Приобщение детей к народной игровой культуре.
консультация (подготовительная группа) на тему

Возраждать интерес детей к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового практикума по освоению традиционной культурв детьми может осуществлятся в различных формах , например - игротека, игровая перемена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Приобщение детей к народной игровой культуре».

Воспитатель: Шлык Н. Н.

МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой.

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

        «Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственные игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.

         В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач.

        С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.

       Расставив по – новому игровые акценты, педагог посредством одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику. Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли – разрешить некоторые псих коррекционные проблемы. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию – проводить работу по развитию речи; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации – расширить их знания о народной культуре. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

         Реальное состояние игровой культуры народа и степень практической реализации её потенциальных возможностей сегодня весьма противоречивы. С одной стороны, растёт стремление народов России к возрождению национально – самобытной культуры, включая игровую, с другой – она подвергается сильному натиску со стороны коммерческой массовой культуры, извращается и губится ею. Не случайно педагоги и психологи, определяя особенности развития современных дошкольников, акцентируют внимание на том, что дети всё меньше и меньше играют. В этой ситуации обращение к народным играм основе и первоисточнику игровой культуры – может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Важны систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность по освоению игровых традиций. При этом не следует забывать, что необходимо обучать детей игровой комбинаторике, т. е. умению конструировать игры на традиционной народной основе. Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И ещё одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции – не руководитель, а партнёр детей по игре.

   Важно помнить, что существуют различные уровни приобщения к игровой культуре, равно как и различная готовность к её освоению. Кто – то «включается» в процесс «освоения и присвоения» сразу, «заводится с пол – оборота», а кому то необходимо первоначальный интерес, тем самым открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.

   Организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми может осуществляться в различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Игротека.

Такой вид игровой практики предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры – шутки, игры – состязания, игры – прятки, игры – ловишки, игры-с выбором, игры с подражанием и др). разными вариантами одной игры, овладевают её традиционными компонентами, такими как выбор водящего (считалки, говор, угады).

Игротека наиболее эффективна как групповая форма, где принимают участие не менее 10 -12 детей. В дошкольных учреждениях её целесообразно проводить во второй половине дня. Лучшие условия для проведения игротеки в помещении – спортивный или музыкальный зал, а на улице игровая площадка.

В содержании игротеки включаются игры с разной развивающей направленностью. Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким видом жребия, а также проигрываются уже знакомые, полюбившиеся детям игры.

 Педагог в ходе игротеки занимает активную позицию: он организатор игровой деятельности и в то же время партнёр по игре.

Игротека предполагает домашние задания для детей, направленные на развитие интереса к народным играм, типа: поговорить с родителями, бабушкой и дедушкой о том, в какие игры они играли в детстве, описать их; поиграть в ту или иную игры во дворе с ребятами.

Игровая перемена.

Напомню, что суть организации перемены заключается в создании игровой среды, переключение на деятельность творческую, динамичную, способную снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус организма.

Этот тип игровой практики характеризуется ограниченностью времени и места, неустойчивостью игровой компании.

В хорошую и достаточно тёплую погоду для проведения игровой перемены можно воспользоваться прогулочной площадкой, но чаще приходиться довольствоваться помещением внутри детского сада. В игровые перемены дошкольников целесообразно включать игры – хороводы, игры – с выбором, некоторые варианты игр – ловишек на ролевой основе.

Структура игровой перемены может быть такой: начать с игры, позволяющей почувствовать себя единым игровым целым – с соединением игроков в цепочку. (В змейку, в мартышки или в круг перелизы). Эти игры имеют явно выраженную и вместе с тем достаточно элементарную игровую цель, не требует длительного объяснения правил, не выделяют особо никого из игроков. Игровые перемены краткосрочны 15-20 мин, более трёх игр за отведённое время провести обычно не удаётся, причём необходимо учитывать стремление детей к постоянному повтору полюбившихся ими игр.

Важное условие, обеспечивающее нормальное течение игры – активное участие в ней в качестве рядового игрока самого педагога, чем младше дети, тем активнее должен быть педагог в ходе игры. Но постепенно нужно менять свою позицию, на время уходить в тень, чтобы могла формироваться самостоятельность детей и не подавлялась их активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, предста...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Методические рекомендации  по приобщению детей к народной игровой культуре....

Методические рекомендации "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Одной из приоритетных направлений в работе нашего ДОУ, является духовно-нравственное становление дошкольника, направленное на дальнейшее совершенствование личности посредствам приобщения к право...

Приобщение детей к народной игровой культуре.

Возраждать интерес к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового прпактикума...

«Приобщение детей к народной игровой культуре».

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, л...

Консультация для родителей «Приобщение детей к народной игровой культуре»

Семья играет большую роль в формировании нравственных и патриотических чувств через народные игры. Так как народная играсодержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое о...

Приобщение детей к народной игровой культуре

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение у...