Опытно-эксперементальная деятельность детей средней группы на тему: "Ищем невидимку"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Жиленко Татьяна Викторовна

На данном занятии дети получат представления о физических свойствах воздуха с помощью технологий развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ishchem_nevidimku.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы на тему: «Ищем невидимку»

 Цель: Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания детей о неживой природе – воздухе, его свойствах;
  • обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • формировать умение выдвигать предположения, догадки (гипотезы) и делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • развивать мышление, память, речь;
  • развивать творчество, фантазию, воображение;
  • расширять кругозор о неживой природе;
  • расширять словарный запас;

Воспитательные:

  • формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе;
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

Технологии:

  • познавательно - исследовательская;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • продуктивная.

Предшествующая работа:

  •  наблюдения за ветром;
  •   эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Оборудование: компьютер, ноутбук, интерактивная доска, лаб-камера, тазики с водой на каждого ребенка, вата, стаканчики, волшебная палочка, вентилятор,  зубочистки с флажком,  пенопласт, коктейльные  трубочки, воздушные шарики (по количеству детей), предметы для лаборатории, камни, дерево, монеты, поролон, баночки для определения запахов, индивидуальные полотенца, разведенная гуашь, кисточки, альбомные листы, карточки  со свойствами воздуха.

 Ход занятия: 

Ребята, посмотрите,  сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся  «Доброе утро» и улыбнёмся им. Ведь улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Посмотрите, гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и веселее.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану! Мы с вами живём на дне целого океана? Удивлены?  Дети: Да!

А я хочу раскрыть вам одну тайну. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему, словно огромные серебристые «рыбы», пролетают самолеты. Догадались, как же называется этот океан? (Воздушный океан). Верно, это воздушный океан!

Ну что ж, отправляемся!

(Звучит лёгкая приятная музыка).

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

- Почему вы открыли? Что произошло? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей). Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем!
 (Ответ детей - воздух). 

Ребята, а что вы знаете о воздухе? А вы знаете,  какими свойствами обладает воздух?  А кто изучает воздух? (ученые) А где работают ученые? (В лаборатории).

  А вы хотите поиграть в ученых и посетить нашу лабораторию?   Я немножко занимаюсь волшебством и могу вас при помощи волшебной палочки          перенести  вас  в лабораторию.  Закрывайте  глаза и  все вместе  произнесём волшебные слова

«эни, бэни, раба». (Дети открывают глаза и оказываются в лаборатории). (Стол накрыт тканью, под ней предметы лежат: микроскоп, лупа…..)

А вот и наша маленькая лаборатория.  Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками.

Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии.

ОПЫТ  1. Ребята, а как вы думаете,  есть ли воздух в этом стакане?                         

Посмотрите (показываю детям пустой стакан),   как вы думаете, этот стакан   пустой?          (переворачиваю).     Да. А давайте  проверим?  Возьмите  стаканчики, на дно положим вату так, чтобы она не упала, а теперь  переворачиваем стакан и опускаем его ровно  в     чашку с водой.   Вода в стакан попала  или нет?  Вата намокла? Ребята, почему вода не попала в стакан? Что не пустило воду в стакан?    Какой можно сделать вывод? Правильно, помог именно воздух. В  стакане находится воздух, он не пускает туда воду. А вы его видели, или просто догадались? (Ответы детей.) А хотите увидеть воздух?  Опустите стакан снова в воду и наклоните его немного. Что появилось? Побежали пузырьки. А вы говорили, что стакан пустой. Так что за невидимка сидел в стакане, которого выдали пузырьки? (Это воздух).  

Действительно воздух есть везде, он окружает нас повсюду, в комнате и на улице, но мы его не видим. Какой воздух? А имеет ли воздух цвет? Какой сделаем вывод?

Вывод: воздух невидимый, прозрачный (карточка)

ОПЫТ 2.  Посмотрите, что есть в нашей лаборатории. Какие  предметы: камень, поролон, дерево и монетка. Как вы думаете, есть ли воздух в камне? В поролоне? В монетке? В дереве? (Ответы детей.)

Давайте проверим.

Я предлагаю опустить эти предметы в стаканы с водой и посмотреть, что произойдет. Дети по очереди опускают предметы в воду  и делают выводы: есть ли воздух в предметах?

Ребята, а как вы думаете,  есть ли в нас воздух?  

Я предлагаю вам подуть в трубочки, предварительно,  опустив их в воду. Что происходит?  Выходят пузырьки. Пузырьки? Как там они оказались, там же вода только что была. Ребята как вы думаете, как появились эти пузырьки? Мы подули в трубочки, из нас вышел воздух в виде пузырьков. Пузырьки - это и есть воздух, который внутри нас. Мы вдыхаем воздух, а потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Что воздух есть внутри предметов… и даже внутри людей. (карточка)

Физминутка. Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие исследования, нам надо отдохнуть. (Звук ветра)

Наши ноги - это корни,

Наше туловище - ствол,

Наши руки - это ветви,

Наши пальцы - это листья.

- Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Шевелят пальчиками.)

Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле. (Наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (выпрямиться, шевелить только пальцами рук).

ОПЫТ  3. Ребята, а как вы думаете, может  ли    воздух двигаться?  Чувствуем ли мы  движение воздуха?  А сейчас отгадайте загадку:                      

Он поёт, гудит, играет
и над тучами летает.
Воет волком за окном
  и пугает перед сном.
А когда устанет  –
невидимкой станет.      
(Ветер)

 А как ветер и воздух связаны между собой? Вы знаете,  что такое ветер?  Ветер - это движение воздуха в природе.  Воздух стоит – нет ветра, воздух движется – возникает ветер.  Когда воздух движется,  мы его чувствуем (включить вентилятор).

Что ветер приводит в движение? (деревья, облака, листья, флаги, вертушку…)

 А ещё используя силу ветра, мы можем заставить плавать маленькую лодочку  или кораблик, попробуем.

        Давайте сделаем из пенопласта, зубочистки  с флажком кораблик. Поставьте кораблик на воду, он плывет? А теперь подуйте  на него. Воздух,  ударяясь о парус,  двигает кораблик. Какой вывод мы можем сделать?  

Вывод: Ветер – это движение воздуха (карточка)

ОПЫТ 4. Дети,  имеет ли воздух запах? (Ответы детей.)

Я вам предлагаю понюхать воздух. Что вы ощутили? (Ответы детей.)

 А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Воздух  может приобретать запахи других пахучих веществ. Я вам принесла «окрашенный» запахами воздух. Предлагаю детям баночки с различными запахами: апельсиновый, чесночный, лимонный (Дети нюхают и определят запах.)

Какой сделаем вывод?

Вывод: воздух не пахнет, но  может передавать запахи других пахучих веществ. (карточка)

ОПЫТ 5. Сколько всего мы узнали о воздухе! А  вы знаете, оказывается,  при помощи воздуха можно рисовать! Удивлены! Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками,  и создать необычные образы.

Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем  кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть в центр листа. Получилось?  Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…

На что похожи ваши кляксы?...

Когда наши кляксы высохнут, можно  дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: при помощи воздуха можно рисовать.

Молодцы, ребята, вы сегодня сделали столько открытий,  справились с всеми  заданиями как настоящие ученые.  Про воздух можно еще узнать много интересного, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Я  возьму волшебную палочку, а вы закроете глаза и мы все вместе  произнесём волшебные слова « эни, бэни, раба» и окажемся в группе.  

Итог. Ребята, вам понравилось быть учеными? А что мы с вами сегодня исследовали? (воздух). Что вы узнали о воздухе?

Ребята, посмотрите, сколько у меня воздушных шариков. А чем наполнены шары? (воздухом)  Я хочу вам подарить частичку воздуха. Если вам понравилось быть учеными возьмите желтый шарик, а если не совсем, то возьмите зеленый шарик. Благодарю вас за исследования, и жду вас еще в своей лаборатории, ведь про воздух можно узнать еще столько интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы

Задачи:1.      Закреплять знания детей о геометрических фигурах.2.      Развивать навык прямого и обратного счёта до 5.3....

Конспект по организации непосредственной деятельности детей средней группы. Тема: «Приключения Буратино»

Конспект по организации непосредственной деятельности детей средней группы на тему: «Приключения Буратино».Цель: Формирование интереса к чтению.            Формиров...

конспект "Организация совместной деятельности детей средней группы "

Организация совместной деятельности детей средняя группа Организация совместной деятельности детей средняя группа по теме «Три медведя» Программное содержание: Овладевание действиями замещения с п...

конспект "Организация совместной деятельности детей средней группы "

                   Конспект  организации совместной деятельности детей   в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...