программные задачи для перспективного планирования
материал (старшая группа) на тему

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_st_gruppe.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи для старшей группы

Формирование словаря.

                Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

                Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун –озорник -проказник), с противоположным значением (слабый -сильный).

                Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

                Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с –з, с –ц, ш –ж, ч –ц, с –ш, ж –з, л –р.

                Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

                Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

                Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.

                Знакомить с разными способами образования слов.

                Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.

                Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные  и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

                Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

                Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь.

                Развивать умение поддерживать беседу.

                Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

 Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях их личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

                

Предметное рисование.

                Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости. Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе бумаги с учётом его пропорций. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами.

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с лёгким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жёстких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с её спецификой.

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, тёмно –зелёный, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков и высветлять цвет, добавляя в краску воду. При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трёх оттенков цвета.

Сюжетное рисование.

Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

Развивать композиционные умения, учит располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете. Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.

Декоративное рисование.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи;  предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомство с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов –Майдана. Включать городецкую и полхов –майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи. Знакомить с региональным декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами.

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия.

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов, предметов быта.

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.

Лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы; передавать характерные их особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений. Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы.

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с  особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно –прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек.

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углублённым рельефом, используя стеку.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация.

Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения –из бумаги, сложенной пополам. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Количество и счёт.

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между  целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше множества; сравнивать разные части множества на основе счёта и соответствия элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5 до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел.

Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счётом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счёта.

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, ещё один, ещё один, ещё один и ещё один.

Величина.

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая немного уже, красная –ещё уже, но она шире жёлтой, а зелёная уже жёлтой и всех остальных лент» и т.д.

Сравнивать два предмета по величине опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее, выше, шире, толще образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма.

Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов –прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т.д.

Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо); определять своё  местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Ориентировка во времени.

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Ознакомление с предметным окружением.

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт. Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твёрдость –мягкость, хрупкость –прочность, блеск, звонкость.

Побуждать сравнивать предметы, классифицировать их.

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Ознакомление с социальным миром.

Обогащать представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях, сферах человеческой деятельности.

Продолжать знакомить с культурными явлениями, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями.

Продолжать знакомство с деньгами, их функциями, бюджетом и возможностями семьи.

Сформировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни людей разных времён.

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи и др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека –труженика.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народно –прикладного искусства; с результатами их труда.

Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация – огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких  родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Ознакомление с миром природы.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад».

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказывать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Расширять представления о птицах.

Дать детям представления о пресмыкающихся и насекомых.

Формировать представления о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно –следственные связи между природными явлениями.

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

МесяцТема, программное содержаниеМетодическиеприёмыИспользуемаялитератураСентябрь«Кто что делает?»Цель: учить внимательно рассматривать     картинку и называть изображенные п...

Перспективное планирование образовательных задач

Планирование образовательных задач на 2016-2017 учебнй год (сентябрь, октябрь, ноябрь) в средней группе...

Перспективное планирование задач по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Перспективное планирование задач по обучению плаванию детей дошкольного возраста: всех возрастных групп. Задачи на весь учебный год разделены поквартально. Задачи разделены на образовательные, воспита...

Перспективное планирование программного содержания на учебный год «Школа - Азбуки» (познавательно-речевое развитие) Возраст детей 4-5 лет

Перспективное планирование программного содержанияна учебный год «Школа - Азбуки»(познавательно-речевое развитие)Возраст детей  4-5 летМетодическая литература1. Маханёва М. Д. «...