Картотека наблюдений ЛЕТО
методическая разработка (старшая группа) на тему

Митина Ольга Николаевна

сбоник наблюдений на прогулке летом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_leto_1.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Л-1

Наступило долгожданное лето, на улице ярко светит солнце, тепло.

Ярко солнце светит

В воздухе тепло,

И, куда ни взглянешь

Все кругом светло.

И.Суриков

Л-2

Загадать детям загадку:

«От цветка к цветку порхает.

Утомится - отдыхает.»

(Бабочка)

после отгадки понаблюдать за бабочкой. Обратить внимание на красивую расцветку крыльев, на передвижение по растению, на то, как она, раскрывая крылья летит, и как, садясь на цветок складывает их.

Л-3

Продолжить наблюдение за цветением одуванчика; отметить появление белых цветков.

«…Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только постарел,

Вместе с ветром улетел.»

Л-4

Определить состояние погоды по определенным признакам.

(Дети сняли кофточки, колготки; нагрелись скамейки, камешки; нагрелся песок, следовательно, на улице стало жарко)

Л-5

Привлечь внимание детей к посаженным цветочным семенам на клумбах (у каждого цветка они разные), обратить внимание детей как растет цветок (из маленького семечка появляются сначала листочки (у каждого растения они разные) цветочек растет медленно).

Л-6

Продолжать наблюдать за состоянием погоды

«Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком…»

В. Берестов

Л-7

Обратить внимание детей на тень, рассмотреть и сопоставить размеры тени от предметов в разное время дня.

Л-8

Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

Л-9

          Целевая прогулка в парк. Обратить внимание детей на то, что в парке много высоких деревьев, на деревьях – зеленые листья, а внизу растет трава. Предложить посмотреть наверх, как высоко растут ветки. Показать детям знакомые деревья (березку,  ель, тополь), спросить, знают ли они эти деревья. В парке поискать еще знакомые деревья. «Как вы узнали, что это береза, ель, тополь?». Рассмотреть цвет стволов, листьев, форму листьев, дать потрогать ствол березы, тополя (ствол березы гладкий, тополя – шероховатый).

« Береза моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька,

Листья зеленые;

Под тобой, березонька,

Трава шелковистая».

                       (Русская народная песенка)

Л-10

          Послушать шум проливного дождя, как он весело стучит по крыше веранды. Рассказать детям о том, почему хорошо, когда идет дождь – не надо поливать огород и цветник, дождь необходим и растениям и животным. 

 «Дождик, дождик пуще,

Будет трава гуще.

Дождик, дождик посильней.

Огород ты наш полей.»

                             (Русская народная потешка)

Л-11

Прочитать  детям народную пословицу «Свет на убыли, жара на прибыли". Спросить,  как они её понимают.

Л-12

В яркий солнечный день обратить внимание на небо, определить его цвет. На голубом небе нет ни облачка, ни тучки. Одно лишь солнышко светит свысока и ласкает нас своими теплыми лучиками.

«Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.»

                                     Ф.Тютчев

Л-13

После дождя обратить внимание на плавающие пузыри в лужах.

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри…»

(З.Александрова.)

Л-14

Обратить внимание на появление цветов на клумбе. «Посмотрите, какой красивый цветок. Какого он цвета? А где еще распустились цветы?»

Л-15

Целевая прогулка в парк. Показать детям лечебные травы (подорожник, лопух, крапива), объяснить почему их называют лечебными).

Л-16

Вспомнить с детьми как на участок к ним прилетала пчелка:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

                        (Пчела)

предложить детям рассказать о том, как пчелы собирают нектар, для чего он нужен им. Спросите, какую пользу приносят пчелы.

Л-17

С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра. Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки.

«Кто в полях шумит пшеницей?

Кто летит крылатой птицей?

Ветер!

Кто играет проводами,

Поднимает пыль клубами?

Ветер! Кто к земле деревья клонит?

Кто волну морскую гонит?

Ветер!

                 

     А.Бродский

Л-18

Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

Л-19

Систематический уход за растениями. Подводить детей к тому, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений. (Летом жарко, земля высыхает, поэтому её надо поливать каждый день: в сухую погоду рыхлить палочками землю, чтобы лучше проходила вода: почву между рядами рыхлят, а возле растений – только разбивают корочку земли, чтобы не повредить их и т.д.) 

Л-20

Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо.

Туча, ты, туча,

Спустися пониже!

Чем туча ниже,

Тем дождик ближе!

Туча, ты, туча,

Пролейся дождем!

Мы давно его ждем!»

                          (русская народная потешка)

Л-21

В жаркий солнечный день обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца.

«Храните дерево от топора;

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень,

Когда стоит жара,

Оно чарует все живое.»

Л-22

Полюбоваться с детьми радугой после дождя. Обратить внимание на цвета радуги, отметить, на что она похожа.

«Прояснилось небо,

Засияла даль.

Дождик словно не был,

Речка – как хрусталь.

Над рекою быстрой, озарив луга,

На небе повисла

Радуга – дуга».    

                     (П. Образцов)

Л-23

Вынести в тазике воду. После того, как она нагреется, познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, жидкая, мокрая, чистая, на солнышке теплая, в группе – холодная; одни предметы (легкие игрушки) в ней плавают. Другие (камешки) – тонут. Воду можно наливать в посуду, из лейки поливать грядки (посмотреть, как текут струйки воды из лейки).

Л-24

Обратить внимание на появление цветов на клумбе. «Посмотрите, какие они разные, но все красивые».  Обратить внимание на распустившиеся маргаритки.

Л-25

В жаркий солнечный день обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца.

Л-26

Предложить полюбоваться плодами овощей: горох, свекла, морковь, огурец, рассказать о них в форме описания или загадок 

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.  (свекла)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.  (морковь)

Летом- в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке,

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?  (огурцы)

В зеленой избушке

Живут подружки.

Словно бусинки, круглы

Изумрудны и малы.  (горошинки)

Л-27

Наблюдение за божьей коровкой. Рассказать детям, что божья коровка – спокойный жучок, у неё маленькая головка, усики и ножки. Понаблюдать, как ползает жук, как приподнимает и развертывает свои крылья перед полетом. Рассказать детям о том, что божья коровка – полезный жучок, он уничтожает тлю, которая наносит вред растениям.

Божья коровка, черная головка,

Лети, лети за море,

Там тепленько,

Здесь холодненько.     (Потешка)

Л-28

Рассмотреть колокольчик и ромашку. Сравнить растения по окраске, величине, форме цветов и листьев, по запаху. Отметить чем они похожи, а чем отличаются.

Л-29

Знакомство со свойствами камня: тяжелый, твердый, тонет в воде.

Л-30

Рассказать детям о том, как в народе называли июль. Спросить как они думают почему так называли июль. (грозовиком (из-за частых гроз), жарником (от жаркого воздуха), страдником (временем уборочных работ), сенозарником (в ранние зори косят луга).

Л-31

Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки. С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра.

Л-32

Отмечать состояние погоды: постепенное увядание травы, цветов, исчезновение насекомых. Обращать внимание на пожелтевшие листья деревьев, хмурое небо, частые холодные дожди, отлет птиц, лето закончилось – наступила осень.

Л-33

Систематический уход за растениями. Подвести детей к того, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений. (Летом жарко, земля высыхает, поэтому её надо поливать каждый день: в сухую погоду рыхлить палочками землю, чтобы лучше проходила вода: почву между рядами рыхлят, а возле растений – только разбивают корочку земли, чтобы не повредить их и т.д.)

Л-34

Предложить полюбоваться спелыми плодами (черника, малина, земляника), рассказать о них в форме описания или загадок

Л-35

Целевая прогулка в парк. Показать детям лечебные травы (подорожник, лопух, крапива), объяснить почему их называют лечебными).

Л-36

Продолжать наблюдение  за  цветами на клумбе. «Посмотрите, какой красивый цветок. Какого он цвета? А где еще распустились цветы?»

Л-37

Обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца.

«Храните дерево от топора;

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень,

Когда стоит жара,

Оно чарует все живое.»  

Л-38

Целевая прогулка. Обратить внимание детей на плодовые деревья (яблоня, вишня), вспомнить, что сначала были цветочки, а теперь маленькие плоды.

Л-39

Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо.

Туча, ты, туча,

Спустися пониже!

Чем туча ниже,

Тем дождик ближе!

Туча, ты, туча,

Пролейся дождем!

Мы давно его ждем!»

                             (русская народная потешка)

Л-40

Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки. С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра.

Л-41

Целевая прогулка в парк. Показать детям знакомые деревья (березу, ель, тополь): «Как вы узнали, что это береза, ель, тополь?». Рассмотреть цвет стволов, листьев, форму листьев, дать потрогать ствол березы, тополя (ствол березы гладкий, тополя – шероховатый).  

Л-42

После дождя обратить внимание на плавающие пузыри в лужах.

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри…»

(З.Александрова.)

Л-43

Предложить потрогать детям камни и металлические предметы в разное время дня, уточнить, что разные предметы нагреваются по-разному.

Л-44

Понаблюдать с детьми радугу, закреплять расположение и количество цветов.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

Л-45

Перед дождем обратить внимание детей на то, что птицы летают низко.

Л-46

Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

Л-47

Продолжать наблюдать за цветами в цветнике, рассматривать их внешний вид, сравнивать; собрать семена цветов и сказать детям, что на следующий год мы их снова посадим, и у нас будут опять цвести цветы.

Л-48

Послушать, как стрекочет кузнечик, рассказать детям о том, что поймать кузнечика  очень трудно, так же трудно обнаружить его среди зеленой травы, т. к. он, как и трава, зеленого цвета.

Л-49

Предложить детям понаблюдать приближение грозы: темнеет небо, сверкает молния, грохочет гром.

Л-50

Отметить с детьми, что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету. Уточнить, почему они улетают на юг.

Л-51

Предложить полюбоваться спелыми плодами (яблок, груш, вишни, сливы), рассказать о них в форме описания или загадок.

На сучках висят шары,

Посинели от жары.  (слива)

Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат-

Называется он...  (груша )

На зеленой ножке

Круглые сережки.

Они алы, как рубины,

С косточкой посередине.  (вишня)

Л-52

Прочитать  детям народную примету «Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде". Предложить проверить примету.

Л-53

Целевая прогулка в парк. Показать детям знакомые деревья (березу, ель, сосну, тополь): дать понятие о лиственных и хвойных деревьях.

Л-54

Рассмотреть семена цветов (ноготков), вспомнить основные стадии развития растений.

Л-56

Рассмотреть с детьми колоски ржи, пшеницы. Дать знания об уборке злаковых растений, роли машин и механизмов.

Л-55

Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо.

Туча, ты, туча,

Спустися пониже!

Чем туча ниже,

Тем дождик ближе!

Туча, ты, туча,

Пролейся дождем!

Мы давно его ждем!

                             (русская народная потешка)

Л-57

Обратить внимание на рябину с красными ягодами. Рассмотреть листья, ягоды рябины (форму, цвет). Спросить у детей, чем отличается данное дерево от других.

Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла

Когда выросла?

Я весной взошла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.  

                 (Русская народная песенка)

Л-58

Продолжать наблюдать за цветами в цветнике, рассматривать их внешний вид, сравнивать; собрать семена цветов и сказать детям, что на следующий год мы их снова посадим, и у нас будут опять цвести цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Лето, лето, лето..."

Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....

Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!

       «Лето, лето, сказочное лето!                    От чудес кружится голов...

Прогулка "Снег летает, летает, летает..."

Зимняя прогулка в подготовительной группе...

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...