Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
материал

Андреева Валентина Петровна

Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм работы с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя.В современном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

САМООБРАЗОВАНИЕ

старшего воспитателя на тему:

«Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»

Подготовила:

старший воспитатель

Андреева В.П.

2019-2021 учебный год

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА

ФИО:

Андреева Валентина Петровна

ДАТА РОЖДЕНИЯ:

18 февраля 1977

ОБРАЗОВАНИЕ:

Высшее

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ:

Педагог-психолог

МЕСТО РАБОТЫ:

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»

ДОЛЖНОСТЬ:

Старший воспитатель

ДАТА НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ:

2015г.

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:

  • социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки»г.Ханты-Мансийск, 2019г., 72 часа.
  • «Современный сайт образовательной организации: документы, регламенты, нормы и тенденция» г.Ханты-Мансийск, 2019г., 144 часов.
  • «Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития, особенности психолого-педагогического сопровождения. Цифровая образовательная среда в дошкольном образовании» г.Сургут, 2021г., 72 часа.

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ниучились,сколькобынизнали,знаниюиобразованиюнетниграни,ни пределов.

Н.А. Рубакин

Тема самообразования: «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО».

Актуальность

В современном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательных отношениях ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОО, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОО, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных организаций стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:

- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;

- развитие интегративных личностных качеств;

- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;

- укрепление детско-родительских отношений;

- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- формирование положительной самооценки у дошкольников.

Цель: создание системы работы по внедрению в воспитательно-образовательные отношения ДОО проектной деятельности.

Задачи:

- проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОО;

- совершенствовать и углубить свои знания в данной области;

- развивать   профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

- подготовка методических рекомендаций по теме;

- разработка системы обучения педагогических кадров (работа проектной группы);

- внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательных отношений.

Этапы:

Описание работы

1 этап– подготовительный

Сбор необходимой информации, диагностирование участников проекта, сбор теоретической информации.

2 этап – основной

Определение проблемы, постановка цели и задач проекта, разработка программы деятельности.

3 этап – завершающий

Накопление материала, презентация проектов, самоанализ, стендовый доклад, итоговая диагностика.

План мероприятий по повышению уровня проектной деятельности педагогов

№ п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Директор,

Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, проектная групп

Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

3.

Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников».
Семинар-практикум «Обучение технологии проектирования»
Мастер-класс «Разработка проектов образовательногопроцесса». 

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Старший воспитатель

Педсовет «Использование проектного метода в ДОО– фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»

Появление интереса к проектной деятельности

Старший воспитатель

4.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

Старший воспитатель,
проектная группа

5.

Составление перспективного плана детских проектов на новый учебный год

Создание творческих групп педагогов.
Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,
проектная группа, воспитатели

6.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на новый учебный год

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОО в процессе проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

7.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на новый учебный  год

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

8.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов  ДОО

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

9.

Мониторинг проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
Внесение корректив в планирование и организацию работы

Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОО

10.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

11.

Представление опыта работы ДОО на различных уровнях

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

12.

Определение перспектив работы ДОО по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

Формы и методы работы с педагогами

- Беседа;

- Консультирование (индивидуальное и групповое);

- Семинары – практикумы;

- Практические занятия;

- Диагностика;

- Мастер - класс;

- Диалог;

- Взаимопосещение;

- Презентация;

- Выставки;

- Анкетирование.

Предполагаемые результаты

для старшего воспитателя

- Расширить знания по данной теме.

- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО, позволяющую обеспечивать рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

для педагогов:

- Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательно-образовательных отношений и сплочения коллектива педагогов.

Внедрить в воспитательно-образовательные отношения современные образовательные технологии.

Заключение

Опыт нашей образовательной организации показывает, что проектная деятельность детей успешно способствует поддержке детской познавательной инициативы в условиях ДОО и семьи. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные и современные средства обучения и воспитания на основе новых интегрированных технологий. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Начало работы по данному направлению в нашем учреждении было положено проведением семинара – практикума «Проектная деятельность детей как условие развития познавательной активности дошкольников». Педагоги получили теоретические знания и практические навыки по использованию проектной деятельности детей.  Большой интерес у детей вызвала исследовательская проектная деятельность. В процессе данной работы разработаны и реализованы творческие проекты. Результатом данной работы стало повышение профессионального уровня педагогов в данном вопросе.

Увеличилось число педагогов, применяющих в своей работе метод проектной деятельности.

Увеличилось число педагогов, принимающих участие в конкурсах различного уровня.

     В 2020-2021 учебном году педагоги и дети нашего ДОО успешно участвовали в городских творческих конкурсах, где занимали призовые места.

Используемая литература

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы  и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.

5.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (Текст) / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.

6. УрминаИ.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) / И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...

Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"

На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовате...