно во взаимодействии родителей и музыкального руководителя; во-вторых, родители лучше понимают, как нелегко ребенку выполнить то, или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше родителей с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

  Взаимодействие с родителями - современное обязательное требование к работе педагога. И, наконец, и родителям, и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком( обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки)

            Таким образом, совместные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения для дошкольников и их родителей, помогут в игровой, занимательной форме раскрыть таланты детей и взрослых, обогатить жизненный опыт малышей, сформировать единый сплоченный коллектив, укрепить семейные связи через общее творчество, тем самым успешно решить поставленные ФГОС ДО задачи взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Используемая литература

1.Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство и социальная работа:новые возможностиподдержки населения /Л.Г. Гуслякова «Образование и социальне развитие регионов»,2003. 1/2,с.141-148

2.Гоголева И.И Социальное партнерство как организационная инновация среднего специальногоучебного заведения /И.И. Гоголева «Образовательная политика»,2008 11,с.49-57.

3.Осипов А.М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования-2008-,с.108-115

4. Кузнецова Г.В. Социальное партнерство семьи и ДОУ-основа реализации задач образовательной области «Музыка», /«Справочник музыкального гуководителя»-М.,-2013,2

6.Михеев В.А. Основы социального партнерства ,-М.:Экзамен,2001

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И ОКРУЖАЮЩЕГО СООБЩЕСТВА.

Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения...

Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»

Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие  как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

Тенденция современного дошкольного образования - это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Качественная реализация образовательных программ ДОУ невозможна без социального партнерства. Ра...

Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства

консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...