"Развитие коммуникативных навыков дошкольника"
методическая разработка на тему

Сигаева Надежда Викторовна

      Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников».

      Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека.

     В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

     Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

      Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

   Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

    Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

    Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому.

    Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
   Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей.     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей. 
Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
     Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей. 
   В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место.

    Одной из самых важных задач развития дошкольников является развитие их коммуникативных навыков. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолеть молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В тоже время, мы стремимся к тому, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной.      

   В процессе общения в разных видах деятельности, дети затрудняются в умении сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. Умение активно общаться успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

  1. Воспроизведение хорошо знакомых сказок.        

  2. Пересказывание  маленьких рассказов, используем совместный пересказ, где взрослый ненавязчиво напоминает фразы, подсказывает забытое слово.

Понимание и осмысление речи взрослых, сверстников приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность своего рассказа, точно передать языковые средства. Поэтому можно использовать:

3. Поисковые вопросы, т.е. помогающие рассуждать.

   Для усиления познавательного эффекта, можно предложить  детям сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребёнок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

  Ребёнок  может пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть».   Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как: «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравиться ли она тебе?»

    4. При развитии коммуникативных навыков можно также использовать  загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом при угадывании, показывает ребёнку соответствующую картинку.

Если совсем маленький ребёнок учится только отгадывать загадки, то ребёнок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

   5. Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребёнку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребёнку такой выбор: девочка, грибок, корзина, елочка, ёжик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Не желательно использовать  в данном случае образец взрослого. Учитывая имеющийся опыт коммуникативного взаимодействия у детей с друг с другом, с взрослыми, дети без затруднений включаются в новую игру.

   После пяти лет, когда у ребёнка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребёнку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

 - в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет.

- предложить ребёнку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления.

-  предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев;

- написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

- сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;

- рассказать историю от лица любимого героя или предмета;

- описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица весёлого и грустного человека);

- очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребёнку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации.   Это будет толчком для развития детского творчества.

  Развитие коммуникативных навыков в предложенной системе происходит наиболее эффективно, если данная работа осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с ребёнком в интересующей его деятельности. Педагогу представляется  возможность интеграции нескольких образовательных областей, возможность успешно взаимодействовать с родителями воспитанников, что, безусловно, повлияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...

Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.

В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...

Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.

         Коммуникативные способности включают в себя:- желание вступать в контакт,- умение организовать общение,- знание норм и правил при общении....

Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)

Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...