Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
материал
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм работы с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя.В современном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
САМООБРАЗОВАНИЕ
старшего воспитателя на тему:
«Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
Подготовила:
старший воспитатель
Андреева В.П.
2019-2021 учебный год
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА
ФИО: | Андреева Валентина Петровна |
ДАТА РОЖДЕНИЯ: | 18 февраля 1977 |
ОБРАЗОВАНИЕ: | Высшее |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ: | Педагог-психолог |
МЕСТО РАБОТЫ: | МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» |
ДОЛЖНОСТЬ: | Старший воспитатель |
ДАТА НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ: | 2015г. |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: |
|
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы ниучились,сколькобынизнали,знаниюиобразованиюнетниграни,ни пределов.
Н.А. Рубакин
Тема самообразования: «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО».
Актуальность
В современном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательных отношениях ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОО, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОО, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных организаций стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:
- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;
- развитие интегративных личностных качеств;
- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;
- укрепление детско-родительских отношений;
- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;
- создание ситуации успеха каждому ребенку;
- формирование положительной самооценки у дошкольников.
Цель: создание системы работы по внедрению в воспитательно-образовательные отношения ДОО проектной деятельности.
Задачи:
- проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОО;
- совершенствовать и углубить свои знания в данной области;
- развивать профессионально значимые качества педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
- подготовка методических рекомендаций по теме;
- разработка системы обучения педагогических кадров (работа проектной группы);
- внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательных отношений.
Этапы: | Описание работы |
1 этап– подготовительный | Сбор необходимой информации, диагностирование участников проекта, сбор теоретической информации. |
2 этап – основной | Определение проблемы, постановка цели и задач проекта, разработка программы деятельности. |
3 этап – завершающий | Накопление материала, презентация проектов, самоанализ, стендовый доклад, итоговая диагностика. |
План мероприятий по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | |||
1. | Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах. | Создание нормативно-правовой базы | Директор, Старший воспитатель |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | |||
2. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель, проектная групп |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | |||
3. | Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников». | Повышение уровня теоретических знаний педагогов. | Старший воспитатель |
Педсовет «Использование проектного метода в ДОО– фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» | Появление интереса к проектной деятельности | Старший воспитатель | |
4. | Организация работы проектной группы | Разработка материалов по реализации проектов | Старший воспитатель, |
5. | Составление перспективного плана детских проектов на новый учебный год | Создание творческих групп педагогов. | Старший воспитатель, |
6. | Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на новый учебный год | Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОО в процессе проектной деятельности | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
7. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на новый учебный год | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
8. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОО | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | |||
9. | Мониторинг проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. | Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОО |
10. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
11. | Представление опыта работы ДОО на различных уровнях | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
12. | Определение перспектив работы ДОО по проектной деятельности | План работы по проектной деятельности на перспективу | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Формы и методы работы с педагогами
- Беседа;
- Консультирование (индивидуальное и групповое);
- Семинары – практикумы;
- Практические занятия;
- Диагностика;
- Мастер - класс;
- Диалог;
- Взаимопосещение;
- Презентация;
- Выставки;
- Анкетирование.
Предполагаемые результаты
для старшего воспитателя
- Расширить знания по данной теме.
- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО, позволяющую обеспечивать рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
для педагогов:
- Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательно-образовательных отношений и сплочения коллектива педагогов.
Внедрить в воспитательно-образовательные отношения современные образовательные технологии.
Заключение
Опыт нашей образовательной организации показывает, что проектная деятельность детей успешно способствует поддержке детской познавательной инициативы в условиях ДОО и семьи. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные и современные средства обучения и воспитания на основе новых интегрированных технологий. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Начало работы по данному направлению в нашем учреждении было положено проведением семинара – практикума «Проектная деятельность детей как условие развития познавательной активности дошкольников». Педагоги получили теоретические знания и практические навыки по использованию проектной деятельности детей. Большой интерес у детей вызвала исследовательская проектная деятельность. В процессе данной работы разработаны и реализованы творческие проекты. Результатом данной работы стало повышение профессионального уровня педагогов в данном вопросе.
Увеличилось число педагогов, применяющих в своей работе метод проектной деятельности.
Увеличилось число педагогов, принимающих участие в конкурсах различного уровня.
В 2020-2021 учебном году педагоги и дети нашего ДОО успешно участвовали в городских творческих конкурсах, где занимали призовые места.
Используемая литература
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (Текст) / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.
6. УрминаИ.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) / И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-496720-1422535680.jpg)
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-195120-1359898696.jpg)
Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В данной работе представлен опыт по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/28/picture-803702-1469712338.jpg)
Круглый стол «Внедрение проектного метода в образовательный процесс для повышения качества работы по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Презентация о проведении круглого стола по результатам проектной деятельности в ГБОУ Школа №2055....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1109064-1549466980.jpg)
«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. ...
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/17/picture-1418844-1668633067.jpg)
Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"
На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовате...