Инструментарий по ТРИЗ для старшей и подготовительной группы
материал (старшая группа) по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_starshaya_gruppa.docx29.58 КБ
Файл instrumentariy_starshaya_gruppa.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий по ТРИЗ

Старшая группа

Подготовила воспитатель: МКДОУ «Шварцевский»  д/с

Нечипорович ВалентинаЕвгеньевна

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое

Методы: наблюдения, экспериментирование.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание воды, молока и т. д.

Опыты: замораживание воды, таяние снега, льда, нагревание до кипения.

Моделировать переход вещества из одного состояния в другое с помощью маленьких человечков.

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух и более веществ.

Методы: наблюдения, беседа, моделирование.

Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание лужи, аквариума, супа и т. д.

Моделирование объектов с помощью маленьких человечков.

3.Умение строить процессы взаимодействия между веществами.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: построить модель льда, железа и т. д. (твёрдого вещества) с помощью маленьких человечков. Заменить одного твёрдого человечка на человечка жидкости – это будет процесс таяния льда, плавления железа. А если сверху поставить человечка, символизирующего газ, то получим модель вещества с запахом/ароматическое вещество/.

4.Умение находить общее и отличие в однородных  объектах.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание платья и сарафана:

Общее – одежда, её носят девочки, из цветной ткани, есть карманы и т. д.

Отличие: сарафан носят летом, платье можно носить в разное время года, разный узор, у сарафана нет рукавов, а у платья есть и т. д.

 

5.Умение наделять объекты противоположными по назначению качествами

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание различных предметов(игрушка волк и картинка бабушка, карандаш и резинка, книга и картинка ребёнок).

Волк (злой) – бабушка (добрая)

Карандаш (пишет) – резинка (стирает)

Книга (даёт знания) – ребёнок (забирает)

6.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения:  подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта – карандаш (деревянный) и гвоздь (металлический) Им нужно перебраться на другой берег реки. Им не надо перебираться, потому что гвоздь утонет, он тяжёлый. Как выйти из положения, как им поступить? (можно построить плот или лодку – но на это уйдёт много времени). Карандаш перевезёт гвоздь на себе.

Опыты: с водой – в ванночку с водой опустить деревянный брусочек и металлическую пластину (что наблюдаете? Почему металлическая пластина утонула, а деревянный брусочек плавает на поверхности воды?)

7.Умение находить в 2 – 3х неоднородных объектах сходство и различие.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: сравнить пальто и листок.

Общее – одежда для человека и дерева, одного цвета, лёгкие по весу.

Отличие: пальто -  одежда, лист – растение, разная форма, назначение разное и т. д.

8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: предлагается объект сказочное животное.

Человек – с руками, ногами.

Птица – с хохолком, хвостом.

Сказочное животное: с руками, ногами, хохолком и птичьим хвостом.

9.Умение видеть объект во временном разрезе.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: объект, например: дерево. Рассмотреть его (используя 9 экранов системы): в системе, надсистеме, подсистеме т.е. в настоящем, прошлом и будущем.

 

Инструментарий по ТРИЗ

Подготовительная группа

Подготовила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое

Методы: наблюдения, экспериментирование.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание воды, молока и т. д.

Опыты: замораживание воды, таяние снега, льда, нагревание до кипения.

Моделировать переход вещества из одного состояния в другое с помощью маленьких человечков.

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух и более веществ.

Методы: наблюдения, беседа, моделирование.

Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание лужи, аквариума, супа и т. д.

Моделирование объектов с помощью маленьких человечков.

3.Умение строить процессы взаимодействия между веществами.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: построить модель льда, железа и т. д. (твёрдого вещества) с помощью маленьких человечков. Заменить одного твёрдого человечка на человечка жидкости – это будет процесс таяния льда, плавления железа. А если сверху поставить человечка, символизирующего газ, то получим модель вещества с запахом/ароматическое вещество/.

4.Умение находить общее и отличие в однородных  объектах.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассмотреть птиц.

Сходство: есть клюв, крылья, хвост, оперение

Отличие: разного размера, разной окраски, по разному поют, по разному себя ведут.

5.Умение наделять объекты противоположными по назначению качествами

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание различных предметов(игрушка волк и картинка бабушка, карандаш и резинка, книга и картинка ребёнок).

Волк (злой) – бабушка (добрая)

Карандаш (пишет) – резинка (стирает)

Книга (даёт знания) – ребёнок (забирает)

6.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения:  подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта – карандаш (деревянный) и гвоздь (металлический) Им нужно перебраться на другой берег реки. Им не надо перебираться, потому что гвоздь утонет, он тяжёлый. Как выйти из положения, как им поступить? (можно построить плот или лодку – но на это уйдёт много времени). Карандаш перевезёт гвоздь на себе.

Опыты: с водой – в ванночку с водой опустить деревянный брусочек и металлическую пластину (что наблюдаете? Почему металлическая пластина утонула, а деревянный брусочек плавает на поверхности воды?)

7.Умение находить в 2 – 3х неоднородных объектах сходство и различие.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта, например: куртка и перья.

Сходство: одежда для человека и птиц, один цвет, удобные, лёгкие.

Отличие: куртка одежда, перья – оперение, разной формы ит. Д.

8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: предлагается объект сказочная птица.

Стекло – прозрачное, блестящее

Лягушка – зелёная, с большими глазами, прыгающая

Сказочная птица: зелёная, прозрачная, прыгающая, блестящая, с большими глазами

9.Умение видеть объект во временном разрезе.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: объект, например: Яблоко. Рассмотреть его (используя 9 экранов системы): в системе, надсистеме, подсистеме т.е. в настоящем, прошлом и будущем.



Предварительный просмотр:

Инструментарий по ТРИЗ

Старшая группа

Подготовила воспитатель: МКДОУ «Шварцевский»  д/с

Нечипорович ВалентинаЕвгеньевна

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое

Методы: наблюдения, экспериментирование.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание воды, молока и т. д.

Опыты: замораживание воды, таяние снега, льда, нагревание до кипения.

Моделировать переход вещества из одного состояния в другое с помощью маленьких человечков.

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух и более веществ.

Методы: наблюдения, беседа, моделирование.

Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание лужи, аквариума, супа и т. д.

Моделирование объектов с помощью маленьких человечков.

3.Умение строить процессы взаимодействия между веществами.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: построить модель льда, железа и т. д. (твёрдого вещества) с помощью маленьких человечков. Заменить одного твёрдого человечка на человечка жидкости – это будет процесс таяния льда, плавления железа. А если сверху поставить человечка, символизирующего газ, то получим модель вещества с запахом/ароматическое вещество/.

4.Умение находить общее и отличие в однородных  объектах.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание платья и сарафана:

Общее – одежда, её носят девочки, из цветной ткани, есть карманы и т. д.

Отличие: сарафан носят летом, платье можно носить в разное время года, разный узор, у сарафана нет рукавов, а у платья есть и т. д.

 

5.Умение наделять объекты противоположными по назначению качествами

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание различных предметов(игрушка волк и картинка бабушка, карандаш и резинка, книга и картинка ребёнок).

Волк (злой) – бабушка (добрая)

Карандаш (пишет) – резинка (стирает)

Книга (даёт знания) – ребёнок (забирает)

6.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения:  подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта – карандаш (деревянный) и гвоздь (металлический) Им нужно перебраться на другой берег реки. Им не надо перебираться, потому что гвоздь утонет, он тяжёлый. Как выйти из положения, как им поступить? (можно построить плот или лодку – но на это уйдёт много времени). Карандаш перевезёт гвоздь на себе.

Опыты: с водой – в ванночку с водой опустить деревянный брусочек и металлическую пластину (что наблюдаете? Почему металлическая пластина утонула, а деревянный брусочек плавает на поверхности воды?)

7.Умение находить в 2 – 3х неоднородных объектах сходство и различие.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: сравнить пальто и листок.

Общее – одежда для человека и дерева, одного цвета, лёгкие по весу.

Отличие: пальто -  одежда, лист – растение, разная форма, назначение разное и т. д.

8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: предлагается объект сказочное животное.

Человек – с руками, ногами.

Птица – с хохолком, хвостом.

Сказочное животное: с руками, ногами, хохолком и птичьим хвостом.

9.Умение видеть объект во временном разрезе.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: объект, например: дерево. Рассмотреть его (используя 9 экранов системы): в системе, надсистеме, подсистеме т.е. в настоящем, прошлом и будущем.

 

Инструментарий по ТРИЗ

Подготовительная группа

Подготовила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое

Методы: наблюдения, экспериментирование.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание воды, молока и т. д.

Опыты: замораживание воды, таяние снега, льда, нагревание до кипения.

Моделировать переход вещества из одного состояния в другое с помощью маленьких человечков.

2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух и более веществ.

Методы: наблюдения, беседа, моделирование.

Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассматривание лужи, аквариума, супа и т. д.

Моделирование объектов с помощью маленьких человечков.

3.Умение строить процессы взаимодействия между веществами.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: построить модель льда, железа и т. д. (твёрдого вещества) с помощью маленьких человечков. Заменить одного твёрдого человечка на человечка жидкости – это будет процесс таяния льда, плавления железа. А если сверху поставить человечка, символизирующего газ, то получим модель вещества с запахом/ароматическое вещество/.

4.Умение находить общее и отличие в однородных  объектах.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: рассмотреть птиц.

Сходство: есть клюв, крылья, хвост, оперение

Отличие: разного размера, разной окраски, по разному поют, по разному себя ведут.

5.Умение наделять объекты противоположными по назначению качествами

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: рассматривание различных предметов(игрушка волк и картинка бабушка, карандаш и резинка, книга и картинка ребёнок).

Волк (злой) – бабушка (добрая)

Карандаш (пишет) – резинка (стирает)

Книга (даёт знания) – ребёнок (забирает)

6.Умение строить противоречия и разрешать их.

Методы: опыты, наблюдения.

Форма проведения:  подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта – карандаш (деревянный) и гвоздь (металлический) Им нужно перебраться на другой берег реки. Им не надо перебираться, потому что гвоздь утонет, он тяжёлый. Как выйти из положения, как им поступить? (можно построить плот или лодку – но на это уйдёт много времени). Карандаш перевезёт гвоздь на себе.

Опыты: с водой – в ванночку с водой опустить деревянный брусочек и металлическую пластину (что наблюдаете? Почему металлическая пластина утонула, а деревянный брусочек плавает на поверхности воды?)

7.Умение находить в 2 – 3х неоднородных объектах сходство и различие.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: выбираются два объекта, например: куртка и перья.

Сходство: одежда для человека и птиц, один цвет, удобные, лёгкие.

Отличие: куртка одежда, перья – оперение, разной формы ит. Д.

8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: предлагается объект сказочная птица.

Стекло – прозрачное, блестящее

Лягушка – зелёная, с большими глазами, прыгающая

Сказочная птица: зелёная, прозрачная, прыгающая, блестящая, с большими глазами

9.Умение видеть объект во временном разрезе.

Методы: наблюдения.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: объект, например: Яблоко. Рассмотреть его (используя 9 экранов системы): в системе, надсистеме, подсистеме т.е. в настоящем, прошлом и будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с элементами ТРИЗ по ФЭМП в подготовительной группе

В данном конспекте содержится пример использования ТРИЗ на занятиях по ФЭМП....

Конспект интегрированной ООД по развитию речи : «Поможем Маше готовиться к школе» (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий) в подготовительной группе.

Этот материал будет полезен  воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по развитию связной  речи, подготовке к школе.Конспект интегрированной ООД по развитию речи...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека ТРИЗ-игр для дошкольников подготовительной группы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

ТРИЗ игры с детьми. (подготовительная группа)

ТРИЗ игры с детьми. (подготовительная группа)...

ПОДБОРКА ЗАНЯТИЙ с детьми средней, старшей и подготовительной группы с элементами технологии ТРИЗ

Конспекты образовательных мероприятий  с детьми средней, старшей и подготовительной группы с элементами технологии ТРИЗ....