Перспективное планирование по ТРИЗ
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Развивать логическое мышление,  творческое воображение, формирование основ системного мышления, умение строить противоречия, формировать приёмы фантазирования, учить видеть пользу и вред в одном предмете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_po_triz_v_starshey_gruppe.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы в  старшей группе  по ТРИЗ

Подготовила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с» Нечипорович Валентина Евгеньевна

№/№

Дата

Образовательная деятельность

Игровая деятельность

Наблюдения

Работа с родителями

   

     1

Сентябрь  

1.«Что мы знаем о фруктах и овощах»

Задачи: закреплять представления детей о том, где выращивают овощи и фрукты, знания об их свойствах. Учить строить описательные рассказы на сравнение овощей и фруктов, используя волшебные квадратики,  строить сложносочинённые предложения, развивать логическое мышление детей. Активизировать словарь детей: косточка, семя, бахча, урожай, плоды, корни, стебель. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. «Что мы знаем о еже. Чтение произведения Е.Чарушина «Ёж».

Задачи: закреплять знания детей о диких животных (еже), среде его обитания, его повадках, внешнем виде, чем он питается, какую пользу приносит, развивать у детей умения доказывать, что ёж дикое животное, используя системное мышление (если со всех экранов взять надсистему, то есть среду обитания); формировать умение отвечать на вопросы воспитателя правильным ответом, используя игру «Хорошо – плохо» - развивать у детей логическое мышление, воображение, фантазию; активизировать словарь детей: дикое, щетина, жилище. Воспитывать любовь к животным.

Литература: «Методы развития творческого мышления» (Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду), стр. 83, 78.

 

1 «Хорошо – плохо»

2.»Наоборот»

3.»Что это такое»

4.«Полиномы фантазии»

5. «Фантастические гипотезы»

6. «Маленькие человечки»

7. «Загадки – шутки»

8. «Загадки- почемучки»

9. «Моделирование сказок»

10. «Красная шапочка»

11. «Да – нет»

Задачи: формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте.

1.Рассматривание божьей коровки. Представь себя на её месте. Для чего ты живёшь?

2.Предложить детям выложить узор на асфальте из камешков. Что получилось?

3.Наблюдение за солнцем. Чем полезно солнце? Какой вред приносит?

4.Наблюдение за птицами. Найти общее и различие : птица – самолёт.

5. Наблюдение за отлётом птиц в тёплые края. Что хорошего в том, что птицы улетают на юг? Что плохого в том, что птицы улетают на юг?

6.Рассматривание насекомых через увеличительное стекло: что видите? Почему они такими стали? На кого похожи?

7.Наблюдение за листопадом: что общего между листьями и птицами? Чем отличаются?

Консультация: «Первые шаги в ТРИЗ»

   

    2

 

Октябрь

«Я – это кто?»

Задачи: используя гинетический подход, показать  становление системы, последовательность и особенность её поэтапного развития (качественные изменения). Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя правильным ответом. Развивать у детей мышление, воспитывать интерес к познанию самого себя.

Литература: «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии», стр. 13

А.И.Никашин, А.М.Страунинг.

2. «Смена поколений»

Задачи: используя гинетический и функциональный подходы, показать смену поколений человека (замену одной системы другой), подвести к пониманию зависимости в оценке деятельности человека (функций системы ), от пользы, которую эта деятельность приносит для других, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать мышление, воспитывать любовь и уважение к старшему поколению.

Литература: «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии», стр.15 А.И.Никашин, А.М.Страунинг.

 

1.«Скажи - по другому»

2. «Творческая ошибка»

3. «Цепочка слов»

4. «Один – много»

5. «Хорошо – плохо»

6. «Кем был раньше»

7. «Фантазия»

8. «Найди игрушку»      9.«Функционально стоимостный анализ»

10. «Игры и упражнения для развития внимания, наблюдательности»

11. «Красная шапочка»

1.Предложить детям оживить ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чём спорит ветер с солнцем?

2.Наблюдение за облаками: Куда они плывут? Какие вести несут? О чём нам расскажут? Что нам покажут?

3.Предложить детям походить по асфальту в обуви с мокрой подошвой: что получилось? Почему?

4.Наблюдение за листопадом: на что похожи листья?

5. Наблюдения за дождём через очки с цветными стёклами: почему дождь жёлтый, красныё?

6. рисование на песке палочкой: что получилось?

7.Рассматривание кошки через увеличительное стекло: на кого она похожа

8. Выкладывание узоров на асфальте: что получилось?

Ознакомить детей с картотекой игр по  технологии – ТРИЗ.

   

 

   3

   

Ноябрь

1.«Биржа труда»

Задачи: уточнить представление детей о труде взрослых, опираясь на модель труда, формировать умение подвергать предметы системному анализу, формировать желание участвовать в коллективной беседе, поощрять творческую фантазию детей, развивать речь детей, обогащать словарный запас детей,  воспитывать интерес к труду взрослых.

Литература: дошкольное воспитание №6 – 1995г. Стр.32

2.»Свойства дерева»

Задачи: познакомить детей со свойствами дерева (прочное, не тонет в воде, горит, окрашивается), создать ситуацию, чтобы ребёнок повторил исторический путь познания и преобразования предмета (дерево), подвести детей к проблеме многофункционального использования дерева как вещества, дать понять. Что дерево имеет своих заместителей, развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к предметам, сделанных из дерева.

 Литература: 1. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии». Стр. 9. А.И.Никашин, А.М.Страунинг.

2. Дошкольное воспитание № 4 – 1993г. Стр. 23.

 

1.«Чьё это место», «Поменяйтесь местами»

2. «Творческая ошибка»

3. « Польза – вред»

4»Маленькие человечки»

5. «Придумай сказку по схеме»

6. «Цепочка слов»

7. «Хорошо – плохо»

8. «Фантазия»

9. «Лжезагадки»

10. «Бином фантазии»

11.«Да - нет»

1.Предложить детям превратиться в кустик: о чём ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чём шепчутся твои листики?

2. Наблюдение за листопадом: на что похожи листики, когда они кружатся в воздухе?

3.Наблюдение за дождём через цветные стёклышки: почему дождь фиолетовый,  жёлтый, зелёный?

4.Рассмотреть лужи вечером: на что они похожи в темноте?

5. Предложить походить по асфальту в обуви с мокрой подошвой: что получилось? Почему?

6.Рассматривание опавших листьев через увеличительное стекло:  на что похожи листья?

7. Выкладывание узоров из верёвочек. Камешков: что получилось?

Оформить папку передвижку на тему «Чудеса прогулок»

    4

Декабрь

1.«Человек дома, на работе, в быту»

Задачи: используя структурный и функциональный подходы, подвести детей к пониманию зависимости выбора надсистемы или оценки деятельности человека от углов зрения критериев, взглядов), развивать внимание, фантазию детей, мышление, воспитывать интерес к окружающему.

Литература:  «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии» А.И.Никашин, А.М.Страунинг. стр. 18.

2. Сказочные превращения – «Перевёртыши»

Задачи: формировать у детей умение использовать ресурсы за счёт обмена свойствами характерных признаков, умение находить наличие положительных и отрицательных признаков в объектах, развивать память, связную речь детей, логическое мышление, воспитывать любовь к окружающему миру.

Литература: «Методы развития творческого мышления»

(учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду) стр. 134

 

1.«Что это такое»

 2. «Хорошо – плохо»

3. «Польза -  вред»

4. «Конструирование загадки»

5. «Придумай сказку по схеме»

6. «Лжезагадки»

7. «Загадки – шутки»

8. «Игры и упражнения на развитие внимания, наблюдательности»

9. «Наоборот»

10. « Узнай меня»

11. «Теремок»

1.Наблюдение за тайнами теней и превращений: в кого превращаются сугробы вечером? Кусты? Снежные постройки?

2. Рассмотреть одежду детей: почему варежки согревают руки? Шапка – голову и т. д.

3. Рисование палочкой на снегу: что получилось?

4. Наблюдение за метелью: какой характер у метели? О чём спорят снег и ветер? Кто мама метели? Почему бывает метель?

5. Предложить оживить снег: откуда он пришёл? Какие вести нам принёс? Чем снег хорош? Чем плох?

6.Чем может служить палочка?

7. Рассматривание льда: Что с ним станет , если лёд перенести в тепло? Предложить детям показать как выглядят «Маленькие человечки» льда.

8. Рассматривание снега через цветные стёкла: какого цвета снег? Почему?

9.Рассматривание снежных построек через увеличительное стекло: на что похожи постройки?

Привлечь родителей к изготовлению пособия к игре «Треугольники»

5

Январь

1.«Дед Жара»

Задачи: закреплять знания детей о характерных признаках зимы, учить находить противоположности, устанавливать взаимосвязь между временем года и внешним видом, формировать умение правильно отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей, развивать память, логическое мышление, воспитывать любовь к природе.

Литература: «Методы развития творческого мышления (Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду» стр.140.

2. «Волшебные снежки»

Задачи: закреплять с детьми свойства снега, объясняя эти свойства с помощью «Маленьких человечков», учить разрешать противоречия, отвечать на вопросы воспитателя правильным ответом, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к природе.

Литература: «Методы развития творческого мышления» стр. 131.

1. «Маша – растеряша»

2. «Теремок»

3. «Бином фантазии»

4. «Треугольники»

5. «Фантастические гипотезы»

6. «А что потом?

7. «Перевирание сказки»

8. «Оживление предметов, окружающих детей»

9. «Хорошо – плохо»

10. «Камень, брошенный в пруд»

11. «Теремок»

12. «Изобрази фигуру» (показать пантонимой игры зимой)

1.Наблюдение за облаками: на что похожи? Откуда плывут? Какие вести нам несут? О чём мечтают? Что нам покажут»

2. Наблюдение за солнцем: находить положительные и отрицательные качества.

3. Рисование палочкой на снегу: что получилось? Почему?

4. Рассматривание зимней одежды: почему куртка нас согревает нас в мороз? Варежки? Шапка?

5. Рассматривая снег , учить детей находить положительные и отрицательные качества.

6. На что похожи кусты, снежные постройки в темноте?

7. Рассматривание снега через цветные очки: почему снег красный? Синий?

Консультация на тему: «Творчество с помощью ТРИЗ»

6

 Февраль

1.«Волшебница – вода».

Задачи: продолжать знакомить детей с закономерностями в природе: формировать понятие о круговороте в природе, закреплять свойства воды, побуждать к исследовательской деятельности, активизировать словарь детей, развивать мышление, наблюдательность, учить находить  положительные и отрицательные качества в одном предмете, с помощью  «Маленьких человечков» моделировать переход воды из жидкого состояние в твёрдое и газообразное,  воспитывать бережное отношение к воде, природе, дружеские взаимоотношения.

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в д/саду» стр. 378.

2.  «Волшебное море»

Задачи: продолжать знакомить детей с приёмами уменьшения и увеличения предметов. учить выявлять последствия этих процессов, развивать мышление, фантазию детей, развивать речь детей, воспитывать интерес к окружающему.

Литература: Дошкольное воспитание №9 -1996г. Стр. 5.

 

1. «Бином фантазии»

2. «Треугольники»

3. «Хорошо – плохо»

4. « Цепочка слов»

5. « Фантастические гипотезы»

6. «Польза – вред»

7. «Что это?»

8. «Что в чём»

9. « Творческая ошибка»

10. «Игры и упражнения для развития внимания и наблюдательности»

11. «Красная шапочка»

1. Рассмотреть сугробы снега: что хорошего в том , что снега много? Что плохого в том, что снега много?

2. Рисование палочкой на снегу: что получилось? Почему?

3. Рассматривание снега через цветные очки: почему снег жёлтого цвета? Зелёного?

4. На что похожи снежные сугробы в темноте?

5.Рассматривание снежных построек через увеличительное стекло: на что похожи постройки? Почему?

Консультация на тему: «Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием технологии ТРИЗ»

7

Март

1.«Что мы знаем о себе»

Задачи: уточнить знания детей о частях тела человека, их взаимосвязи между собой, учить обыгрывать ресурсы и аналогии, отвечать на вопросы воспитателя правильным ответом, обогащать словарь детей. Развивать мышление, воспитывать любознательность.

Литература: «Методы развития творческого мышления» стр.115.

2.  «Давайте познакомимся»

Задачи: формировать у детей умения строить противоречия через создание ситуаций, развивать мышление, память, внимание, развивать речь детей, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Литература: «Методы развития творческого мышления» (Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду) стр. 109.

1.«Изобрази фигуру»

2. «Теремок»

3. «Польза – вред»

4. «Кем был раньше»

5. «Бином фантазии»

6. «Что это?»

7. «Узнай меня»

8. «Загадки – шутки»

9. «Лжезагадки»

10. «Чем может быть?»

1.  Наблюдение за облаками: откуда плывут? На что похожи? Что они могут нам рассказать?

2.Рассматривание кошки через увеличительное стекло: на кого она похожа? Почему?

3.Наблюдение за птицами: сравнить птицу и самолёт: что общего? Чем отличаются?

4. Рассмотреть лужи вечером: на что они похожи?

5. Беседа: чем может служить палочка? Грибок? Листок?

6. Наблюдение за дождём через цветные очки: почему дождь фиолетового цвета? Жёлтого? Коричневого?

Привлечь родителей к изготовлению пособия к игре «Маленькие человечки»

  8

Апрель

1.«Что мы знаем о птицах»

«Птицы дикие и домашние»

Задачи: обогащать и расширять знания детей о внешнем виде птиц, уметь показать общее и то, чем птицы отличаются друг от друга, из чего состоят и частью чего являются, среда обитания и поведение в природе в разное время года, изменять свои суждения в последовательной форме, используя игру «Хорошо – плохо» учить детей видеть хорошее и плохое в одном объекте, развивать мышление, воображение, память, развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к пернатым.

Литература: «Методы развития творческого мышления».

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи»

2. «Транспорт» «Что может танк»

Задачи: формировать у детей умение наделять объект многофункциональностью с использованием его ресурсов, развивать мышление, умение фантазировать. Находить сходства и различие между разными видами транспорта, обогащать словарь детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любознательность.

Литература: Методы развития творческого мышления» стр. 121.

1.«Наоборот»

2. «Польза – вред»

3. «Полиномы фантазии»

4. «Хорошо – плохо»

5. «Маленькие человечки»

6. «Составь сказку по схеме»

7. «Что это такое7»

8. «Чьё это место?»

9. «Загадки – шутки»

10. «Творческая ошибка»

1.Предложить походить с мокрой подошвой обуви по сухому асфальту: что видите? Почему это получилось?

2.Педложить порисовать палочкой на песке: что получилось? Почему?

3. Наблюдение за собакой через увеличительное стекло: на кого похожа собака? Почему?

4.Предложить превратиться в кустик: о чём ты мечтаешь? Кто твои друзья? Кого ты боишься?

5.Сравнение птицы и самолёта: что общего? Чем отличаются?  

9

Май

1.«Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Задачи: систематизировать и уточнить знания детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление, умение делать выводы, разрешать противоречия,  обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к вещам и предметам.

 Литература: Дошкольное воспитание №1 – 1998г. Стр.63

2. Как человек победил ночь»

Задачи: уточнить представления детей об источниках света, о необходимости рационального освещения помещений и т. д.; о свете, как источнике тепла, формировать умение разрешать противоречия, развивать мышление, воображение, развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, воспитывать бережное отношение к использованию источников света.

Литература: «Дошкольное воспитание № 1 – 1998г» стр. 65  

1 «Польза – вред»

2. «Теремок»

3. «Да – нет»

4. Загадки – шутки»

5. «Речевые упражнения на развитее речи и логического мышления детей»

6. «Хорошо – плохо»

7. «Нравится – не нравится»

8. Опасно – не опасно»

9.  «Лжезагадки»

10. «Наоборот»

1.Рассматривание майского жука через увеличительное стекло: на кого похож? Почему?

2.Представь себя на месте божьей коровки: кто твои друзья? Кого ты боишься? Что нам расскажешь? Что нам покажешь?Что ты любишь есть?

3. Рассматривание дождя через цветные очки.

4.Рассматривание муравьёв, божьей коровки через увеличительное стекло: на кого похожи? Почему?

5. Выкладывание узоров из верёвочек, камешков на асфальте: что получилось?

6. Предложить детям превратиться в кустик: С кем ты подружишься? О чём мечтаешь? О чём шепчутся твои листочки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего дошкольного возраста на 2014-2015 г.

Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение  активного ...

Конкурс. Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.

месяцназвание    Цель и содержаниеоктябрь«Знакомые герои в новых обстоятельствах»Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример...

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей старшего возраста

Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих проц...

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей подготовительной к школе группы

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противор...