«Обобщение и систематизация знаний детей о природе, позволяющих шире ориентироваться в окружающей среде»
материал (старшая группа) на тему

Шаталова Елена Анатольевна

Одной из важнейших задач в работе нашего детского сада является формирование навыков успешной социальной адаптации в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида № 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

«Обобщение и систематизация знаний детей о природе,

 позволяющих шире ориентироваться в окружающей среде»

Подготовила: воспитатель

Шаталова Елена Анатольевна

2016 г.

Одной из важнейших задач в работе нашего детского сада является формирование навыков успешной социальной адаптации в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труде и других детских занятиях.

Мы стараемся развивать у детей наблюдательность, любознательность, расширять кругозор, формировать бережное отношение к природе. Немаловажное значение имеет и эстетическое восприятие детьми природной действительности. Ни для кого не секрет, что проблема экологии сейчас является очень актуальной, потому что человечество стоит на грани экологического кризиса. И в своей работе мы стараемся донести до своих воспитанников важность сохранения и бережного отношения к природной среде. А чтобы шире ориентироваться в окружающей среде, детям необходимы элементарные знания о природе, понимание, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.

Чтобы сформировать экологическое мышление у дошкольников, нами были созданы условия для наблюдений в природе и исследовательской деятельности. Одной из задач экологического воспитания детей является обобщение и систематизация полученных знаний о растениях, животных, природных явлениях; о состоянии окружающей среды.         Для поддержания интереса детей к природе и природным явлениям вся работа по экологическому воспитанию была спланирована, продумана, четко вписывалась в эколого – педагогический процесс.

А использование разнообразных форм работы (экскурсии, наблюдения на прогулке, смотры, конкурсы, творческие выставки, занятия, индивидуальная работа и др.) способствует более эффективному усвоению знаний детей о природе, позволяет шире ориентироваться в окружающей среде. Исходя из того, что важным условием развития экологического мышления у дошкольников служат наблюдения за сезонными изменениями в природе, были внесены значительные изменения в предметно -  развивающую, экологическую  среду группы. Обогатилось содержание всех уголков специфическими для данной работы материалами: игровыми пособиями, природным материалом, изготовлены игры соответствующего направления и содержания; подготовлены серии репродукций картин художников, диски с голосами птиц, книгами о природе, музыка «Времена года» П.И.Чайковского.

Мы стараемся поставить каждого ребенка в активную позицию, которая бы пробудила бы в нем исследовательское отношение к окружающему. Организуя наблюдения, учитываем последующие изменения, отношение детей к данному явлению, наблюдения за одними же и теми объектами повторяем. В значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений конкретных представлений способствуют зарисовки. На занятиях по изобразительной деятельности дается задание нарисовать то, что видели  во время прогулки. Также в работе используем литературные и музыкальные произведения о природе, рассматриваем репродукции картин, формируем в сознании детей образ природы.

Для закрепления полученных знаний в работе используются дидактические игры: «Вершки и корешки», «Съедобное и несъедобное», «Какой овощ, фрукт ты съел?», «С какой ветки детки?» и др. Очень запомнилось детям занятие «Лекарственные растения - средства оздоровления организма», потому что они сами, используя игру «Найди такое же растение», находили на «аптекарском огороде» лекарственные растения такие, как ромашка, подорожник, тысячелистник, полынь, пастушья сумка и т.д.

Собрав цветки ромашки, душицы, чабреца дети пили душистый чай и угощали им взрослых и детей младших групп.   Так мы закрепили знания детей о лекарственных растениях, растущих на участке, их целебных свойствах. В группе оформили гербарий «Лекарственные растения и травы нашего участка».

На занятиях по экологии дети узнавали о домашних и диких животных, чем похожи и чем отличаются. Для систематизации знаний детей были изготовлены дидактические игры. Были оформлены альбомы о диких и домашних животных, о природе, ландшафты; создана лаборатория и картотека с описанием опытов с объектами живой и неживой природы; образцы почвы, песка, камней, глины. В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать простейшие выводы, обобщать и систематизировать полученные знания.

На занятиях «Воздух и его свойства» выяснили, что воздух без запаха, цвета, вкуса. Воздух окружает нас везде. Проводя опыт с двумя комнатными растениями (одно росло под банкой, а другое дышало воздухом) дети увидели, что растение, которое накрыто: маленькое, слабенькое, желтое. Сделали вывод – без воздуха ничего не растет, не живет.

Наблюдая за дождем в летний и осенний периоды, дети отметили, что летний дождь теплый, а осенний – холодный. Это связано с температурой воздуха. Попутно установили, почему после дождя много червей и почему они называются дождевыми.

Со свойствами снега дошкольники знакомились во время игры в снежки, при сооружении крепости. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим, как и песок, приобретает форму предмета, в который насыпали.

При ознакомлении детей с солнцем  использовалась графическая модель «Кому нужно солнце?», которая представляет собой изображение солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле. 

С изменениями в неживой природе связаны сезонные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляются в смене образа жизни в различные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т.д.

Устанавливали связь между обилием тепла, влаги, ростом растений, активной жизнью животных в летний период. Все лето вместе с детьми проводили наблюдения на мини-поле, где выращивали кукурузу. Сколько было радости у детей, когда был собран урожай и все угощались вкусными, сладкими плодами.

Проводя интересные наблюдения за птицами, слушали их голоса, рассматривали повадки, строение, оперение, передвижение. Но наибольшее впечатление на детей произвела викторина «Угадай, чей голосок?», которую подготовила для детей семья Прасоловых. На диктофон были записаны голоса животных и птиц, которые живут у них в деревне. Для детей, живущих в городе, многие настоящие  голоса животных были полной неожиданностью. Зимой вывешиваем кормушки и подкармливаем птиц зерном, салом, семечками, пшеном. Вместе с детьми делали зарисовки наблюдений за птицами. В итоге оказалось, что дети знают название птиц, различают их по голосам, знают, как за ними ухаживать, что зимой птицы прилетают к человеческому жилищу, так как человек о них заботится.

На территории детского сада растут различные деревья и кустарники: ели, березы. Сирень, рябина, каштаны и другие, это помогает различать особенности хвойных и лиственных деревьев, их внешнего строения (видоизмененные стволы, листья, корни, кора).

Для уточнения, закрепления впечатлений детей от общения с природой и с её обитателями был оформлен альбом, в котором дети делали зарисовки увиденного на прогулке, что служит материалом для обсуждения детьми впечатлений.

Особенно дети любят экскурсии, которые приносят большую радость и удовольствие. Именно в непосредственной близости закладывается любовь к нашей русской природе.

Экскурсии проводились в то время, когда в природе наступали наиболее яркие изменения: в марте, в мае, летом, а осенью – каждый месяц. Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая яркая книга с картинками.

Большую роль в экологическом воспитании детей и формировании представлении о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.

Календарь наглядно демонстрирует динамику изменений природы, в нем отображается зависимость состояния живой природы от погодно – климатических факторов, он становится экологической моделью, в которой наглядно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. Ценность такого моделирования велика: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе. Это хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно – образовательного процесса.

 Полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей и близких. Родители – основное связующее звено между ребенком и детским садом. Именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности к тому, что дорого

каждому человеку.

Работа по пропаганде среди родителей экологических знаний началась с организации консультаций в родительском уголке, где даются полезные советы: «Прогулки с детьми в природу», «Досуг с ребенком на природе», «Ваш  ребенок познает мир», «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Гуляй, да присматривайся» и др.

Как уже отмечалось, любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, на непосредственном восприятии окружающего мира. Поэтому основной упор в своей работе мы делаем на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Мы развиваем у детей мышление, умение наблюдать за изменениями природных явлений, стараемся воспитывать чувство любви ко всему живому, обучаем некоторым несложным способам охраны природы.