Итоговая аттестационная работа «Психофизиологическая готовность детей к школе на примере МАДОУ д/с «Юбилейный» города Балашова»
статья на тему

Федулова Светлана Ивановна

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihofiziologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Факультет дополнительного профессионального образования

Межотраслевой центр развития карьеры

Итоговая аттестационная работа

«Психофизиологическая готовность детей к школе на примере МАДОУ д/с «Юбилейный» города Балашова»

Выполнила: Федулова С. И.

Группа № 15

                                                                                Проверил: Баркетова Т. А.

Балашов

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3    

ГЛАВА I. Психофизиологическая готовность детей к школе………………… 6

1.1.​ Физиологическая готовность к школе……………………………………  6

1.2.​ Психологическая готовность детей к обучению в школе………………   8

1.2.1. Мотивационная готовность……………………………………………    9

1.2.2. Волевая готовность………………………………………………………11

1.2.3. Коммуникативная готовность…………………………………………   12

1.2.4. Интеллектуальная готовность…………………………………………   13

ГЛАВА II. Опыт работы по психофизиологической подготовке детей к школе…………………………………………………………………………… 18

2.1. Неподготовленность  руки  к  письму…………………………………… 18

2.2. Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе……………………………………………………………   20

2.3. Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе…………………   22

2.4. Формирование коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе…………………………………………………………………………   23

2.5. Формирование интеллектуальной готовности к школе………………… 25

ГЛАВА III. Методики для диагностики…………………………………………31

3.1.Диагностика формирования учебной мотивации…………………………31

3.2.Интеллектуальная готовность. Определение умственной работоспособности………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………  37      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………… 39

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………… 41    

Введение

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.

Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.

Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.

Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).

Цель работы: Изучение проблемы психофизиологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психофизиологической готовности ребенка к обучению в школе;

2. Дать определение психофизиологической готовности к школе и раскрыть ее компоненты.

ГЛАВА I. Психофизиологическая готовность детей к школе

1.1.​ Физиологическая готовность к школе

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. С началом школьного обучения нагрузка на организм ребенка резко возрастает. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка. Физиологи говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма, но к началу обучения эта перестройка еще не закончена, и в школе активное физиологическое развитие продолжается. То есть по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии готовности ребенка к школе

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
  • пропорции тела (по результатам Филиппинского теста);
  • смена зубов.

Физиологические:

  • моторика   (наличие   фазы   полета   при   беге,   способность   к   прыжку, способность к броску);
  • работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство  времени  (зависит  от  скорости  обменных  процессов)  должно приблизится к взрослому, иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают — одна из серьезных проблем современной школы.

Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, возбудителям детских инфекций и т.д.

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5 — 6 лет) дети переживают так называемый полуростовой скачок роста.

Для того чтобы узнать, прошел ребенок или нет полуростовой скачок, я проводила Филиппинский тест.

Просила ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, когда качественно меняются многие из функций организма. В биологическом смысле организм становится надежнее, а следовательно, работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка — до этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений — один из важных показателей степени подготовленности к школе. Его оценку я производила на основе наблюдений за походкой ребенка, а также за тем, как он бросает мяч взрослому и ловит мяч, брошенный ему. Показателями низкого уровня развития крупных движений служат:

  • неустойчивая, неровная походка (ребенок спотыкается, падает, задевает ногой за ногу, шаркает ногами);
  • наличие    большого   количества   лишних   движений,    сопутствующих основному движению и мешающих его выполнению;
  • существенное    нарушение    координации    движений,    приводящее    к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

При недостаточном уровне развития крупной моторики важно добиваться повышения двигательной активности детей. В этом случае я использовала образовательную деятельность, не содержащую соревновательных элементов: физическая зарядка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т.п., самые разнообразные игры с мячом — чем они разнообразнее, тем лучше, лазание по лестницам.

1.2.​ Психологическая готовность детей к обучению в школе

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно – сосудистой, эндокринной, опорно –двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 – 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Л. А. Венгер). У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают  интеллектуальную,  мотивационную, волевую и коммуникативную подготовленность ребенка.  
1.2.1. Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.

Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.

Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д. Любое действие или любой поступок человека обусловлено мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.

В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:

- социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а так же на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;

- учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;

- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

- позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;

- внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому что так мама сказала»;

- игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».

Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.

Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.

1.2.2. Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.
Способность к волевой регуляции собственных действий является одним из новообразований старшего дошкольного возраста. Не смотря на это, педагоги отмечают тенденцию к появлению у большинства старших дошкольников признаков импульсивности, несдержанности, сохраняющихся до момента выпуска из детского сада.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей морально-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Особого внимания требует формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовки его к школе. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, морально-волевые действия детей имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

1.2.3. Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточная для успешного освоения школьной программы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной коммуникативной готовности ребенка к школе.

Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности – принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

1.2.4. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность  является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и не живой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли он к этому?

В исследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения спрятанного в ней предмет-«секрета», схема типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т. п.) . Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Учителю следует принимать во внимание положение советских психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления – специфически дошкольных форм мышления. Кстати, исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Важно подчеркнуть, они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений.

Владение этими умениями, как показало исследование советского педагога А. П. Усовой, обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях. «Поэт, - писал Я. Корчак, - это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет, легко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие. А философ – это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как все есть на самом деле. Недооценка роли образного мышления в школьном обучении приводит к недостаточному развитию многих нравственно-психологических качеств, эмоциональной глухоте, нечувствительности к образам природы и искусства, господству наиболее простых дихотомических схем восприятия мира («мы-они», «черное-белое») и даже, как показал В. С. Ротенберг, снижают способность противостоять стрессовым ситуациям, с которыми зачастую невозможно справиться, руководствуясь одними лишь средствами однозначно-логического анализа.

Однако в каждом классе, наверное, есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

«Один неспособный мальчик, - писал Я. Корчак, - придумал себе такую игру. Когда я решаю задачу, цифры – это солдаты, а я – полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я дожжен выучить наизусть, это аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра».

Такие дети требуют особого внимания к ним: развития любознательности, кругозора. Но внимания требуют и дети, чья познавательная активность имеет «теоретическую» направленность.

Надо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему? »

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему? ».

ГЛАВА II. Опыт работы по психофизиологической подготовке детей к школе

2.1. Неподготовленность  руки  к  письму

Наибольшую  проблему  при   обучении  первоклассников   представляет неподготовленность руки к письму. Основными причинами являются две:

  • недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму);
  • несформированность    навыка    выполнения    графических    движений (психологическая неготовность к обучению письму).

Неподготовленность  руки  к  письму я определяла  несколькими способами:

1)  Ребенку предлагала нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 — 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен ее  фиксировать  на плоскости,  поэтому не  справляется  с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку.

2)  О развитии мелких движений пальцев я судила, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист,  не  может  менять   направление  линий   при   помощи  тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный  —  необходима  соответствующая  тренировка,  иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

3) Также для этого использовала задание «Езда по дорожке». Предлагала  ребенку  «проехать по дорожке», соединив   линией изображения машины и дома. Объясняла, что он должен провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция звучала так: «Ты — водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце показывала, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Результат оценивала как высокий, если отсутствовали выходы за пределы «дорожки», карандаш отрывался от бумаги не более трех раз, отсутствовали нарушения линии. Результат оценивала как низкий, если имелось три или более выхода за пределы «дорожки», а так же если были ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивала как средний.

Если я считала, что рука ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, использовала комплекс мер для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими       камешками;
  • занятия с пластилином;
  • занятие с конструкторами: закручивание гаек, шурупов;
  • игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
  • вырезывание ножницами;
  • рисование   различными   инструментами   и   материалами:   ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.;
  • работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, аппликация;
  • графические упражнения: штриховка-обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов;
  • раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
  • узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка, обведение по контуру, дорисовывание.

Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребенка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен — этого делать не стоит. Я работала с детьми в тетрадях с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребенок рисует фигуры — круги, квадраты и т.д., стараясь не выходить за строку), упражнения на выработку наклона. Я учила писать основные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, наклонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинной наклонной с петлей, полуовал и овал. Все это является важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.

Таким образом, мои дети:

- знают и соблюдают гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-  умеют ориентироваться в тетради, на строке, на странице; выполнять штриховку,     соблюдая    правила     штриховки;     уверенно пользоваться ножницами; изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

В своей работе я использовала упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук. (Приложение №1)

2.2. Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности;

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе я использовала различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбирала так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни: радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строила беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного поведения.

При организации игры в школу использовала сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). В сюжет игры включала образ Незнайки, который рисует образ ученика, который не хочет учиться, тем самым, нарушает установленные правила.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе в своей работе я  учитывала следующие рекомендации:

  • поддерживайть и поощряйть стремление ребенка к получению новой информации, отвечайть на его вопросы, давать ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах;
  • способствуйть формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайть снижения самооценки ребенка;
  • каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалить его, указывать на допущенные ошибки и объяснять, как их можно исправить, чтобы улучшить результат;
  • способствовать развитию у ребенка навыков общения: учить ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи;
  • следить за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий, потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше;
  •  способствовать развитию умственных способностей ребенка и помнить, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой;
  • не демонстрировать излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка;
  • быть терпеливм, не давать ребенку задания, которые превышающие его интеллектуальные возможности.  

2.3. Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе

Проблема организации эффективной работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению не нова. При этом неизбежно встаёт вопрос о результативности выбранного пути. В исследованиях многих учёных (М. И. Лисиной, Л. И. Божович) составляющие личностной готовности к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка.  Во-первых, это отношения с окружающими взрослыми. Важнейшим компонентом в них является произвольность – способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций, принимать взрослого в новом качестве — в качестве педагога. Во-вторых, это взаимоотношения со сверстниками, характеризующиеся появлением кооперативно-соревновательного типа общения, которое начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). В-третьих, это отношение ребенка к самому себе.

В связи с актуальностью проблемы передо мной  была поставлена цель – формировать произвольное поведение детей с помощью игровых методов и приёмов, развивать осознанное отношение детей к достижению поставленной цели, способствовать интеграции полученных умений в другие виды деятельности.

Были выдвинуты задачи.

1. Научить детей осознанному самоконтролю в ходе «волевых игр».

2. Учить анализировать собственное участие в игре.

3. Дать знания о школьных правилах.

Дошкольники с признаками импульсивного поведения не выделялись в особую группу, а занимались со всеми детьми вместе, что помогало им «тянуться» за «нормой». «Волевые игры» проводила после слушания сказки способствующей лучшему осознанию необходимости самоконтроля в разных жизненных ситуациях, а также мотивирующей на проверку собственной сдержанности, силы воли в играх и упражнениях. В одно занятие включалось не более двух игр, одна из которых имела подвижный характер, другая – пассивный. Обязательным условием по итогам каждой игры являлась рефлексия, которая помогала детям осознать степень достижения цели. Причём, каждый ребёнок самостоятельно анализировал себя (без комментариев взрослого). (Приложение №2)

2.4. Формирование коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе

   Как отмечает В. Гелло, через игру и в игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

       С позиции изучения коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе, как отмечает Т. Бабаева, представляется интересным выяснить, как отражается в игровом опыте старших дошкольников их отношение к сверстнику как игровому партнеру, а также представления о нормах и правилах игрового взаимодействия. Целостность игрового пространства возникает, прежде всего, на основе единства ценностно-смысловых установок всех участников игры. Готовность детей к взаимному согласию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров приводит к установлению единого пространства игры и гармонии игровых отношений. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласие – на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому передо мной стояла задача создать условия для обогащения игрового опыта детей социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволило сформировать коммуникативные умения. Для этого я использовала игру «Семья», которая проводилась с целью воспитывать желание у детей играть вместе, распределять роли и играть дружно. Игра «Магазин» развивает связную речь, память, мышление, умение распределять роли, воспитывать желание играть в коллективе. Игра «Мы ждем гостей» проводилась с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

        Предлагая детям новые знания в разных видах деятельности, мы предлагаем  закрепить их в сюжетно-ролевых играх. Воспитанию и развитию, закреплению качеств личности, необходимых будущему дошкольнику, помогают игры «Школа» и «Библиотека». В них отражены особенности отношения детей к школе, желание скорее стать школьниками. Игры, как правило, возникают по инициативе самих детей. При дальнейшем расширении их опыта, умелом руководстве со стороны педагога они углубляются по содержанию, превращаются в длительные творческие игры. В них не только отражаются, но и творчески перерабатываются представления, полученные детьми во время экскурсий в школу.

Формирование аффективно-коммуникативного компонента предполагает выработку у ребенка умения устанавливать эмоциональные связи с действительностью. Это осуществляется через поведение игровых тренингов: «Оживи маску», «Близнецы», «Через стекло».

Игровой тренинг «Оживи маску» проводится с целью развивать умение различать настроение человека по его мимике. Каждому ребенку раздаются карточки с мимической пиктограммой. Ребенок, не показывая карточку, должен изобразить настроение так, чтобы другие его отгадали. Это требовало умения убедительно показать окружающим настроение, не используя слова.

       Таким образом, представленный опытом работы по оформлению коммуникативной готовности у детей старшего возраста, включающий планомерные систематические занятия, способствует более успешному развитию дошкольников, помогает им эффективнее подготовиться к школе.

2.5. Формирование интеллектуальной готовности к школе

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного " языка " представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия стараюсь знакомить дошкольников с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Для интеллектуального развития детей я использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр.

К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития".

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить - сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, целенаправленно воздействую на детей, продумываю методические приёмы проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняю материал с учётом требований программы, через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Таким образом, роль дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников несомненна.

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации.

Во время образовательной деятельности  ОО «Познание» провожу с детьми игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", ‘‘Превращения”, "Чудесный лес", "Четвёртая картинка".

Цель игры "Собери фигуру" - учить детей анализировать элементарную схему предмета. Дети рассаживаются за столики, и им говорится, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Показываю первую картинку - самолёт. Картинка устанавливаю так, чтобы дети могли её видеть всё время, пока они будут складывать. Затем дети получают комплекты фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а я  наблюдаю, соответствует ли эта картинка образцу. Отмечаю тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагаю следующую картинку. Выполняя условия этой игры, дети учатся проводить анализ строения предметов.

 В играх “Узнай по описанию”, "Чудесный мешочек’, дети определяют предмет по одному из признаков.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 - 20 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие использую в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Провожу игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры "Чудесные превращения" - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживаются за столиками. Я говорю, что сейчас они будут играть в игру "Чудесные превращения". Показываю детям разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своём листе бумаги картину. Кто хочет, может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки будут готовы, дети все вместе рассматривают их и анализируют. Оценивая работы, я отмечаю соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игру повторяю с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивается воображение.

Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления провожу игру "Чудесный лес". Детям предлагаю нарисовать чудесный лес. У каждого ребёнка должен получиться свой лес, потом надо рассказать про него сказочную историю. Дети получают листы бумаги, а я прошу их дорисовать изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно даже придумать необычные, фантастические персонажи. Когда рисунки готовы, я собираю их вместе и выставляю перед детьми. Все вместе рассматривают их и отмечают оригинальные. После этого дети по желанию рассказывают истории по своим картинкам.

При повторном проведении использую различный материал: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк". При выполнении заданий этой игры у детей развивается речь, воображение, логическое мышление. В игре "Угадай, что спрятано" дети учатся рассуждать логически.

В игре "Домино", развивается умение детей классифицировать предметы. Я раскладываю перед детьми карточки домино. Все вместе разбираем, что изображено на карточках. Дети называют все картинки и с моей помощью находят "хитрые картинки" - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). В процессе игры у детей развивается логическое мышление.

При организации образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» провожу игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании (“Узнай по описанию”, “Кто в доме живет”). Также в этой образовательной деятельности провожу игры “Наблюдатель”, “Волшебное слово”. Неоднократно проводила игру "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах. (Приложение 3)

Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.

ГЛАВА III. Методики для диагностики

В конце учебного года я проводила диагностику на определение уровня психологической готовности к школе детей своей подготовительной группы.
Рассмотрим подробнее используемые методики для диагностики.

3.1.Диагностика формирования  учебной мотивации

Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.
Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.
Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно – потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И.Божович и Н.И.Гуткиной.
В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет.
В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п. таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы».
Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «Все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т.п.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в школу.
В итоге, из 27 обследованного дошкольника показали 1-ый уровень сформированности внутренней позиции школьника 17 детей (63%); 2-ой уровень – 8 детей (30%); 3-ий уровень – 2 ребенка (7%); 4- уровень - 0 детей (0%).
Вопросы для экспериментальной беседы
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит тебя это? Почему?
10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу, что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

3.2.Интеллектуальная готовность. Определение умственной работоспособности

Важным критерием определения уровня школьной зрелости детей являются представления об умственной работоспособности и ее динамике в процессе обучении. При изучении умственной работоспособности использовала фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии детей с целью определения уровня переключения и распределения внимания. Необходимо было в конкретной фигуре поставить заданный знак (в треугольнике – минус, в кружке – плюс, в квадрате — галочку, в ромбе — точку). Результаты оказались следующими: высокий уровень переключения и распределения внимания — 26%, 59 % — средний уровень, 15 % — низкий.

Мониторинг психолога школьной готовности подготовительной группы

Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого текста, уровень зрительного самоконтроля. При проведении теста выявлялось знание геометрических фигур ребенком.  

Ребенку показывала таблицу со схематическим изображением предмета. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Мониторинг психолога школьной готовности подготовительной группы

Оценка результатов
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки – 1-й уровень.
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок допустил 3-4 ошибки – 2- й уровень.
Задание считается невыполненным, оценивается знаком - , если ребенок допустил 5 ошибок и более.

Слуховое восприятие

Выявить уровень слухового восприятия — выявить запоминание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста.
Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о порядке действий Сережи.
Оценка результатов
Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1-й уровень. Если ребенок допустил 1-3 ошибки, ответ оценивается знаком + — 2-й уровень, более 3х ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3-й уровень.
Итого:
Зрительное восприятие
высокий уровень – 21 ребенок – 77,8%
средний уровень – 5 детей – 18,5%
низкий уровень – 1 ребенок – 3,7%

Слуховое восприятие
высокий уровень – 18 детей – 66,7%
средний уровень – 8 детей – 29,6%
низкий уровень – 1 ребенок – 3,7%

Исследование памяти

Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Слова для запоминания:
1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб.

Кратковременная зрительная память

Психологическая готовность к обучению в школе

Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок— 25–30 секунд.

Результаты оказались следующими:
Кратковременная зрительная память
высокий уровень – 6 детей – 22,2%
средний уровень – 20 детей – 74,1%
низкий уровень – 1 ребенок – 3,7%

Кратковременная речевая память
высокий уровень – 1 ребенок– 3,7%
средний уровень – 24 ребенка– 88,9%
низкий уровень – 2 ребенка – 7,4%

Исследование мышления

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. При проведении теста «Положи последовательно и составь рассказ» выявлялся уровень понимания главного в картине, способность к установлению причинно — следственных связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй предложения).
Таким образом, подводя итоги психологической диагностики,

результаты оказались следующими:
Высокий уровень готовности к школе показали 11дошкольников(40,7%)
Средний уровень готовности к школе – 15 дошкольников (55,6 %)
Низкий уровень готовности к школе – 1 дошкольник (3,7 %).

Данное обследование проводилось в два этапа (в начале учебного года и в конце). С детьми, показавшие в начале учебного года слабые результаты, намечала коррекционную работу в течение года. Она  проводилась как индивидуально, так и в больших и малых группах.

Заключение

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе нужно использовать следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений;
  • желание учиться;
  • управление своим поведением;
  • владение приемами умственной деятельности;
  • проявление самостоятельности;
  • отношение к товарищам и взрослым;
  • отношение к труду;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради.

При этом нужно учитывать, что кроме психологического возраста существенное влияние на уровень готовности оказывают психофизиологические, эмоционально-волевые и социальные (личностные) факторы.

Заключение об уровне готовности ребенка к школьному обучению делать на основе анализа и обобщения данных, получаемых в результате исследования его познавательных процессов личности и межличностных отношений. Основанием для такого заключения являются данные, представленные в соответствующей карте индивидуального психологического развития ребенка.

Итак, подводя итоги по теме моей работы, необходимо еще раз подчеркнуть важность данной проблемы. Так как начало школьного обучения является переломным моментом в жизни детей. Ребенок становится более самостоятельным, на него возлагают больше обязанностей, но при этом нельзя забывать, что ребенок нуждается в любви, внимании, поддержке и защите со стороны взрослых.

Таким образом, готовность ребенка к школе определяется тем, каково его окружение, как взрослые влияют на его развитие. Именно этим определяется успешная готовность ребенка к школьному обучению, принятие им школьных обязанностей, развитие необходимых знаний, умений и навыков, в дальнейшем становление его как полноценного члена общества.


Список литературы

  1. Айзман, Р.И. Подготовка ребенка к школе. / Р. И. Айзман – Новосибирск, 2001. – С. 217.  
  2. Безруких, М.М. Пора ли в школу?/М. М. Безруких – М.: Вентана-Граф, 2003. – С. 215.
  3. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу./М. М. Безруких – М.: Академия, 2008. – С. 417.  
  4. Безруких, М.М. Ступеньки к школе. / М. М. Безруких – М: Дрофа, 2004. – С. 218.  
  5. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником?/Л. Венгер. // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8. - С. 66-74.
  6. Венгер, Л.А., Готов ли ваш ребенок к школе?/Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М.: Знание, 2004. – С. 192.  
  7. Вьюнова, Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов./ Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – М.: Академический Проект, 2005. – С. 256.
  8. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995. – С. 243.  
  9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе./Н. И. Гуткина. - М.: Комплекс-Центр, 1993. – С. 176.
  10. Джежелей, О.В. Помогайка. / О. В. Джежелей. – М., 1994. – С. 192.  
  11. Забровская, О.В. Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей 5-7 лет как педагогическая проблема / О. В. Забровская //Начальная школа плюс – до и после. –2004. - №10. - С.29.
  12. Ковалева, Е. Готовим ребенка к школе./Е. Ковалева, Е. Синицына – М.: Академия, 2000. – С. 336.
  13. Кудрявцева, Е.А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе / Е. А. Кудрявцева// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.47.
  14. Монастырёва, Т.А. Школа для дошкольников – за и против / Т.А. Монастырева //Начальная школа плюс – до и после. – 2004.- №10.- С.32.
  15. Мухина, B.C. Шестилетний ребенок в школе./ В. С. Мухина - М.: Просвещение, 2000. – С. 325.  
  16. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Академия, 2008. – С. 243.
  17. Рыбина, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбина. //Дошкольное воспитание. 1995. - №8. - С.25-28.
  18. Свеженцова, Г.М. Подготовка детей к школе/ Г. М. Свеженцова. // Начальная школа, 2004. - №5. - С. 67-69.
  19. Уленкова, У.В. Влияние общения со взрослым на формирование у ребёнка общей способности к учению/ У. В. Уленкова, Е. Е. Дмитриева // Начальная школа. - 2004 г. - №2.- С.15.

Приложение №1

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Комплекс №1

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем - двумя руками вместе.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, затем на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.
  7. Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняется движение так, что сначала впереди оказывается средний палец, потом указательный.

Комплекс №2

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки"

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Бег"

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик". Обе руки сжать в кулак - это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Приложение №2

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«Сова»  Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь! » Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»).

«Тыкалки» Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.

«Черепашки» По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.  

«Наоборот» Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д, а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.).

«Найди и промолчи» Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.

«Смотри на мячик» Детям предлагается скучное задание: в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

«Горка спичек» Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) .

«5 спичек» Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ИГРЫ

«Хочукалки»  Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

«Якалки»  Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки) .

««Да» и «Нет» не говорите» По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».

«Шепотком» Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают. Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.

В результате проведённой работы по формированию волевой регуляции мои дети  научились осознанно относиться к поставленной педагогом задаче, сосредотачиваться на задании, выслушивать инструкцию данную педагогом, не перебивать сверстников; соблюдать правила игры; расширили запас знаний о школьных традициях и законах.

Приложение №3

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

«Запретное слово» Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

«Запрещенное движение» Ребенок повторяет за воспитателем все упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).

«Разведчик» Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке". Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

«Секретное письмо» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.

«Наблюдатель» Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

«Архитектор» Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

«Волшебное слово» Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Волшебными можно считать слова на букву 'М' или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении 'волшебных слов' ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

«Шерлок Холмс» Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам. Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое - маленькое, животные - растения,  дикое - домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: "отдели домашних животных от диких", а второе задание может быть: "выбери все карточки, изображающие хищников". Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).

Другое задание с карточками: я предлагаю ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объясняю по какому принципу разделение проводила.

Еще одна полезная игра с карточками "4 лишний". 4 карточки отбираю, а ребенок находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в «четверках»: Тигр, волк, рысь, леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго.  Использую в  «четверках» и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно).

Классифицировать можно:  ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки.

"Клад" Научите ребенка читать схемы и карты. "Клад" (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть "клад".

Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырезаю из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предлагаю ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если ребенок для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность - придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

«Учимся читать схемы» Рисую схему-задание для ребенка (изображаю фигурками несколько движений зарядки). Ребенок читает «шифрованную записку» и выполняет задание.

«Угадай-ка» Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Я должна узнать, кто нарисован на карточке, задаю вопросы.  По правилам игры ведущий может отвечать на любой  вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного:- Это зверь? - Нет. - Птица? - Да. - Большая? - Нет. - Городская? - Да. - Воробей? - Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

«Исследователь» Это одна из самых простых игр на сравнение.  Я с ребенком - "исследователи". Выбираем какой-нибудь предмет и начинаем его изучение. Каждый должен по очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен: каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д..

«Один лишний» Готовлю предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выбираю 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Располагаю их в ряд на столе. Таким образом, получается что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа по теме: "Формирование физический движений у детей раннего возраста"

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧ...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №12 «ЕЛОЧКА».ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА.

С этой целью организация обязана позаботиться о разработки стратегии своего развития в виде программы. Но любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия – это система дейст...

Опыт работы "Мотивационная готовность детей к школе"

Презентация разработа для представления опыта работы на методическом объединении...