Проект по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»
проект (подготовительная группа) на тему

Синякова Наталья Владимировна

Реализация данного проекта по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» позволит  создать необходимые условия развивающей среды для стимулирования поисковой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poz_razv.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 по образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему:

«Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»

Подготовила:


Воспитатель СП «Детский сад №30»
ГБОУ СОШ №29

                                                           Синякова Наталья Владимировна

Сызрань, 2016 год

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Дидактические единицы проекта: поисково-познавательная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, познавательный центр как дидактически организованное «поисковое поле».

Проблема: необходимость создания условий развивающей среды для стимулирования поисковой активности детей.

Исследуемая проблема: создание в группе ОУ познавательного центра как «поискового поля» ребенка по формированию представлений о воде.

Тематическое поле: поисковая деятельность детей дошкольного возраста по теме «Вода» по программе «Ребенок в мире поиска».

Участники проекта: воспитатели групп, дети.

Цель проекта: разработать содержание микроблоков поисково-познавательного центра в группе ОУ для организации поисковой деятельности детей для реализации программы «Ребенок в мире поиска» по теме «Вода».

Задачи проектной деятельности:

  • Разработать план-программу поисковой деятельности детей в микроблоках познавательного центра по теме «Вода» (комплекс поисковых заданий, опытов, экспериментов).
  • Определить структуру (микроблоки) познавательного центра и содержание микроблоков для реализации разработанного плана-программы поисковой деятельности детей (перечень, характеристика, способ предъявления материалов и оборудования).
  • Разработать и изготовить необходимый дидактический и методический материал (по каждому представленному микроблоку).

Этапы работы над проектом:

  1.     Теоретическое изучение темы с выходом на формулировку проблемы проекта.
  2.     Анализ проблемы, определение этапов ее решения.
  3.     Составление плана реализации проекта: распределение заданий (действий) для каждого члена микрогруппы; координационные встречи внутри микрогруппы; совместный «круглый стол» по обсуждению проблемный аспектов в решении задач проекта.
  4.     Работа в микрогруппах в соответствие с намеченным планом. Обсуждение в малых группах сотрудничества с переходом на коллективное обсуждение - «круглый стол».  
  5.    Презентация проекта: познавательные центры групп.

  1. Программные задачи работы с детьми при реализации проекта

  • Формировать представлений детей о воде и её роли в природе и жизни человека (положительные стороны: вода нужна для жизнедеятельности человека - для употребления и приготовления пищи, гигиенических процедур; живых организмов - полив, питание; отрицательные стороны - наводнение); о водных системах в мире природы (ручей, река, озеро, море, океан); о ее агрегатных состояниях (твёрдое, жидкое, газообразное), свойствах (вода-жидкость, не имеет вкуса, цвета и запаха);
  • Формировать умения осуществлять разнообразные поисковые действия практического и мыслительного характера;
  • Формировать умение   организовывать самостоятельную поисковую деятельность (ставить цель, планировать, устанавливать порядок действий, корректировать свои действия и др.);
  • Формировать умение использовать поисковые действия для получения информации о воде;
  • Стимулировать интерес к поисковой деятельности с водой;
  • Стимулировать желание задавать вопросы познавательного характера о воде, о поисковой деятельности.

II. Характеристика микроблоков.

1. Микроблок - Лаборатория «Любознайка»

Образовательные задачи: Овладение средствами познавательной, деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширять познавательный опыт детей.

Предполагаемая деятельность детей: Опыты, эксперименты.

1. Опыт № 1. «Вода прозрачна».

Материал и оборудование: наглядный алгоритм проведения опыта (Приложение № 1); два прозрачных стакана; две ложки; сосуд с молоком; сосуд с водой.

Ход:                                                        

1 – дети рассматривают наглядный алгоритм; обсуждают проблему и договариваются, кто, что будет делать;

2 – подбирают   необходимый материал, в соответствии с алгоритмом;

3 – в один стакан наливают молоко, в другой воду;

4 – опускают ложку в стакан с водой и в стакан с молоком;

5 – рассматривают что получилось, и делают вывод: «Вода прозрачна».

2. Опыт №2. «У воды нет вкуса».

Материал и оборудование: наглядный алгоритм проведения опыта (Приложение № 1); стакан с водой; стакан с соком; 2 трубочки для коктейля.

Ход:  

 1 – дети рассматривают наглядный алгоритм; обсуждают проблему и договариваются, что будут делать;

2 – подбирают   необходимый материал, в соответствии с алгоритмом;

3 – пробуют на вкус содержимое в стакане с водой и в стакане с соком;

4 – обсуждают вкусовые качества, и делают вывод: «Вода не имеет вкуса».

3. Опыт № 3. «У воды нет запаха».

Материал и оборудование: наглядный алгоритм проведения опыта (Приложение №1); стакан с водой; стакан с соком;

Ход:

1 – дети рассматривают наглядный алгоритм; обсуждают проблему и договариваются, что будут делать;

2 – подбирают   необходимый материал, в соответствии с алгоритмом;

3 – пробуют на запах содержимое в стакане с водой и в стакане с соком;

4 – обсуждают вкусовые качества, и делают вывод: «Вода не имеет запаха».

4. Эксперимент №1. «Вода - жидкость».

Материал и оборудование: наглядный алгоритм проведения эксперимента (Приложение №1 (1в); стакан с водой; пустой стакан.

Ход:  

1 – дети рассматривают наглядный алгоритм; обсуждают проблему и договариваются, что будут делать;

2 – подбирают   необходимый материал, в соответствии с алгоритмом;

3 – переливают воду из стакана в стакан;

4 – обсуждают свойство воды, и делают вывод: «Вода - жидкость».

2. Микроблок - Центр книги «Хочу всё знать…»

Образовательные задачи: Формирование умения самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию. Накопление познавательного опыта детей.

Предполагаемая деятельность детей: Рассматривание, чтение книг, энциклопедий познавательного характера. Анализ и фиксация полученных результатов, их оценка на основе развития ситуации. Беседа-рассказ воспитателя.

Материал: Энциклопедии познавательного характера из серии «Хочу всё знать»; художественная литература по предложенной тематике. Наглядный материал для накопления познавательного опыта: иллюстрации, рисунки, аудиокассеты, брошюры, ширма-раскладушка «Откуда в дом вода пришла?», фотоальбом «Вода - хорошо, вода - плохо», схема «Круговорот воды в природе» (Приложение № 4); презентации по теме «Вода». Мультимедийный проектор, диктофон.

1. Презентация «Царица Вода»

 Цель: Формировать представления детей об особенностях воды, её свойствах; обогатить представления о воде, как о ценном и полезном продукте, развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности.

2. Вопросы по теме «Вода» по энциклопедии с закладками.

Цель: Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, фиксировать полученную информацию на диктофон; использовать в речи прилагательные, обозначающие качества, свойства воды: прозрачная, бесцветная. 

3. Художественная литература о воде.

Цель: Обогатить знания детей о воде, развивать интерес к произведениям художественной литературы.

4. Список книг для чтения детям:

«По щучьему велению» русская народная сказка, С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб», С.Маршак «Водопровод», И.Бунин «Родник», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ф.Тютчев «Весенние воды» А.Веденский «Песенка о дожде», Н.Заболоцкий «На реке», Г.Снегирев «К морю», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», М.Ильина «Приключения воды», Гаршин «Лягушка - путешественница», Г.Х.Андерсен «Русалочка».

5. Загадки о воде: записанные на магнитофоне, с ответами после паузы; в альбомах, книжках – малышках, выполненные детьми.

Цель: Формировать логическое мышление детей, умение отгадывать загадки, строить умозаключение, делать выводы.

6. Наглядные схемы: «Путешествие капельки», «Круговорот воды в природе», «Откуда в дом пришла вода?» (Приложение № 4)  

ЦельЗакреплять умения детей понимать условные обозначения и пользоваться ими.

7. Плакаты в защиту рек и воды: «Где живет вода», «Правила поведения в природе».

Цель: Формировать основы бережного отношения к ресурсам: воде.

3. Микроблок. Центр игры «Игралочка»

Образовательные задачи: Уточнение, систематизация знаний о воде, умений, навыков, их использование в игровой деятельности.

Предполагаемая деятельность детей: игровая деятельность, разгадывание ребусов, кроссвордов.

Материал: Дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные игры, в соответствии с возрастом по разным разделам; кроссворды по теме «Водяные секреты»; ребусы.

1. Дидактическая игра «Лото»

Цель: Формировать умение играть по правилам, соблюдать очередь. Развивать внимание, навык классификации картинок в соответствии с агрегатным состоянием воды.

Материал: Карточки 15х21 разделены на девять секторов; пиктограмма, обозначающая агрегатное состояние воды, изображена по центру; карточки-картинки 5х7, мешочек.

Ход: Играют от 2 до 6 человек. Каждому игроку раздается от 1 до 3 больших карточек. Маленькие карточки складывают в мешочек. Ведущий достает из мешка маленькую карточку и называет ее, например: «Озеро». Игрок, у которого на большой карточке есть условное обозначение «капелька», говорит: «У меня!» - забирает маленькую карточку и кладет её сверху на свободную ячейку большой карточки. Выигрывает тот игрок, который первый закроет все ячейки на всех своих больших карточках.

2. Дидактическая игра «Домино»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Формировать умение играть в коллективе. Развивать логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, развивает операции сравнения и обобщения.  

Материал: Карточки - картинками с изображением воды в 3 состояниях.

Ход: Играют от двух до четырёх человек. Карточки переворачиваются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют так называемый «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль - фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого. Игроки берут еще по одной карточке. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку, так чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, он идет на «базар» и берет карточки, до тех пор пока не найдет нужную. Если на «базаре» карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. Производится подсчет очков: 1 карточка составляет 1 очко, две – 2 очка. Выигрывает игрок с наименьшим количеством очков.

3.Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»

Цель: Уточнить знания о значении воды в жизни человека. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать.

Материал: Игровое поле в виде круга разделённого на 4 части, каждая часть означает потребности человека (пища, гигиена, хозяйственно-бытовые, народно-хозяйственные), обозначена пиктограммой; цветные карточки (стирка белья, приготовление пищи, умывание и т.д.).

Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут карточки и располагают по группам в нужной части круга.

4. Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

Цель: Закреплять знания о свойствах воды и упражнять в умении отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное.

Материал: Карточки разного цвета со схематически изображёнными состояниями воды, цветные картинки с различными изображениями воды, в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода, туман, озеро и т. п.)

Ход: Выбрать водящего. Раздать карточки и переворачиваем цветные картинки изображением вниз. Водящий берёт цветную картинку и показывает играющим, дети наперегонки называют агрегатное состояние воды и водящий отдаёт картинку самому первому из правильно ответивших. Побеждает тот ребёнок, у которого вся карточка заполнена.

5. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»

Цель: Формировать представления о полезных и вредных свойствах и качествах воды. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал: Карточки, разделённые на два сектора со знаками «+» и «-», цветные картинки с различными видами применения воды.

 Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут картинки и располагают их на карточке в нужном секторе.

6. Дидактическая игра: «Где живёт вода?»

Цель: Расширять кругозор, знания об окружающем мире. Закрепить знания для чего нужна вода и в чем она содержится.

Материал: 36 карточек с предметными картинками, 36 карточек с сюжетными, 36 карточек с капельками. 

Ход: Первый вариант. Водящий раздаёт детям предметные картинки (в зеленых рамочках) поровну. Дети раскладывают перед собой карточки и кладут капельки на те предметы, в которых содержится вода. Затем каждый участник рассказывает о своих картинках. Второй вариант. Водящий раздаёт детям сюжетные картинки (в синих рамочках). Дети кладут капельки на те картинки, в которых есть действия с водой. Затем рассказывают о всех картинках, объясняют, почему положил карточки именно на них.

7. Настольно – печатная игра «Очень важная вода»

Цель: Закреплять знания о том, какую роль вода играет в природе и жизни человека. Расширять представление о использовании свойств воды в технике, хозяйстве, промышленности (полив растений, тушение пожаров, водный транспорт и многое другое). Расширять кругозор, умение анализировать факты и устанавливать логические связи. Развивать внимание, наблюдательность, зрительная и ассоциативная память.

Материал: Игровое поле – ходилка 59х34 см, кубик, 4 фишки.

Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.

8. Настольно – печатная игра «Путешествие капельки»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о круговороте воды в природе и о свойствах воды. Развивать наблюдательность, внимание и память. Развивать умение выполнять условия игры, действовать по правилам, достойно встречать победы и поражения.

Материал: Игровое поле, фишки, кубик.

Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.

9. Словесная игра: «Подбери слово»

Цель: Формировать умение выделять и называть существенные признаки предметов и явлений. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.

Материал: Иллюстрации с изображением реки, ручейка, моря, озера, снега, тумана, сосульки, снежинки и т. д.

Ход: Иллюстрации лежат на столе картинкой вниз. Воспитатель предлагает детям придумать красивые слова о том, что они увидят. Каждый ребёнок по очереди выполняет задание. Например, Ручеёк - голубой, журчащий, красивый, прозрачный, река - бегущая, горная и т.д., океан - необозримый, широкий, бездонный, спокойный, и т.д.

10. Игра малой подвижности «Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.

Материал: Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.  

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,  

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:  

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.    

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

11. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: Закрепить представления о круговороте воды в природе. Развивать умение действовать в соответствии с поставленной задачей.

Техническое обеспечение: Компьютер, диск «Звуки природы».

Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в маленькие капельки дождя, на себя дерёт роль – мамы тучки. Под музыку по сигналу воспитателя дети начинают изображать капельки (разбегаются, прыгают, танцуют). По ходу игры воспитатель предлагает игровые действия: пошёл дождь, потекли маленькие весёлые ручейки, встретились ручейки и стали большой рекой, попала речка в океан, пригрело солнышко - вернулись домой на тучку.

12. Кроссворд «Водяные секреты». Ребусы. (Приложение № 2).

4. Микроблок - Центр моделирования «Задумка»

Образовательные задачи: Формирование способностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта.

Предполагаемая деятельность детей: моделирующая деятельность.

1. Моделирование «Рождение лужицы»

Цель: расширять представления детей об образовании лужицы.

Материал: наглядный алгоритм условного обозначения образования лужицы (Приложение № 3).

Ход: Дети моделируют образование лужи, выполняют действие по алгоритму: 

  1. Взяли пустой стакан
  2. Наполнили стакан водой
  3. Взяли пластиковую тарелку
  4. Взяли пипетку  

5. Наполнили пипетку водой

6 – 9. Сделали серию капель из пипетки

10. Рассматривают, что получилось, делают вывод «Образовалась лужица»

2. Моделирование «Аквариум»

Цель: Закреплять представления детей о значении воды как среде обитания живых организмов (река, море); о видах рыб в соответствии с их местом обитания (море или река).

Материал: Дидактический: набор плоскостных рыб двух видов (рыбы обитающие в реке, в море) (Приложение № 3).

Ход: Дети на уже имеющихся ранее емкостях (аквариумы или из микроблока «Затейники») наклеивают виды рыб в соответствии с их местом обитания (море или река).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» на тему: «Волшебница-вода» для детей старшей группы ОН

Образовательная область: «Познание»Тема: «Волшебница-вода»Цель: вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.Программное содержание:- закреплять знания детей о...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Приложение к проекту по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»

Данное приложение позволит педагогам реализовать проект  на тему:  «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» в полном объеме и облегчет труд по подбору необходимого мате...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»

Программное содержание:1.      Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,  овал и группировать их по цвету.2....

Комплексное занятие «Путешествие по воде и под водой» (образовательные области – познавательное, речевое развитие) подготовительная к школе группа

Цель: расширять представления детей об обитателях рек и морей, условиях их жизни.Задачи:- продолжать знакомство детей с миром водоемов;- прививать желание защищать живой мир природы;- формировать экол...

Конспект организованно- образовательной деятельности образовательная область: « Познавательно речевое развитие ». тема: « Весенние цветы ».

На этом занятии , дети учатся узнавать и называть характерные признаки весны; расширять представления детей о весенних растениях;Задачи:...