Исследовательский проект "Выжигание по дереву" подготовительная к школе группа
проект (подготовительная группа) на тему

Абидова Дилора Аскаровна

Исследовательский проект "Выжигание по дереву" подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_vyzhiganie_po_derevu_.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»

__________________________________________________________________

Выжигание по дереву

Творческий проект

Участники:

Позолотин Глеб Андреевич,

Рашкова Анастасия Дмитриевна

(подготовительная к школе группа №5)

Руководитель:

Абидова Дилора Аскаровна

(воспитатель)

г. Нягань

2013

Оглавление

1. Введение………………………………………………………..……………….…3

2. Основная часть……………………………………………………………..….…..4

2.1. История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву…………………………………………………………….....4

2.2. Виды выжигания, материал и инструменты для выжигания по дереву….….6

2.3. Техника выжигания по дереву.…………………………………………………8

2.4. Овладение плоской техникой выжигания по дереву……………….………..10

3. Заключение……………………………………………………………………….12

4. Список использованной литературы…………………………...………………13

5. Приложение………………………………………………………………………14

  1. Введение

У моей мамы был осенью день рожденья, и мне захотелось сделать для нее подарок своими руками. Я попросил помощи у папы, и он мне предложил выжечь на фанерке картинку. Мы выбрали картинку белочки, перенесли ее на фанерку, и затем папа научил меня работать выжигателем. Мне очень понравилось создавать рисунок выжиганием, получилась очень красивая белочка. Я принес в группу свою поделку, и показал детям. Им очень понравилась моя поделка, но они не знали, что такое выжигание по дереву, и как выжигают. Я предложил детям познакомиться с техникой выжигания по дереву и выжечь своим мамам подарки на 8 марта.

Увидев поделку и книгу «Выжигание по дереву», Настя тоже решила сделать маме подарок. Но она не знала, что еще можно выжечь по дереву, и как выжечь. Мы задумались: когда появился такой прибор - выжигатель,  и используют ли сейчас люди такой способ - выжигание по дереву. С этим вопросом мы обратились к воспитателю Дине Аскаровне.

У нас появилась цель: как можно больше узнать о выжигании по дереву и научиться выжигать изделия по дереву.

Задачи:

- познакомиться с историей появления выжигания по дереву, с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями);

- узнать о материалах и инструментах для выжигания по дереву;

- ознакомиться со способами работы выжигателем по дереву;

- овладеть простой техникой выжигания по дереву.

  1. Основная часть

2.1. История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву

 Из книг мы узнали: выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.

Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями, декоративно украшенными выжиганием.

В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры, надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

        В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки, их называли «троицкие», а украшали их выжиганием. Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек. 

        В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева. В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.

Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.

В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.

Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.

  1. Виды выжигания, материал и инструменты для выжигания по дереву

Существует несколько видов выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски:

  1. Выжигание по контуру: линиями выжигается только контур предмета.
  2. Силуэтное выжигание: полностью выжигаются либо фигурки людей, животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.
  3. Декоративное выжигание: четко выжигаются контуры рисунка и его

тени.

4. Выжигание с передачей светотени: этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию.

Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания, лучше всего выжигать не штрихами, а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если  наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.        

Выжигать можно на любой деревянной поверхности, но лучше всего подходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски), идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.

Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.

Электровыжигатель состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше.

 Мы узнали некоторые правила пользования электровыжигателем:

- не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

- не подносить раскаленную насадку к лицу;

- не вскрывать коробку трансформатора;

- не скручивать и не сгибать электрический провод;

- не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;

- не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.

2.3.Техника выжигания по дереву

Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву.

Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.

Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки: на них фигуры изображены в профиль, с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Силуэтный портрет изображается только в профиль

Прочертив контур, заполняем его темным тоном. Для достижения такого эффекта водим перо медленно, и в случае необходимости обрабатываем поверхность несколько раз.

Прошло много времени, и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов. Они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.

Штриховка – это изображение предмета  с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется  для того, чтобы варьировать глубину тона.  Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.

КОМПОЗИЦИЯ

Эскиз – это предварительный рисунок. Сюжет – это предмет изображения, т.е. то, что будет изображено на картине: городской, деревенский или морской пейзаж. В переводе с французского языка – «пейзаж» означает «местность, страна», но этим же словом обозначают и изображение природы в искусстве.

Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции: деревья, кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. В создании эскиза учитывается все: количество изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т.е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы: чем дальше, тем предметы становятся меньше.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.

Из семи цветов радуги только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов: красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зеленый; красный + желтый = оранжевый. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным – сочетание различных оттенков синего цвета.

2.4.Овладение плоской техникой выжигания по дереву

В нашем детском саду узнали, что мы интересуемся выжженными по дереву изделиями и организовали выставку «Выжигаем по дереву». Нам стали приносить разные вещи, картинки, книги, журналы.

Мы узнали много интересного, собрали альбом с изделиями, выжженными по дереву. Стали думать, что можно выжечь по дереву. И решили выжечь на доске куклу Акань, про которую узнали, когда знакомились с бытом коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Мы решили подарить нашему детскому саду эту поделку, так как в этом году мы выпускаемся в школу.

Северная кукла Акань была символом семьи, дома. Куклу любят, с ней делятся обидами и лакомствами. Когда она рядом, быстрее приходит сон. Женщины хранят свои детские куклы и создают новые, как когда-то их прародительницы оберегали домашних идолов, охранявших дом, род. У каждой девочки был собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с нарядами. И кукол, и платья для них девочка шьет только сама. Дети любили играть с куклой, лежащей в берестяной люльке.  Для кукол делали постели, подушки, сумочки и другие предметы.

Для выжигания куклы Акань мы воспользовались плоским выжиганием, когда изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек.

Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии: от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

  1. Заключение

В процессе творческой работы мы узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву, с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями); узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву; освоили способы работы выжигателем по дереву; овладели простой техникой выжигания по дереву.

От работы с деревом и электровыжигателем мы получаем только удовольствие, радуемся результату своего труда. Ведь ни для кого не секрет, что занятия с деревом и электровыжигателем способствуют развитию творчества, воображения, развивают тонкую ручную координацию. Теперь с помощью электровыжигателя мы сможем выжечь по дереву не только куклу Акань, но и герб нашего города – красоту и гордость наших сердец. Вот какой секрет открыл нам электровыжигатель!

Свою выставку мы решили показать всем детям нашего детского сада «Веснянка».

В дальнейшем хотим научиться другим техникам выжигания по дереву.

  1. Список использованной литературы

1. Васнецова Н.Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель», 2001 – 264 с.

2. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.

3. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.

4. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.

5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М», 2011 – 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»

знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в город Здоровья»

Программное содержание: «Познание»: -уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми;-обобщ...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Электричество и электроприборы»

Совместная  познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе«Электричество и электроприборы» Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по родному городу».

Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи; считать в прямом и обратном порядке; пользоваться линейкой; развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, находчивость, фа...

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....