Эссе "Моя профессия"
статья на тему

Харитонова Светлана Викторовна

В представленном эссе я отразила взгляд на свою профессию, неотъемлемой стороной которой является любовь к детям, умение найти подход к каждому ребенку. Важным при установлении контакта является является эмоционально-положительный настрой ребенка на общение со взрослым. Способы достижения этого я раскрыла в эссе. Только так можно добиться успехов в развитии детей, воспитать у них доброжелательное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_novatorstvo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               «Нет ничего бесполезнее и даже вреднее,                

                                                                                 как наставления, хотя бы и самые лучшие,

                                                                                 если они не подкрепляются примерами, не              

                                                                         оправдываются в глазах ученика всею                      

                                                               совокупностью окружающей его

                                         действительности».

                                                                                                                         Белинский В.Г.

     Современное российское общество с его демократическими тенденциями развития предъявляет к воспитанию подрастающего поколения следующие требования: будущие граждане должны стать свободными и ответственными; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми. Большая роль в выполнении этих требований принадлежит педагогам дошкольных образовательных учреждений, особенно в условиях Дома ребенка, ведь здесь педагоги являются единственными наставниками своих воспитанников.

    Поступив в Дом ребенка, каждый малыш претерпевает трудный период – период адаптации. Ведь он оказывается в непривычной обстановке, когда рядом нет близких людей. Это вызывает у ребенка отказ от пищи, игрушек, общения. В поведении появляются такие черты, как плаксивость, вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему миру. И именно от умения педагога найти подход к каждому ребенку и наладить доброжелательный контакт с ним зависит, насколько продлится такое поведение и каково будет отношение малыша к изменившимся условиям жизни. Большую помощь в этом оказывают индивидуальные занятия.

    При проведении занятий стараюсь создать атмосферу тепла, доброты, внимания, чтобы у ребенка сложилось доброжелательное отношение к окружающему миру. Обстановка, когда ребенок оказывается один на один с педагогом, уютный кабинет, разнообразие игрушек способствуют раскрепощению ребенка.  Приводя малыша в кабинет, предлагаю ему познакомиться с игрушками, выбрать понравившуюся, поиграть с ней. При этом провожу с ребенком беседу об этой игрушке и его любимых игрушках. Считаю, что для установления доверительных отношений важна эмоциональная интонация педагога, ведение разговора то на высоких, то на низких тонах, и даже шепотом. Это невольно заставляет ребенка прислушиваться, заражаясь положительным настроением и эмоциями. Никогда при первых посещениях кабинета не принуждаю малыша к занятиям. И не забываю, что каждое слово, каждый поступок – все является для ребенка примером. Поэтому всегда стараюсь улыбаться, быть приветливой и в хорошем настроении.  Показываю пример бережного отношения к игрушкам, чтобы, став взрослым, ребенок также относился к окружающим. Для воспитания у ребенка чувства ответственности, упорства, терпеливости, стремления добиваться поставленной цели использую игру «Бусинки», где дети должны надевать бусинки на тонкий шнурок. Игра дается поначалу нелегко, особенно детям с нарушениями мелкой моторики. Поэтому даю мотивационную установку: «У куклы Маши скоро будет день рождения. Давай сделаем ей красивые бусы. Она будет очень рада. Посмотри, как я бусинку за бусинкой надеваю на шнурок. А теперь ты надевай бусинки. Вместе мы сделаем красивые бусы для Маши».    

    Мною был разработан и апробирован проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи», где я осуществила внедрение инновационных процессов дошкольного образования на основе личностно-ориентированного воспитания. Содержание и вид предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики способствуют выбору ребенком того вида деятельности, который отвечает его предпочтениям, потребностям и интересам, а также предусматривают общение со взрослым на равных, как с партнером по игре. Также мною были сформулированы принципы индивидуально-личностного и дифференцированного подходов, которые я применяю при проведении индивидуальных занятий. В случае отказа ребенка от выполнения упражнения никогда не принуждаю, а пытаюсь разобраться в причинах отказа, и, если возможно, ликвидирую их, изменив задание или поменяв игру. Совместно с ребенком ставим задачи предстоящего игрового упражнения, даем оценку выполненной работе. Темп работы выбирает сам ребенок, во время выполнения задания никогда не тороплю его. Таким образом, в условиях сотрудничества со взрослым как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, ребенок является равноправным партнером взрослого.

    Особенностью детей нашего учреждения является более медленный темп обучения и развития, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Если ребенок не может справиться с заданием, у него появляется чувство неуверенности, он замыкается в себе. Чтобы этого не произошло, даю понять ребенку, что хотя ему сегодня многое не удается, но он развивается, учится, и завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня. Оказываю поддержку малышу в любой ситуации – как успеха, так и неудачи, помогая ему поверить в свои силы.

    Маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому у них недостаточно развиты сочувствие, взаимопонимание,  что является причиной частых ссор и драк между детьми. Чтобы вызвать у ребенка чувства взаимопонимания, сострадания перед выполнением задания даю мотивационную установку: «Давай поможем зайке (собачке и т.д.)». Например, ребенок действует с игрушками-вкладышами к сказке «Теремок». Сообщаю ему: «Мышка боится зайчика. Помоги лягушке спрятать мышку. А лягушка боится лисичку. Помоги зайке спрятать лягушку» и т.д. Со временем это приведет к способности понимать чувства, желания других людей, оказывать им помощь, что явится основой положительных взаимоотношений с другими людьми.

    На групповых занятиях важно научить ребенка доброжелательному отношению к другим детям. Для этого необходимо создание атмосферы сотрудничества и обеспечение психологической комфортности детей в группе. Моя задача состоит не только в контроле и координации деятельности детей, но и в их воспитании на примере своего поведения. Стараюсь быть внимательной, тактичной, терпеливой. Каждого ребенка поощряю для появления у него уверенности в себе. Оценку отрицательного поведения игнорирую. Обязательно учитываю индивидуальные особенности ребенка: его состояние в данный момент и темп развития. Стараюсь наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого ребенка.

    Большая роль в создании благоприятной обстановки принадлежит интегрированным занятиям. Внося разнообразие в учебный процесс, они способствуют также переносу навыков общения и совместной деятельности в нестандартные ситуации. Итогом таких занятий становится коллективная творческая деятельность детей, в результате которой у детей вырабатывается умение объединяться для общего дела, формируется положительное взаимодействие друг с другом. Этой же цели способствуют внедренные мною в практику работы с детьми игры: «Какой?», «Бросаем мяч». При проведении игры «Какой?» дети встают в круг и передают под музыку картинку с изображением какого-либо предмета. Музыка прерывается. Тот, у кого в руках оказалась картинка, должен назвать признаки предмета, изображенного на картинке. В игре «Бросаем мяч», дети также встают в круг и бросают мяч друг другу, произнося какое-нибудь слово – название предмета. Ребенок, который ловит мяч, называет признаки этого предмета.

    Трудно переоценить значение  игры в самостоятельной деятельности для развития ребенка. В нашей группе созданы игровые зоны: «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня». Во время игр детей постоянно вызываю их на разговор. Например, если вижу, как ребенок завязывает себе руку бинтом, говорю ему: «Я доктор, давай я тебя полечу», внимательно осматриваю ребенка, протираю руку ватой, забинтовываю. Затем меняемся ролями: я – пациент, ребенок – доктор. В дальнейшем предлагаю: «Спроси у ребят, у кого кукла заболела, и полечи ее», т. е. своими действиями не только подвожу ребенка к ролевой игре, но и показываю пример поведения в ней. Кроме этого, в свободной деятельности создаю ситуации-иллюстрации, где разыгрываю простые сценки, изображающие разнообразные взаимоотношения детей друг с другом. Использую сюжетные картины по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо». Таким образом дети анализируют поступки, дают им оценки.

    Взрослый для ребенка является центром любой ситуации. Чтобы учить ребенка доброму и светлому, педагог сам должен быть воспитанным, тактичным и корректным в общении не только с детьми, но и с коллегами по работе.

    В результате такой проводимой работы у детей появляется способность учитывать чувства и желания других людей, что является основой для установления особых отношений с окружающими, которые выражаются во взаимной симпатии и дружбе. И внешне ребёнок-сирота уже не отличается от малыша из полноценной семьи.  Но душа таких детей все равно ранима, уязвима, беззащитна. И поэтому каждый педагог должен помочь детям ласковым словом, нравственным и гуманным поступком, своим личным примером.

    Когда я прихожу в группу, и ко мне бегут радостные дети, чтобы поздороваться, прижаться, улыбнуться, спросить, кого я возьму сегодня в кабинет, и когда я вижу, как загораются глаза ребенка, которого я беру на индивидуальное занятие, я понимаю, что между мной и детьми действительно доверительные, доброжелательные и чуткие отношения, и доказательство этому – счастливые и радостные глаза детей.

    Мое профессиональное кредо: «Мир, окружающий ребенка-дошкольника, свои тайны открывает не сразу. Ребенок движется к ним маленькими осторожными шагами. Очень важно, чтобы на этом пути рядом был чуткий, внимательный педагог».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...