Речевая готовность ребенка к школе
материал (подготовительная группа) на тему

Жижина Ирина Владимировна

 

Речевая готовность ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы        и поведение ребенка.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком        родного       языка       как       средства       общения.  

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением        звуков        всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать        фонемы(звуки)        родного языка.

3.        Готовность    к    звукобуквенному    анализу    и    синтезу    звукового    состава    речи.

  1. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия    между     словами;     образовывать    прилагательные    от     существительных.
  2. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой        речью,        умение        работать        с        предложением. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной        школы. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизногаения. Среди этих учащихся неуспевающих практически        нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более    эффективный   результат  в            коррекционной            работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше         будет         начата        коррекция,         тем         лучше         ее        результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создать  в  семье  условия,  благоприятные  для  общего  и  речевого  развития  детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию  недостатков   в   развитии  речи; не  ругать ребенка   за   неправильную речь; ненавязчиво   исправлять  неправильное    произношение; не      заострять      внимание      на     запинках      и      повторах      слогов      и      слов; осуществлять     позитивный     настрой     ребенка     на     занятия     с     педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной,    грамотной,    родителям    необходимо    как    можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.  Это      связано    с      двумя               причинами: родители не слышат   недостатков    речи   своих  детей;

или не придают им серьезного значения, полагая, что эти недостатки исправятся с возрастом собой. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Папка - передвижка для родителей...

Речевая готовность ребенка к школе.

Речевая готовность ребенка к школе.  Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...