Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Орестовна Козуб

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении предметов в пространстве,  представлена структура занятия в виде технологической карты и содержание каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов и методов.

Методическая разработка  адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr-3_p-k_zanyatiya_kozub_t.o.-2023.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Рекомендована:

Методическим советом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

протокол № 5 от «11» мая 2023 г.

Утверждена:

приказом по МБУДО  «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

№  124 от «11» мая 2023 г.

План-конспект учебного занятия

по обобщению и систематизации знаний

по разделу «Развитие пространственных представлений»

в Школе раннего эстетического развития «Теремок»

Методическая разработка

г. Тайшет, 2023

Автор:  

Т.О. Козуб, педагог дополнительного образования, учебная дисциплина «Познавательные и развивающие игры»

Козуб Т.О, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленности.

План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок». Методическая разработка.

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении предметов в пространстве,  представлена структура занятия в виде технологической карты и содержание каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов и методов.

Методическая разработка  адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование пространственных представлений имеет важное значение для всех видов деятельности человека, охватывает многообразные стороны его взаимодействия с действительностью.

У детей формирование пространственных представлений осуществляется как в реальном мире окружающей действительности, так и в ходе специально организованной образовательной деятельности, в том числе с использованием возможностей дополнительного образования. Полноценное развитие детей дошкольного возраста не может проходить без развития у него пространственных представлений. Пространственные представления являются неотъемлемой частью процесса социализации ребенка.

В настоящее время достаточно полно разработаны теоретические и практические  аспекты процесса формирования пространственных представлений, что дает возможность воспитателям, педагогам находить все более эффективные пути достижения образовательных результатов, осуществлять творческий подход к планированию образовательного процесса, пополнить методическую копилку начинающего педагога.

Одним из эффективных методов обучения являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка[1].. 

Методическая разработка «План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок» - это один из вариантов планирования учебного занятия с детьми 5-6 лет в системе дополнительного образования по учебной дисциплине «Познавательные и развивающие игры» комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Теремок».

В плане-конспекте занятия помимо структуры занятия и содержания каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов, как средств, усиливающих эффективность применяемых методов, что призвано помочь начинающим педагогам и молодым специалистам в их педагогической практике. Параллельно с реализацией основной темы занятия ведется работа по развитию сенсорного восприятия и зрительной памяти детей. Оформление плана-конспекта в виде технологической карты позволяет лаконично и точно описать порядок организации взаимодействия, не отягощая его излишними словами, описаниями, подробностями.

Для выяснения эффективности учебного занятия в целом и уровня сформированности пространственных представлений у каждого ребенка в отдельности разработана «Карта наблюдений» (см. Приложение).

Цель занятия: обобщить и систематизировать пространственные представления детей, организовать практическое их применение.

Задачи:

1. Актуализировать знания детей о взаимном расположении предметов, умения ориентироваться по плану помещения, планировать маршрут передвижения.

2. Создать условия для демонстрации практического умения ориентироваться в пространстве учебного кабинета, обоснованно планировать маршрут передвижения и  обозначать словами основные пространственные направления, в том числе с «привязкой» к окружающим предметам (вперед – назад, направо – налево, пройти между…, мимо.., дойти до…).

3. Дополнить практическую часть специальными упражнениями на развитие сенсорного восприятия и зрительной памяти. 

4. Содействовать закреплению устойчивой привычки к достижению образовательного результата; актуализации умения работать в команде (выслушать участника взаимодействия, договориться о последовательности совместных действий).

Оборудование и материалы, используемые на занятии: план помещения с обозначенным направлением для поиска предмета; мешочек, наполненный мелкими геометрическими телами (шарики, кубики, цилиндры, пирамиды) для проведения дидактической игры «Волшебный мешочек»; геометрические фигуры для проведения игры на развитие внимания и зрительной памяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Структура и ход занятия:

Этап занятия

Приемы и методы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся,

 формы работы

Предполагаемый результат/назначение используемого метода, приема

1

2

3

4

5

6

I

Организационно-мотивационный этап

Ритуал приветствия

Организует и проводит психологическое упражнение «Здравствуй, солнце…»

Выполняют действия, предусмотренные содержанием текста.

Обеспечение организованного начала занятия, настрой на предстоящую деятельность, создание благоприятной атмосферы.

Сообщение темы.

Элемент занимательности

Сообщает, что сегодня мы попадем в сказку и поможем гномам в их работе охране сокровищ. 

Педагог взмахивает «волшебной палочкой» со словами:  «Вы, ребята, покружитесь, в гномиков все превратитесь»

Воспринимают информацию, эмоционально реагируют; входят в образ - надевают колпачки гномов.

Придание живости моменту мотивации, обеспечение положительной эмоциональной окраски, предупреждение страха перед предстоящей учебной деятельностью.

Прием проблематизации

Обозначает проблему: чтобы помочь гномам охранять сокровища, нужно знать, где эти сокровища находятся. Как это сделать?

Выслушивает ответы детей, принимает ответ о возможности воспользоваться картой, планом помещения

Выдвигают варианты решения проблемы, например воспользоваться картой, спросить у взрослыхи т.п.

Активизация  мыслительной деятельности, развитие  логического  и творческого мышления, вариативность в поиске путей и принятии решений.

Основной  этап

Дидактическая игра «Движение по карте»

Организует игровое действие: предлагает детям рассмотреть план помещения и особые обозначения (стрелочки, задающие маршрут передвижения; крестик, обозначающий место «клада»), координирует самостоятельную деятельность детей.

Рассматривают карту, комментируют и аргументируют выбор направления движения.

Затем под руководством педагога двигаются по карте, пока не достигнут финальной точки – места, где находится «клад»

Дидактическая игра

- способствует актуализации представлений  о взаимном расположении предметов в пространстве, сторонах «лево», «право», направлении движения «влево», «вправо», «вперед», «назад»;

- развивает умение определить план передвижения, маршрут, - активизирует  пространственное мышление.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Организует и координирует  игровое действие: обеспечивает каждому ребенку возможность сенсорного восприятия объектов; возможность описать, назвать предмет, находящийся в мешочке (без использования зрительного восприятия).

Выполняют игровые действия: по очереди опускают руку в мешочек, выбирают фигурку, описывают ее (размер, объем, твердость, наличие углов, форму; выдвигают предположение о названии предмета), достают фигуру, проверяют правильность своего предположения.

Дидактическая игра способствует

- развитию сенсорного восприятия;

- актуализации знаний детей о геометрических фигурах и геометрических телах;

- формированию монологической речи описательного характера.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Организует и координирует  игровое действие: упражняет детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга; обеспечивает каждому ребенку возможность зрительного восприятия объектов; стимулирует речевую деятельность

Выполняют игровые действия:  рассматривают и запоминают расположение «сокровищ»; по команде педагога отворачиваются, закрывают глаза; затем,

по команде педагога дети поворачиваются, находят изменения, рассказывают о них.

Дидактическая игра способствует

- развитию зрительного внимания, тренировке зрительной памяти;

- формированию коммуникативных навыков (умения объяснить свою точку зрения и выслушать мнение других участников).

III

Завершающий (рефлексивно-аналитический)  этап

Рефлексивно-оценочная деятельность: работа в круге, фронтальный экспресс-опрос

Организует работу в круге: проводит экспресс-опрос (удалось ли нам помочь гномам найти и сохранить «сокровища»? Что ты сделал для этого?)

Участвуют в оценочной деятельности: отвечают на вопросы.

Работа в круге позволяет всем участникам находиться в позиции «на равных»;

Рефлексия способствует формированию адекватной оценки результатов своего и совместного труда.

Экспресс-опрос стимулирует речевую деятельность, формирует умение высказываться лаконично и конкретно, по сути задаваемого вопроса, обсуждаемой темы.

Диагностика эмоционального состояния детей

Дает инструкцию: передайте гному свое настроение – нарисуйте радостную улыбку, грустное настроение или маску без настроения.

Выполняют инструкцию педагога: рисуют настроение своему гномику

Анализ общего эмоционального состояния и настроения /впечатления каждого ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная методическая разработка была апробирована в работе с детьми 5-6 лет,  дополнена приемами, позволяющими активизировать познавательный интерес детей, осуществлять комплексное развитие познавательных процессов, мотивировать на самостоятельное повторение учебных заданий в бытовых ситуациях, на проявление творчества – изменение и/или создание нового оригинального сюжета,  

Итоги проведенных занятий доказывают их эффективность:  полное выполнение поставленных задач, достаточно высокий уровень образовательных результатов у детей - практически все дети, регулярно посещающие занятия, уверенно ориентируются в пространстве, простраивают маршрут передвижения, могут описать взаимное расположение предметов.

Следует заметить, что одним из факторов достижения высоких результатов является успешная интеграция программ дополнительного образования с образовательными программами дошкольного образования.

Приложение.

Карта наблюдения

Дата          __________________

Тема:        «Обобщение и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений»  

Группа:    2-1, 2-2 (второго года обучения)               

Сфера наблюдения:   сформированность пространственных представлений, навыка взаимодействия

Фамилия имя ребенка

Практические навыки

Коммуникативные навыки

Чтение плана помещения, понимание направление движения

Планирование маршрута передвижения

Вербализация своих действий; использование слов-ориентиров

Умение выслушать собеседника, принять его точку зрения

Умение определять действия каждого участника,   договариваться о взаимодействии

Карту заполнил: ________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания основана на анализе степени самостоятельности, безошибочности, уверенности выполнения практического задания; характера взаимодействия с другими детьми, полноты демонстрации коммуникативных навыков.

Каждый критерий оценивается по трехбалльной системе; максимальное значение суммарного результата – 15 баллов, минимальное – 5.

3 б. – ребенок действует самостоятельно, уверенно; безошибочно ориентируется в плане помещения и направлении предстоящего передвижения, грамотно планирует маршрут передвижения, вербализируя свои действия; правильно и уместно использует слова-ориентиры; умеет договариваться с участниками взаимодействия, определять действия каждого;

2 б. – при выполнении заданий ребенок иногда нуждается в незначительной посторонней помощи; имеет представления о расположении предметов в помещении, их взаимном расположении; при работе по плану помещения,  планировании маршрута передвижения, вербализации своих действий,  совершает незначительные малочисленные ошибки, неточности; в ситуации взаимодействия не всегда учитывает мнение партнера, но может исправиться после корректировочных действий взрослого;

1 б. – при выполнении заданий ребенок нуждается в постоянной посторонней помощи; не ориентируется по плану помещения, не может спланировать маршрут передвижения, слова-ориентиры не использует или использует со значительными ошибками, которые замечает только после наводящих или уточняющих вопросов педагога; не понимает и не принимает позицию собеседника, партнера по взаимодействию.


[1] Кудинова М.И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 360-364;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35751 (дата обращения: 11.05.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в первой младшей группе: «Зайка в гости к нам пришел». Образовательная область - «Художественно-эстетическое развитие» (рисование).

Цель:  ·         Совершенствовать умение обследовать предметы: учить рассматривать, ощупывать, гладить.·         За...

Методическая разработка.План-конспект для развития композиционного умения и эстетического восприятия.Образовательная область:занятие аппликацией"Тарелочка" в младшей группе.

учить детей составлять узор на предметах круглой формы, используя кружки разного цвета и разной величиныразвивать композиционные уменияразвивать эстетическое восприятие...

Методическая разработка план-конспект по познавательному развитию «Математика в сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитиюТема: «Математика в сказках» Закреплять представления о свойствах геометрических фигур пут...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по английскому языку для дошкольников «Наше путешествие в зоопарк» по дополнительной общеразвивающей программе «Музыка-English» второго модуля обучения школы раннего эстетического развития

Методическая разработка предназначена для обучения основам иностранного языка детей дошкольного возраста. Представлено развивающее занятие с использованием нового языкового материала,а также закреплен...

Методическая разработка: "План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"

Методическая разработка : "План- конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет  " Исторический лабиринт"...

Методическая разработка (план-конспект) для детей средней группы. НОД в области художественно-эстетического развития. Тема:"Арбуз"

НОД в области художественно-зстетического развития, в средней группеЗдравствуйте, дорогие друзья! Давно хотела поделиться с Вами занятием, которое я провела с детьми средней группы. Его также мо...

Методическая разработка плана-конспекта по "Формированию элементарных математических представлений" по теме "Гном строит дом"

Методическая разработка плана-конспекта по "Формированию элементарных математических представлений" по теме "Гном строит дом"...