ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №12 «ЕЛОЧКА».ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА.
методическая разработка на тему

Улядарова Ольга Станиславовна

С этой целью организация обязана позаботиться о разработки стратегии своего развития в виде программы. Но любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия – это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей (по возможности четко сформулированных) (по В. Лазареву). Цель развития должна начинаться с анализа реальной ситуации, т.е. проблемно-ориентированного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Отдел дополнительного образования

ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ

МБДОУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №12 «ЕЛОЧКА»

Итоговая аттестационная работа

Исполнитель: Улядарова Ольга Станиславовна

слушатель группы  _____02136___________________

        

(подпись)

Научный руководитель: Носова Л. Н.

кандидат психологических наук, доцент, проректор по информатизации.

        

(подпись)

Начальник отдела дополнительного образования: С.А. Терехова

______________________________________________

(подпись)

Дата допуска к защите «______» _________ 20____г.

Оценка         

Протокол № ___ от «_____» _____________ 20____г.

Председатель ИАК     Е.И. Гололобов

д.и.н., профессор_______________________________

                                           (подпись)

Сургут 2014 г.

Оглавление

Введение………………………………………..………………………………

3

Глава 1. Проблемно – ориентированный анализ:………………………………

8

1.1. Анализ целей и результатов воспитательного – образовательного процесса…...……………………………………………..………………………

8

1.2. Анализ воспитаветельно - образовательного процесса…………………...

23

2. Заключение…………………………………………………..………………..

25

3. Список используемой литературы……………………………………………

26

Введение.

Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного образования. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования вышел на всеобщее обсуждение в июле 2013 г. Стандартизация ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

С этой целью организация обязана позаботиться о разработки стратегии своего развития в виде программы. Но любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия – это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей (по возможности четко сформулированных) (по В. Лазареву). Цель развития должна начинаться с анализа реальной ситуации, т.е. проблемно-ориентированного анализа.

Наличие такой модели позволяет руководителю и всем участникам совместной деятельности иметь четкое представление, какой конечный результат и в какой срок должен быть получен, какова роль каждого в этом процессе, в какой последовательности и какие действия должны производиться, к чему может привести невыполнение частных задач. Таким образом, программа – это средства управления, позволяющие не только обеспечить достижение поставленной цели, но и сделать так, чтобы усилия были затрачены с максимально полезным эффектом.

Анализ состоит из двух частей: сначала организация рассматривается как некая данность, а затем выявляется, что в ней не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.

Анализ - первый шаг на пути определения целей и способов их достижения. В результате анализа должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы организация в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свою деятельность. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем расчленения на составные части (подпроблемы). Эта процедура называется структурированием проблем.

Традиционно ход анализа идет от «начала к концу», когда прежде всего начинают выделять недостатки в условиях (нехватка квалифицированного персонала, неудовлетворительная материально-техническая база и т.п.), а потом без достаточных логических обоснований связывают их с результатами. Традиционный путь плох тем, что не дает оснований для ограничения области анализа. Строго следуя ему, разработчики программы вынуждены рассматривать все теоретически возможные недостатки условий. Также он не дает и логических оснований для связывания условий и результатов, поэтому возможна только интуитивная оценка значимости тех или иных проблем, которая крайне ненадежна. 

Требования к проблемно-ориентированному анализу  

Первое требование к анализу состоит в том, чтобы все проблемы были определены операционально. Определить проблему операционально –  значит задать количественную или качественную шкалу, позволяющую оценить степень несоответствия того, что есть и того, что должно быть.

Второе требование к анализу состоит в том, что он должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы. Если ограничения будут выявлены лишь частично, то это снизит возможности эффективного решения проблем. Устранив одни ограничения и оставив другие, можно достичь лишь частичных улучшений в результатах, либо не достичь их вовсе.

Третье требование. Анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них. Оценка значимости ограничений должна даваться, исходя из того, насколько существенно они влияют на результаты образования. Это означает, что должны быть выявлены логические связи между ограничениями и результатами.

Четвертое требование. Анализ должен быть прогностичным. Это означает, что новые требования к результатам должны предъявляться не только исходя из сегодняшней ситуации, но и ее прогнозируемого изменения в будущем.

Логическая последовательность анализа

Всякий проект совершенствования направления деятельности ОО в конечном итоге ориентирован на решение общей проблемы – повышение качества результатов деятельности по этому направлению.

Но в таком абстрактном виде проблему решать нельзя, в каждом случае ее нужно конкретизировать и структурировать, то есть представлять в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые, можно получить решение общей проблемы. Задача анализа, конкретизировать и структурировать общую проблему, обеспечивая тем самым возможность

Реализация этой схемы предусматривает три этапа анализа:

  1.  Анализ целей и результатов деятельности по выбранному направлению.
  2.  Анализ процесса, обеспечивающего эту деятельность.
  3.  Анализ условий.

Анализ результатов.

На этом этапе анализа должны быть сделаны выводы о том, что не удовлетворяет в результатах деятельности по выбранному направлению. Эти выводы зависят от того, как оцениваются достигнутые результаты, и какие новые требования к ним предъявляются.

Шаг 1. Опишите образ предполагаемого результата (идеального). Описание должно быть обоснованным.

1.1. Описание существенных признаков объекта (результата).

1.2. Определите требования к этому объекту.

В требования необходимо включить существенные признаки этого объекта. Кроме этого, к объекту могут предъявляться и другие требования (например, со стороны участников процесса).

Таким образом, должны ответить на вопрос: когда можно будет считать результат деятельности качественным?

1.3. Для каждого требования (параметр) постройте измерительную шкалу.

1.4. Необходимо выделить критерии оценки: по каждому параметру определить норму. Норма должна быть обоснована.

Этот шаг очень важен, фактически происходит уточнение целей совершенствования деятельности.

Шаг 2. Измерьте (по шкалам) реальные показатели по выбранному направлению деятельности.

Шаг 3. Выявите степень несоответствия реальной и идеальной ситуации.

Сопоставьте полученные результаты с критерием (нормой).

Таким образом, будут определены конкретно какие результаты необходимо улучшить и на сколько.

В результате сопоставления желаемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия (признаваемые разработчиками проекта совершенствования деятельности, как требующие устранения), и тем самым определяется совокупность проблем, подлежащих решению.

Осуществление проблемно-ориентированного анализа ситуации в организации носит исключительно творческий характер. Разработчикам все время приходится быть экспертами фактов, умозаключений, отбирать, сравнивать причины и следствия на основе интуиции и с помощью экспертной оценки, т.е. участвовать в творческом процессе. Вот почему с целью повышения надежности выводов нужны рабочая группа, постоянное обсуждение, дискуссии, учет мнений каждого и коллективная экспертиза каждого итогового постулата.

Цель квалификационной работы: освоение технологии проблемно-ориентированного анализа.

Задачи:

  1. Изучение теоретической, методической литературы по теме
  2. Практическое использование теоретической основы на примере физического развития детей
  3. Подведение итога – вывод полученного результата.

Глава 1. Проблемно – ориентированный анализ.

1.1. Анализ целей и результатов воспитательного – образовательного процесса

Актуальность: совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий. В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания и развития. Старший дошкольный возраст – сенситивный период развития быстроты и ловкости. Развитие того и другого физического качества, как и их проявление, не будет достаточно эффективным в случае недостаточного уровня развития силы и, в частности, скоростно-силовых качеств. Следовательно, здесь кроется противоречие: необходимо развивать быстроту и ловкость, а развивать приходится ещё и силу. Поэтому актуальной для дошкольной педагогики является проблема совершенствования методики развития физического качества силы.

В разработку содержания и методов физического воспитания дошкольников внесли большой вклад ученые, педагоги, врачи: Н. М. Аксарина, Е. А. Аркин, А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Л. И. Чулицкая, Н. М. Щелованов.

Воспитанию психофизических качеств, в том числе силы, у детей дошкольного возраста посвящены работы Т. В. Артамоновой, Е. Н. Вавиловой, В. А. Гуляйкина, Н. А. Ноткиной, А. А. Ругиной.

Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения (Т. Л. Богина, Л. Г. Голубева, А. В. Кенеман, Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина, Т. П. Осокина, Э. Я. Степаненкова, В. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.).

Психологическим основам физических качеств уделяли внимание А. В. Батаршев, Е. Н. Гогунов, Е. П. Ильин, Л. Н. Лунегова, А. Л. Попов, Г. Г. Попов, Г. В. Тугулева и др.

Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного образования. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования вышел на всеобщее обсуждение в июле 2013 г. Стандартизация ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

Полноценное развитие ребенка осуществляется по пяти направлениям: социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Каждое из этих направлений является значимой частью развития ребенка. Но в программе мы подробнее остановимся на физическом развитии, так как целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает физическое развитие.

В стандарте определены цели и задачи. Задачи направленные на «Физическое развитие»:

•        охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•        обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

•        формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

•        формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

•        обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности:

•        двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

•        становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

•        становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Стандарт дает конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

•        в младенческом возрасте и в раннем возрасте это двигательная активность и тактильно - двигательные игры;

•        для детей дошкольного возраста это игровая и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а так же музыкально-ритмические движения.

В группе может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Мониторинг в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в Стандарте четко прописано: поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно - пространственной среде по всем образовательным областям.

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию». Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть: содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Реализация Федеральных государственных стандарта определяет необходимость разработки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга. В литературе существуют несколько представлений о физическом развитии, но в рамках теоретического значения развития, мы будем опираться на представление Афонькиной Ю.А. уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физическое развитие, овладение основными культурно - гигиеническими навыками», которое наиболее соответствует новому стандарту дошкольного образования.

Все воспитанники МБДОУ присмотра и оздоровления №12 «Елочка» -тубинфицированные и тубконтактные дети.

В последние годы обострились проблемы детской заболеваемости связанные с туберкулезом. Очередность детей, нуждающихся в длительном лечении и профилактических мероприятиях, растет. На качестве обучения и воспитания неизбежно сказывается состояние здоровья, статус семейного окружения, отрицательное влияние природной и социальной среды.

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Цель мониторинга - изучить уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физическое развитие, овладение основными культурно - гигиеническими навыками» по Афонькиной Юлии Александровны во всех возрастных группах.

Изучение специалистами уровень достижения детьми интегративного качества «Физическое развитие, овладение основными культурно - гигиеническими навыками».

Интегративные качества

Специалист ДОУ

Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Инструктор по физкультуре, педагог- психолог, воспитатель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты

.

Первый этап. Воспитатели, инструктор по физической культуре на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с использованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Инструктор по физической культуре представляет количественные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работоспособности.

Педагог-психолог представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуального взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методах (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик, математическая статистика), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов методик на педагогический язык.

В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.

Низший уровень - 1-3 балла,

Низкий - 4-6 баллов,

Средний - 7-9 баллов,

Высокий -10-12 баллов.

Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне - 10-12 баллов, позволяет педагогам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.

Второй этап. Команда специалистов принимает одно из двух решений.

Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в данных, полученных разными специалистами.

Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности. В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных диагностических процедур.

Третий этап. Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными  культурно-гигиеническими навыками» в подготовительной к школе группе.

Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур:

Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого (одевание, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон, уход за одеждой), культурно ведет себя в процессе гигиенических процедур.

Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.

Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.

Сформированность основных движений и физических качеств:

Высокий. Четко и координировано выполняет мелкомоторные движения (срисовывает многоугольники, пишет многие буквы правильно, в том числе сходные по написанию; вырезает предметы или их части из бумаги, сложенной гармошкой, складывает семисоставную матрешку, пирамидку, застегивает и расстегивает пуговицы, шнурует обувь, завязывает бант) и основные движения (строится и перестраивается во время движения, сохраняет динамическое и статическое равновесие в сложных условиях; сохраняет заданные скорость и ритм бега, выполняет сложные прыжки, метает в цель, передвигается по скамейке, подтягиваясь разными способами, лазает по наклонной и вертикальной лестнице; отбивает, передает, подбрасывает мяч разными способами), как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; уверенно дифференцирует правую и левую руку; последовательно сложные движения при выполнении по образцу, словесной инструкции, плану; имеет высокую точность незнакомых движений, выполняемых по образцу, способен произвольно расслабляться и мобилизоваться, контролировать тонус мышц конечностей, туловища, лица, шеи, создает творческое сочетание движений; двигательные качества сформированы, контролирует качество выполнения движения, адекватно оценивает свои движения с точки зрения точности и правильности, оценивает свои двигательные качества и мотивирует оценку, физические качества сформированы (быстро, ловко выполняет движения, сохраняет выносливость).

Средний. Четко и координировано выполняет мелкомоторные и основные движения, уверенно дифференцирует правую и левую руку; большинство движений выполняет правильно, проявляет старание, движения достаточно координированные; нарушает последовательность сложных движений при выполнении по образцу, словесной инструкции, плану; имеет невысокую точность незнакомых движений, выполняемых по образцу; способен произвольно расслабляться и мобилизоваться, но испытывает трудности контроля тонуса мышц конечностей, туловища, лица, шеи; затрудняется в создании творческого сочетания движений; двигательные качества сформированы; затрудняется в произвольном расслаблении и мобилизации, испытывает трудности контроля тонуса мышц конечностей, туловища, лица, шеи; часто не контролирует качество выполнения движений, недостаточно адекватно оценивает свои движения и двигательные качества, не мотивирует оценку или формально мотивирует; физические качества проявляет при выполнении знакомых движений.

Низкий. Большинство простых движений сформированы, мелкомоторные движения недостаточно сформированы; выделяет правую и левую руку, но иногда путает при выполнении деятельности; неуверенно выполняет сложные движения, особенно незнакомые; затрудняется в выполнении незнакомых и знакомых по плану, словесной инструкции; не всегда проявляет старание, координация движений недостаточная; без помощи взрослого не может создать творческое сочетание движений; двигательные качества недостаточно сформированы, не всегда проявляются в деятельности, не всегда контролирует выполнение движений, неадекватно оценивает движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; физические качества не сформированы.

Низший. Выделяет правую и левую руку, но часто путает при выполнении деятельности; не все простые основные движения сформированы; мелкомоторные движения недостаточно сформированы; сложные движения не освоены, не стремится научиться выполнять движения лучше или научиться новым движениям, четкость и правильность выполнения движений низкие; движения плохо координированные; двигательные качества не сформированы, не контролирует выполнение движений, не оценивает или неадекватно оценивает движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; физические качества не сформированы.

Сформированность потребности в двигательной активности:

Высокий. Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения, целесообразно организует свою двигательную активность, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.

Средний. Потребность в двигательной активности проявляет, но самостоятельно не организует, она возникает стихийно, не всегда следит за точностью и правильностью движений и не всегда самостоятельно контролирует свою двигательную деятельность.

Низкий. Потребность в двигательной активности ярко не проявляется, однако участвует в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, хотя интерес к ней сохраняется недолго; не контролирует качество своих движений.

Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует.

Сформированность представлений о здоровом образе жизни:

Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о показателях здоровья, закаливания, режиме дня, правильном питании и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.

Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.

Низкий. Представления нечеткие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни неосознанны.

Низший. Представления не сформированы.

Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:

Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.

Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные - в совместной со взрослым деятельности.

Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Суммарный уровень»:

55-72 балла - высокий,

36-54 балла - средний,

18-35 баллов - низкий,

1-17 баллов - низший.

Подсчитывается количество детей в %, имеющих тот или иной суммарный уровень. Данные заносят в сводную таблицу по группе детей «Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Анализ уровня достижения детьми группы планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», свидетельствует о том, что высокий уровень развития показали 39%; средний - 52%; низкий - 9% и низшие показатели отсутствуют.

Сводная таблица по группе детей

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Количество детей

9

12

2

-

Показатели, %

39%

52%

9%

-

Из полученного мониторинга детского сада была выведена диаграмма «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» по всем возрастным группам.

Вывод: Стабильные, но невысокие результаты развитии физкультурно-оздоровительной работы с детьми вызывают необходимость в активном развитии и модернизации всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Оценка достоверности полученных результатов, их сравнение с желаемыми результатами.

В соответствии с Федеральным Государственным стандартом динамика формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками» имеет желаемый результат:

75% детей на высокий уровень;

24% детей на среднем уровне;

1% детей на низком уровне;

-        % детей с низшим уровнем.

Тогда уровень желательных достижений будет равен:

УЖД = 0,75x1 + 0,24x0,8 + 0,01x0,4 = 0.75+0.192+0.004=0,95

Фактические результаты освоения интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» выпускниками распределились следующим образом:

39% детей на высокий уровень;

52% детей на среднем уровне;

9% детей на низком уровне;

-        % детей с низшим уровнем.

В этом случае уровень фактических достижений будет равен:

УФД = 0,39x1 + 0,52x0,8 + 0,09x0,4 = 0,39+0,42+0,04=0,85

Коэффициент относительного несоответствия между желаемыми и фактическими достижениями будет равен:

КОН = (0,95 - 0,85)/ 0,95 = 0,11

Идеальное:

УЖД=1

УФД=0,896

КОН=(1-0,896)/1=0,104/1=0,104

КОН=0,104

Это означает, что фактические результаты образования не соответствуют идеальным, и больше чем одну десятую часть не соответствуют желаемым результатам.

В результате сопоставления желаемого и достигнутого мы можем говорить о том, что есть явное несоответствие. Но мы предполагаем, что несоответствие должно быть значительно больше, так как при поступлении детей старшего дошкольного возраста в школу выявляются проблемные физического развития детей 6-7 лет. Резко встает вопрос преемственности к школе. Многие отечественные исследователи говорят о том, что в 6,5 лет ребенок, при правильном развитии, готов к школе. Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в школе. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По результатам диагностики мы видим, что физическое развитие происходит на достаточном уровне, но в реальной ситуации сталкиваемся с неудовлетворенным физическим развитием воспитанников учреждения? Несколько причин могут говорить о таком несоответствия.

Структура образовательного процесса:

                            

Цель

Выявлены недостатки физического развития в результатах образования:

Недостаток 1. Диагностика «Физическое развитие, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками» в подготовительной к школе группе была не валидна, так как учителя первых классов сообщают о том, что физически не подготовлены к обучению в школе. У детей имеются такие заболевания как скалеоз, искривление позвоночника, плоскостопие. Учителя учитывают индивидуальные особенности, связанные с темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности.

Недостаток 2. Не соответствие желаемого и фактического результатов физическое развитие, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками.

1.2. Анализ воспитательно - образовательного процесса.

Недостаток 1. Диагностика «Физическое развитие, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками» в подготовительной к школе группе была не валидна, так как учителя первых классов сообщают о том, что физически не подготовлены к обучению в школе.

Рабочая таблица для анализа причин недостатков в результатах

образования на ступени

Выявленные на предыдущем шаге  недостатки в результатах образования

Причины, порождающие недостаток в результатах образования  

Несовершенство учебного плана

Несовершенство содержания образовательных программ

Несовершенство инструмента мониторинга

Несовершенство кадрового потенциала

Несовершенство контроль и оценка

 результатов

Недостаток 1

2

2

3

1

2

Степень влияния каждой причины оценивается по следующей шкале:

3 – оказывает решающее влияние на этот недостаток в результатах, т.е. является главной причиной;

2 – сильно влияет, но главной причиной не является;

1 – влияет не сильно, но и не слабо;

0 – слабо влияет, либо не влияет вовсе.

Просуммировав баллы в каждом столбце, выявили что диагностика «Физическое развитие, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками» в подготовительной к школе группе была не валидна и нуждается в совершенствовании образовательной программы, что является ключевыми причинами ключевыми причинами. Необходимо повышение качества образования через применение современных подходов  к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование  профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов.

Недостаток 2. Не соответствие желаемого и фактического результатов физическое развитие, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками.

Рабочая таблица для анализа причин недостатков в результатах

образования на ступени

Выявленные на предыдущем шаге  недостатки в результатах образования

Причины, порождающие недостаток в результатах образования  

Несовершенство методов обучения  и воспитания

Несовершенство организации учебно  – воспитательного процесса

Несовершенство материально – технического обеспечения

Несовершенство кадрового потенциала

Несовершенство контроль и оценка

 результатов

Недостаток 1

1

1

2

1

2

Просуммировав баллы в каждом столбце, выявили не соответствие желаемого и фактического результатов физическое развития, овладевшия основными культурно - гигиеническими навыками и нуждается в совершенствовании материально – технического обеспечения образовательной программы, контроле и оценке результатов педагогического процесса, что является ключевыми причинами проблемно ориентированного – анализа.

3. Заключение

Развитие образовательной организации процесс регулярный и систематический, но на современном этапе развития образования он просто необходимый. И обуславливается это вступившим в силу новым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Изменение образовательной организации обуславливается изменением общества и подходам к развитию личности детей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие.

Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и мотивирующих персонал методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к успешным результатам. Но при этом благодаря проблемно ориентированному анализу физического развития, выявила несоответствие желаемого и фактических результатов освоения интегративных качеств физического развития детей подготовительной к школе группе. При этом  были выявлены причины и проанализированы недостатки. Благодаря этому можно разработать программу развития, раздела «Физическое развития » и устранить причины недостатков или минимизировать их, повысить качество педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения.

Освоение проблемно – ориентированного анализа позволяет повысить качество образовательного процесса и своей педагогической деятельности руководящего уровня.

3. Список используемой литературы.

1. Афонькина Ю.А. «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Подготовительная группа./ Ю.А.  Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2012

2.Под. ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Программа «От рождения  до школы»– М., 2011

3. Лазарев В. С. «Разработка программы развития школы» - М.: ИнИДО РАО 2010

4. Ко Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». -   М.,2004

5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003

6. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

7. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

8. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

9.  Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005

10. Федеральный государственный стандарт. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.