Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа в группе «Непоседы» для детей с задержкой в психическом развитии».
рабочая программа (средняя группа) на тему

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

 Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr.docx67.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка».

                                                                   Утверждаю

Заведующий по УВР

_________________ О.А.Чайковская

«26» мая 2016г.

Принята на педагогическом совете

№5 от 26 мая 2016г.

Рабочая программа

«Коррекционно-развивающая работа

в группе «Непоседы» для детей с задержкой в психическом развитии».

Воспитатель И.В.Бовыкина, высшая категория.

п. Каменка      2016 г.

Пояснительная записка

 Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации.

 Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

 Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

 В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста. Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей.

 Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

Основой для разработки данной учебной программы явились: «Программа от рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой (М., 2016), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. (М., 2004).

Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
  2. Развитие элементарных математических представлений.

 Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

В  процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР решаются следующие задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

В основу программы  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков выраженности недостатков в развитии.

 В процессе обучения используются  индивидуальные занятия.  Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

 Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

 Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в последствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.

Коррекционная работа в группе для детей с ЗПР (задержка психического развития).

 В соответствии о «Конвенции о правах ребенка» и « Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку  должно быть гарантировано право на развитие, воспитание, образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положение, отраженное в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями.

 С каждым годом возрастает число детей с проблемами в развитии. Это связано с тем, что возрастает фактор риска как внутреннего, так и внешнего характера.

 Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинского, социально-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства.

 Целью организации детей  данного вида является создание в ДОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной группе наряду с общими задачами обучения и воспитания дошкольников решаются и задачи коррекции недостатков психо-физического развития детей.

 Целью работы является способствование созданию наиболее значимых психолого-педагогических условий для развития познавательной деятельности детей с ЗПР.

Задачи:

-Выявить психолого-педагогические условия для успешного развития познавательной деятельности у ребенка с ЗПР в условиях ДОУ;

-Изучить методическую литературу по данной проблеме;

-Создать соответствующую предметно-развивающую среду;

-использовать программно-методический материал на практике для детей с ЗПР.

 Психическое развитие ребенка с ЗПР в гораздо большей степени зависит от качества в которых находится ребенок. Организация предметно-развивающей среды является одним из важных условий развития личности ребенка .Должны учитываться потребности и интересы ребенка и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

 Таким образом, задачей педагогов сделать эту среду наиболее благоприятной для ребенка, то есть приблизить условия ДОУ к домашним, предоставить детям свободный доступ передвижения по всей групповой комнате, обеспечить доброжелательное отношение педагогов к детям, постоянно внушая им уверенность в своих силах.

 Исходя из опыта работы, сделаны выводы, что отсутствие контакта не позволяет успешно решить воспитательно-образовательные задачи для установления доверительных отношений, обеспечения эмоционального комфорта педагоги рационально используют помещение групповой комнаты.  В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств ребенка, его чувств, эмоций.  Организация работы с детьми строится на основе игры с учетом индивидуальных, личностных возможностей каждого ребенка. Форма организации детской деятельности могут быть различными, но важно, чтобы средства для достижения задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические игры, развивающие игры, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного материала.

 В игровой форме ребенок преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку в игре у него повышается умственная активность и работоспособность. У ребенка возникает потребность в интеллектуальной деятельности и познания нового. При этом важно придерживаться главного направления в работе с детьми: развития познавательной и речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.

Время занятия - 15 мин.

Прием детей в группы для детей с ЗПР.

Приему в ДОУ и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом ЗПР.

Основным показанием к приему является:

-ЗПР церебрально-органического генеза;

-ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма;

-ЗПР соматогенного происхождения;

-ЗПР психогенного происхождения(психическая инфантилизация).

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.

 Воспитание и коррекционно-развивающее обучение осуществляется по адаптивной программе с учетом состояния здоровья и уровня развития детей. Коррекционная работа с детьми ЗПР организуется индивидуально. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей осуществляется медицинским персоналом совестно с педагогическим коллективом ДОУ.

Заведующий ДОУ обеспечивает комплектование группы в соответствии с решением ПМПК.

 Старший воспитатель обеспечивает программное и учебно-методическое оснащение, оказывает методическую помощь воспитателям, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю. Обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива; осуществляет преемственность работе педагогов.

 Воспитатель проводит индивидуальные занятия с детьми в соответствии с программой, осуществляет коррекционную направленность педагогического процесса.

 Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре организуют работу с учетом индивидуальных особенностей в тесном контакте с воспитателями.

   

Дефектологическое сопровождение в группе для детей с ЗПР.

Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель:

  1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельности детей.
  2. Корригировать и развивать психические процессы.
  3. Формировать интерес к окружающему миру. Любознательность.

Задачи:

  1. Уточнение, расширение, обогащение представлений детей о себе, окружающем  предметном и социальном мире.
  2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни
  3. Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов и способствовать их дальнейшему формированию.
  4. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
  5. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  6. Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи.

Цель:

1.Развивать способности у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

2.Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое конструирование предложений.

Задачи:

1.Исправлять грамматические ошибки в устной речи детей.

2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи детей, знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями.

3. Предупреждать грамматические ошибки.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Цель:

Развивать способность у детей к морфологическим обобщениям.

Задачи:

1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи детей, знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями.

2. Предупреждать грамматические ошибки.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Цель:

Развивать способность у детей к морфологическим обобщениям.

Задачи:

  1. Учить образованию и употреблению:

-слов с уменьшительно-ласкательным  и увеличительным оттенком.

-глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов.

-относительных прилагательных.

      2. Учить пониманию многозначных слов.

      3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов, правильному употреблению падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Цель:

  1. Формировать способность к целостному смысловому высказыванию через речевое творчество детей и выразительности речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык

-распространения предложений путем введения однородных членов( прилагательных, глаголов)

-ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;

-составлять небольшие рассказы по картине;

-пересказывать текст по опорным картинкам.

       2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.

      3. Использовать элементы творческого рассказывания ( закончить рассказ и т.п.)

      4.Овладевать объяснительной  и доказательной формами речи.

Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.

Цель:

  1. Развивать математическое мышление, воображение, формировать количественные, пространственные и временные представления у детей.

Задачи ( по  разделам).

  1. Количество и счет.

-Знакомство детей с математическими понятиями, с образованием чисел в пределах десяти, обучение счету с использованием анализаторов.

-Формирование знаний о независимости числа от размера и пространственного расположения объектов.

-Развитие умений в сравнении множеств, определений состава числа из единиц и двух меньших чисел.

- Формирование навыка порядкового счета.

-знакомство с литературным материалом, в котором присутствуют числа.

2. Пространство и время.

-Формирование представлений о временных отрезках и умение ориентироваться в них.

- Развитие умений и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов.

3. Сенсорные эталоны.

-Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах.

- Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификаций по сенсорным признакам(цвет, форма, величина)

-Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

4.Логические задачи.

-Учить решать логические задачи ( на сравнение, классификацию, анализ, синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

 

Содержание  коррекционной работы

по ознакомлению  с окружающим миром и развитию речи

в средней группе детей с ЗПР.

1. Родная природа.

  1. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен го да и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения.

  1. Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза)

3. Животные.

  1. Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья)  и их детенышами, особенностями их поведения и питания,
  2. Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.
  3. Расширять представления детей о насекомых (бабочка,  божья коровка, стрекоза).

4.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

  1. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  2. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  3. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
  4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
  5. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.
  6. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
  7. Развивать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением.

  1. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
  2. Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет). 
  3. Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель)
  4. В жизни и на картинках узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.

6. Развитие связной речи.

  1. Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;
  2. Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы
  3. Напоминать имена и отчества работников детского сада.  Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.
  4. Учить отражать полученные впечатления в речи.
  5. Учить формам объяснительной речи

Планируемые результаты коррекционной  работы:

  1. Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей.

2.Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

      3.Называть знакомые предметы, выделять при знаки и называть их (цвет, форма, величина).

  1. Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка.
  2. Узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) людей.

Тематическое планирование  «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» (занятия 2 раза в неделю)

СЕНТЯБРЬ 
Диагностика
Занятие 1,2.
 Ранняя осень
Программное содержание: Основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев, частые дожди, изменение в одежде людей, сбор урожая).
Занятие 3,4. Овощи
Программное содержание:
Названия основных овощей (помидор, огурец, картофель, капуста); их цвет, форму, вкус; обобщающее слово «овощи»; где растут овощи.
ОКТЯБРЬ 
Занятие 5,6. Фрукты
Программное содержание:
Названия основных фруктов (яблоко, груша, банан, апельсин); их цвет, форму, вкус; обобщающее слово «фрукты»; где растут фрукты.
Занятие 7,8. Ягоды
Программное содержание:
Названия основных ягод (малина, вишня, смородина, клубника); их цвет, форму, вкус; обобщающее слово «ягоды»; где растут ягоды.
Занятие 9,10. Грибы
Программное содержание:
Основные названия грибов (мухомор, сыроежки, лисички); где они растут; части гриба; съедобные-несъедобные грибы.
Занятие 11,12. Деревья
Программное содержание:
Три-четыре вида деревьев (береза, рябина, клен); строение дерева (ствол, ветки, листья, корни): различия деревьев по форме листьев; обобщающее слово «деревья».
НОЯБРЬ
Занятие 13,14. Перелетные птицы
Программное содержание:
Основные названия птиц (грач, утка, ласточка, аист); почему они улетают на юг осенью, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.
Занятие 15,16. Поздняя осень
Программное содержание:
Солнце греет слабо, деревья сбросили листву, отлет птиц, изменения в одежде людей.
Занятие 17,18. Части тела
Программное содержание:
Названия основных частей тела (голова, туловище, нога, рука), их функции; умение ориентироваться в схеме собственного тела.
Занятие 19,20. Одежда
Программное содержание:
Название и назначение основных видов одежды (трусы, майка, рубашка, брюки, куртка, шапка, шарф, варежки) и некоторых ее частей; различие взрослой и детской одежды; обобщающее слово «одежда».
ДЕКАБРЬ 
Занятие 21,22. Обувь
Программное содержание:
Название и назначение основных видов обуви (ботинки, сапоги, сандалии, тапочки) и некоторых ее частей; различие взрослой и детской обуви; обобщающее слово «обувь».
Занятие 23,24. Зима
Программное содержание:
Свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
Занятие 25,26 Зимние забавы Программное содержание:
Что такое «зимние забавы»; какие бывают забавы зимой.
Занятие 27,28. Зимующие птицы
Программное содержание:
Основные названия зимующих птиц (воробей, ворона); из каких частей состоит их тело, чем покрыто; где живут; чем питаются.
Занятие 29,30. Новогодний праздник
Программное содержание:
Особенности праздника (бывает только зимой; приходит Дед Мороз и Снегурочка; наряжают елку).
ЯНВАРЬ
Диагностика
Занятие 31,32. Моя семья
Программное содержание:
Состав семьи, родственные связи; кто что делает в семье; понятие «дружная семья».
Занятие 33,34. Наш дом
Программное содержание:
Названия некоторых частей (этаж, подъезд, крыша); как строят дом; для чего он нужен; понятия «много этажей, один этаж, высокий низкий».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 35,36. Мебель
Программное содержание:
Название основных видов мебели (диван, кровать, стол, стул, шкаф); ее частей, из чего изготовлена; предназначение; обобщающее слово «мебель».
Занятие 37,38. Посуда
Программное содержание:
Знание о том, что посуда – это предметы домашнего обихода; название основных видов посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля); из чего изготовлена; обобщающее слово «посуда».
Занятие 39,40. Продукты питания
Программное содержание:
Название продуктов питания (хлеб, молоко, мясо, колбаса, сыр); для чего они нужны; где они продаются; где они хранятся и почему; обобщающие понятия «еда, пища».
Занятие 41,42. Транспорт
Программное содержание:
Названия некоторых видов транспорта (машина, автобус, поезд, грузовик, самолет, пароход); элементы строения транспорта; назначение транспорта.
МАРТ
Занятие 43,44. Дикие животные
Программное содержание:
Некоторые названия диких животных наших лесов (заяц, лиса); их отличительные признаки; питание, детеныши.
Занятие 45,46. Домашние животные
Программное содержание:
Название некоторых домашних животных (кошка, собака, корова); из каких частей состоит их тело; какую пользу приносят, детеныши, звукоподражание.
Занятие 47,48. Ранняя весна
Программное содержание:
Сосульки, грязный, рыхлый снег, прилет птиц, изменения в одежде людей.
Занятие 49,50. Домашние птицы
Программное содержание:
Название некоторых домашних птиц (курица, петух, утка); особенности внешнего вида; какую пользу приносят, детеныши, звукоподражание.
АПРЕЛЬ
Занятие 51,52. Детский сад
Программное содержание:
Для чего нужен детский сад, кто в нем работает, чем они занимаются (труд взрослых), некоторые помещения в детском саду.
Занятие 53,54. Игрушки
Программное содержание:
Обобщающее понятие «игрушки», наименования некоторых, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны. Диагностика
Занятие 55,56. Насекомые
Программное содержание:
Название некоторых насекомых (бабочка, кузнечик, муха); особенности внешнего вида; приносимые польза и вред.
Занятие 57,58. Поздняя весна
Программное содержание:
Признаки конца весны: потепление, появление листьев, травы, солнце греет сильно, ветер теплый.
МАЙ
Диагностика 
Занятие 59,60. Цветы
Программное содержание:
Элементарные представления о строении растений (корень, стебель, листья, цветок); названия некоторых цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик), обобщающее слово «цветы».
Занятие 61,62. Лето
Программное содержание:
Основные признаки лета (жарко, дожди, много птиц и насекомых); отличие лета от других времен года.

Тематическое планирование «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (занятие 1 раз в неделю)
СЕНТЯБРЬ 
Диагностика (2 недели)
Занятие 1. Ранняя осень
Программное содержание:
Словарь:
предметный: осень, листья, дождь, лужи, деревья, небо;
глагольный: наступить, капать, желтеть, идти (дождь);
признаков: ранняя, теплая, дождливая, желтые.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: лист-листик, дождь-дождик…
образование существительных множественного числа: лист-листья-листочки;
согласование числительных с существительными: один лист, листик; два листа, листика;
согласование существительных с местоимением: мой лист, листик, листики;
употребление простых предлогов: в луже, у дерева.
Занятие 2. Овощи
Программное содержание:
Словарь:
предметный: помидор, огурец, картофель, капуста;
глагольный: мыть, чистить, срывать, выкапывать, выдергивать, варить;
признаков: спелый, кислый, грязный, сочный, свежий,.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: огурец-огурчик;
образование существительных множественного числа: огурец-огурцы-огуречки;
согласование числительных с существительными: один огурец, огурчик, два огурца, огурчика;
согласование существительных с местоимением: мой огурец, моя капуста;
употребление простых предлогов: на грядке, в корзине.
ОКТЯБРЬ 
Занятие 3. Фрукты
Программное содержание:
Словарь:
предметный: яблоко, груша, банан, апельсин;
глагольный: срывать, срезать, мыть, резать, варить, есть;
признаков: спелые, сладкие, душистые, кислые, сочные, вкусные.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: яблоко-яблочко;
образование существительных множественного числа: яблоко-яблоки- яблочки;
согласование числительных с существительными: одно яблоко, яблочко, два…
согласование существительных с местоимением: моё яблоко, мой банан;
употребление простых предлогов: на столе, в вазе.
Занятие 4. Ягоды
Программное содержание:
Словарь:
предметный: малина, вишня, смородина;
глагольный: созревать, расти, собирать, варить, кушать, рвать, падать;
признаков: маленькая, круглая, сладкая, кислая, съедобная, лечебная.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: малина-малинка;
образование существительных множественного числа: вишня-вишни-вишенки;
согласование числительных с существительными: одна вишня, две…
согласование существительных с местоимением: моя вишня;
употребление простых предлогов: на ветке.
Занятие 5. Грибы
Программное содержание:
Словарь:
предметный: мухомор, сыроежки, лисички, ножка, шляпка, грибница;
глагольный: расти, прятаться, собирать, срезать, жарить, варить;
признаков: съедобный, несъедобный, красивый, большой, маленький.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: мухомор-мухоморчик;
образование существительных множественного числа: мухомор-мухоморы-мухоморчики;
согласование числительных с существительными: один мухомор, два мухомора…
согласование существительных с местоимением: мой мухомор, моя лисичка;
употребление простых предлогов: в корзинке, на пеньке.
Занятие 6. Деревья
Программное содержание:
Словарь:
предметный: берёза, рябина, клён, ствол, ветка, лист, корень.
глагольный: растут, сбрасывают, облетают, шуршат, желтеют;
признаков: высокое, низкое, кудрявая, толстый, тонкий.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: рябина-рябинка;
образование существительных множественного числа: клен-клены;
согласование числительных с существительными: один клён, два клёна, три…
согласование существительных с местоимением: моя берёза, мой клён;
употребление простых предлогов: под берёзой, на рябине.
НОЯБРЬ 
Занятие 7. Перелетные птицы
Программное содержание:
Словарь:
предметный: грач, утка, ласточка, аист, голова, клюв, крыло, хвост;
глагольный: летать, клевать, щебетать, петь, прилететь, взлетать, чистить, улетать;
признаков: перелетные, быстрые, звонкие, острый, пушистый, короткий, длинный.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: утка-уточка;
образование существительных множественного числа: утка-утки-уточки;
согласование числительных с существительными: один аист; два аиста, три…
согласование существительных с местоимением: мой аист, моя утка;
употребление простых предлогов: на крыле, в клюве.
Занятие 8. Поздняя осень
Программное содержание:
Словарь:
предметный: осень, лужи, заморозки, дождь, снег, тучи;
глагольный: наступить, дуют, льют, выпадает;
признаков: поздняя, холодная, дождливая, сырая, хмурая.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: дождь-дождик;
образование существительных множественного числа: туча- тучи;
употребление простых предлогов: на небе, с неба.
Занятие 9. Части тела
Программное содержание:
Словарь:
предметный: голова, шея, руки, уши, ноги, живот, спина, лоб, нос, щеки, зубы, язык;
глагольный: дышать, слушать, смотреть, думать, говорить, есть, брать, чистить, умываться;
признаков: короткие, длинные, темные (волосы), толстый, худой, веселый, грустный.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: нос-носик;
образование существительных множественного числа: рука-руки-ручки;
согласование числительных с существительными: одна нога, две ноги…
согласование существительных с местоимением: моя рука, ной нос, мои глаза;
употребление простых предлогов: на лбу, в руке.
Занятие 10. Одежда
Программное содержание:
Словарь:
предметный: трусы, майка, рубашка, брюки, куртка, шапка, шарф, варежки;
глагольный: надеть (на себя), снять, застегнуть, завязать, постирать, погладить, беречь.
признаков: красивая, новая, старая, грязная, теплая, легкая, нарядная.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: майка-маечка;
образование существительных множественного числа: рубашка-рубашки-рубашечки;
согласование числительных с существительными: один шарф, два…три…
согласование существительных с местоимением: мой шарф, моя шапка, мои брюки;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет рубашки, рубашка без рукава;
употребление простых предлогов: на майке, с карманом, у брюк.
ДЕКАБРЬ 
Занятие 11. Обувь
Программное содержание:
Словарь:
предметный: ботинки, сапоги, сандалии, тапочки;
глагольный: надеть, снять, сшить, завязать, промочить, мыть, чистить, сушить, беречь.
признаков: красивая, теплая, легкая, рваная, кожаная, чистая.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: сапоги-сапожки;
образование существительных множественного числа: ботинок-ботинки;
согласование числительных с существительными: один тапок, два…,три…
согласование существительных с местоимением: мой сапог, мои тапки.
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет сапог, мальчик без тапок.
Занятие 12. Зима
Программное содержание:
Словарь:
предметный: зима, снег, мороз, лёд, снежинка, снеговик;
глагольный: мести, дуть, падать, катать, скользить, сверкать;
признаков: морозная, холодная, лютая, снежная, легкий, пушистый, блестящий.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: снег-снежок;
образование существительных множественного числа: мороз-морозы;
согласование числительных с существительными: одна снежинка, две…, три…
употребление простых предлогов: на снегу.
Занятие 13. Зимние забавы
Программное содержание:
Словарь:
предметный: санки, горка, коньки, лыжи, ледянки, снежки.
глагольный: играть, кататься, скользить, лепить;
признаков: веселый, смешной, зимний.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: санки-саночки;
образование существительных множественного числа: снеговик-снеговики;
согласование числительных с существительными: одна горка, две…, три…
согласование существительных с местоимением: мои санки, мой снеговик;
употребление простых предлогов: на санках, с горки.
Занятие 14. Зимующие птицы
Программное содержание:
Словарь:
предметный: ворона, воробей, кормушка, зима;
глагольный: летать, садиться, зимовать, порхать, прыгать, кормить, добывать, ловить;
признаков: маленький, большая, юркий, зимующие, острые, длинный, короткий.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: воробей-воробушек;
образование существительных множественного числа:
согласование числительных с существительными: одна ворона, две…, три…
согласование существительных с местоимением: мой воробей, моя ворона;
употребление простых предлогов: на заборе, с дерева, у кормушки.
Занятие 15. Новогодний праздник
Программное содержание:
Словарь:
предметный: праздник, елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, гирлянда, хоровод, маска, стих, песня;
глагольный: веселиться, водить (хоровод), встречать, получать (подарки), играть;
признаков: новогодний, радостный, веселый, праздничный, нарядный, пушистая, елочная.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: ёлка-ёлочка;
образование существительных множественного числа: игрушка-игрушки-игрушечки;
согласование числительных с существительными: один подарок, два…, три…
согласование существительных с местоимением: моя песня, мой стих;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет праздника, елка без игрушек.
употребление простых предлогов: на ёлке, под ёлкой, у ёлки.
ЯНВАРЬ
Диагностика (2 недели)
Занятие 16. Моя семья
Программное содержание:
Словарь:
предметный: семья, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка.
глагольный: работать, заботиться, готовить, жить, убирать, помогать, читать, рассказывать;
признаков: добрая, крепкая, дружная, ласковая, молодая, старенькая, родная, старшая.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: мама-мамочка;
образование существительных множественного числа: сестра-сестры;
согласование существительных с местоимением: моя мама, мой папа;
употребление простых предлогов: с бабушкой, у папы.
Занятие 17. Наш дом
Программное содержание:
Словарь:
предметный: дом, этаж, подъезд, крыша, ступеньки.
глагольный: строить, красить, открывать, закрывать, подниматься, позвонить, жить;
признаков: каменный, деревянный, одноэтажный, многоэтажный, высокий, низкий, новый, старый.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: дом-домик;
образование существительных множественного числа: этаж-этажи;
согласование числительных с существительными: один подъезд, два.., три…
согласование существительных с местоимением: мой дом, моя дверь;
употребление простых предлогов: на этаже, в доме.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 18. Мебель 
Программное содержание:
Словарь:
предметный: кровать, диван, стол, стул, шкаф;
глагольный: расставлять, передвигать, мыть, протирать, разбирать, застилать, открывать;
признаков: мягкая, удобная, жесткая, деревянная, светлая, темная.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: кровать-кроватка;
образование существительных множественного числа: стол-столы-столики;
согласование числительных с существительными: один стул, два…, три…
согласование существительных с местоимением: мой стол, моя кровать;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет шкафа, стул без спинки;
употребление простых предлогов: на стуле, у стола, в шкафу.
Занятие 19. Посуда
Программное содержание:
Словарь:
предметный: тарелка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля;
глагольный: накрывать, подносить, подавать, кормить, убирать, мыть, вытирать;
признаков: глубокая, мелкая, большая, маленькая, чистая, битая, грязная.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: тарелка-тарелочка;
образование существительных множественного числа: стакан, стаканы, стаканчик;
согласование числительных с существительными: одна ложка, две…, три…
согласование существительных с местоимением: мой нож, моя тарелка;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет стакана, кастрюля без ручки;
употребление простых предлогов: в тарелке, у кастрюльки.
Занятие 20. Продукты питания
Программное содержание:
Словарь:
предметный: хлеб, молоко, мясо, колбаса, сыр, еда, пища;
глагольный: резать, солить, мешать, жарить, печь, пить, чистить;
признаков: кислый, соленый, жареный, вареный, мягкий; жидкий, сочный.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: молоко-молочко;
согласование существительных с местоимением: мой, хлеб, моя колбаса.
Занятие 21. Транспорт 
Программное содержание:
Словарь:
предметный: машина, автобус, посуда, грузовик, самолет, пароход;
глагольный: ехать, плыть, лететь, ломать, чинить, управлять, водить;
признаков: быстрый, маленькая, грузовая, большой.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: машина-машинка;
образование существительных множественного числа: автобус-ывтобусы;
согласование числительных с существительными: один самолет, два…, три…
согласование существительных с местоимением: мой автобус, моя машина;
употребление простых предлогов: на машине, на автобусе.
МАРТ 
Занятие 22. Дикие животные
Программное содержание:
Словарь:
предметный: заяц, лиса;
глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, ловить, охотиться, спасаться;
признаков: сильный, слабый, опасный, трусливый, хитрая, ловкая.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: заяц-зайчик;
образование существительных множественного числа: лиса-лисы-лисички;
согласование числительных с существительными: один заяц, два…, три…, четыре…
согласование существительных с местоимением: мой заяц, моя лиса;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет зайца, лиса без хвоста;
употребление простых предлогов: у лисы, с зайцем.
Занятие 23. Домашние животные
Программное содержание:
Словарь:
предметный: кошка, собака, корова;
глагольный: доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, лаять, мяукать, сторожить; 
признаков: домашний, сторожевая, злая, рогатая, ласковая, пушистая, большая.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: кошка-кошечка;
образование существительных множественного числа: собака-собаки- много собак;
согласование числительных с существительными: одна корова, две…, три…, четыре…
согласование существительных с местоимением: моя кошка;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет кошки, собака без хвоста;
употребление простых предлогов: у собаки, с кошкой, под коровой.
Занятие 24. Ранняя весна
Программное содержание:
Словарь:
предметный: весна, ветер, льдины, птицы, почки, сосульки.
глагольный: наступить, прийти, шуметь, прилететь, таять, греть, светить, темнеть.
признаков:
Грамматический строй:
образование существительных множественного числа: ветер-ветра;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет солнца;
употребление простых предлогов: с весной, с птицами, у сосульки.
Занятие 25. Домашние птицы
Программное содержание:
Словарь:
предметный: курица, петух, утка;
глагольный: клевать, пить, летать, плавать, кричать, махать, бегать, ходить;
признаков: красивый, большой, задористый, маленький.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: петух-петушок;
образование существительных множественного числа: курица-куры-много кур;
согласование числительных с существительными: один петух, два…, три…, четыре…
согласование существительных с местоимением: мой петух, моя утка;
Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет курицы, петух без хвоста;
употребление простых предлогов: с уткой, за петухом.
АПРЕЛЬ
Занятие 26. Детский сад
Программное содержание:
Словарь:
предметный: сад, группа, спальня, раздевалка, зал, воспитатель, помощник воспитателя, дефектолог, логопед;
глагольный: ходить, работать, играть, заниматься;
признаков: детский, спортивный, музыкальный.
Грамматический строй:
образование существительных множественного числа: группа-группы-много групп;
согласование существительных с местоимением: мой сад, моя группа;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет воспитателя;
употребление простых предлогов: в группе, на занятии. Диагностика
Занятие 27. Игрушки
Программное содержание:
Словарь:
предметный: машина, кубики, мяч, барабан, кукла, заяц, совок;
глагольный: играть, катать, бросать, ловить, купать, стирать, надувать, убирать;
признаков: новый, старый, красивый, цветной, деревянный.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: кукла-куколка;
образование существительных множественного числа: мяч-мячи-нет мячей;
согласование числительных с существительными: одна машина, две…, три…, четыре…
согласование существительных с местоимением: мой мяч, моя машина;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет мяча, заяц без уха;
употребление простых предлогов: у зайца, на машине, с мячом.
Занятие 28. Насекомые
Программное содержание:
Словарь:
предметный: бабочка, кузнечик, муха, крылья, усики, лапки;
глагольный: ползать, прыгать, есть, пить, опылять (цветы);
признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые.
Грамматический строй:
образование существительных множественного числа: бабочка-бабочки;
согласование числительных с существительными: один кузнечик, два…, три…, четыре…, пять…
согласование существительных с местоимением: моя муха, мой кузнечик;
употребление простых предлогов: у мухи, с бабочкой.
Занятие 29. Поздняя весна
Программное содержание:
Словарь:
предметный: весна, лужи, ручьи, птицы, почки, листья, трава, гнездо;
глагольный: наступить, прийти, шуметь,прилететь, греть, светить, распускаться;
признаков: поздняя, теплая, яркое, вселые.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: птицы-птички;
образование существительных множественного числа: лужа-лужи-много луж;
согласование числительных с существительными: одна почка, две…,три…,четыре…,пять…
употребление простых предлогов: в луже, на дереве.
МАЙ
Диагностика (2 недели)
Занятие 30. Цветы Программное содержание:
Словарь:
предметный: цветок, стебель, лист, коернь, одуванчик, ромашка, колокольчик;
глагольный: расти, цвести, распускаться, засыхать, ставить, срезать, сеять;
признаков: красивые, крупные, мелкие.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: цветок-цветочек;
образование существительных множественного числа: ромашка-ромашки-много ромашек;
согласование числительных с существительными: один одуванчик, два.., три…, четыре…, пять…
согласование существительных с местоимением: моя ромашка, мой колокольчик;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет цветов, букет без ромашек.
употребление простых предлогов: на цветах, у ромашки, с колокольчиком.
Занятие 31. Лето 
Программное содержание:
Словарь:
предметный: лето, солнце, погода, цветы, трава, птенцы, отдых, отпуск, река;
глагольный: наступить, светить, греть, идти, распускаться, появляться, ехать;
признаков: солнечная, летний, теплая, зеленая, красивый.
Грамматический строй:
образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: солнце-солнышко;
употребление существительных в Родительном падеже (Чего нет? Что без чего?): нет тепла, день без солнца;
употребление простых предлогов: на реке, в отпуске.

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Средняя группа детей с ЗПР.

1.Мир природы (родная природа, растения, животные).

Низкий. Ребенок показывает отдельные объекты природы, но  не называет. Конкретные признаки не выделяет.

Средний. Ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства.

Высокий. Ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства.

2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

Низкий: Ребенок  не дифференцирует цвета, не знает название основных цветов. Не различает и  не называет геометрические фигуры.  Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции.

Средний: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.

Высокий: Ребенок правильно дифференцирует цвета, знает название основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь.

3. Знакомство с ближайшим окружением.  

Низкий: Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предме ты, составляют его пассивный словарь. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, но не различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Средний:   Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

Высокий:  Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Различает, узнает и называет детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывает и называет их действия. Различает  ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых.

4. Развитие связной речи.  

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители.

Средний. Ребенок понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет.

Содержание  коррекционной работы

по развитию элементарных математических представлений

в средней  группе  для детей с ЗПР

1. Действия с группами предметов.

  1. Соотношение  предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
  2. Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.

2. Размер предметов.

  1. Размер предметов: большой — маленький,  высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине.
  2. Способы сравнения (приложение, наложение);
  3. Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;
  4. Составление групп из предметов с заданными свойствами.

3. Цвет  предметов( красный, желтый, зеленый).

  1. Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
  2. Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий;

4. Геометрические фигуры.

  1. Дать детям представление о круге,  квадрате, треугольнике.
  2. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.

5.Количество и счет.

  1. Формировать представления о понятиях «много» и «один».
  2. Счет предметов до 5. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
  3. Закреплять навык пересчета предметов,
  4. Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.
  5. Учить называть числи тельные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку.
  6. Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.

6.Пространственные и временные понятия.

  1. Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи;
  2. умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.

Планируемые результаты коррекционной работы:

Дети должны уметь:

  1. сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
  2. считать различные предметы в пределах 5,
  3. уметь отсчитать заданное количество предметов
  4. сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково.

Тематическое планирование «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (занятие 1 раз в неделю).
СЕНТЯБРЬ 
Диагностика (2 недели)
Занятие 1. Один – много
Программное содержание:
Различать много и один; составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; использовать в речи слова много, один.
Занятие 2. Форма предметов: круг
Программное содержание:
Иметь представления о круге; осознавать, что круги могут быть разного цвета и размера; уметь обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцами и «пробующими» действиями.
ОКТЯБРЬ
Занятие 3. Цвет предметов: желтый
Программное содержание:
Узнавать и называть желтый цвет; сравнивать предметы по цвету; находить желтые предметы на основе практических действий; выделять желтый цвет отвлекаясь от других признаков предметов.
Занятие 4. Число и цифра 1
Программное содержание:
Уметь соотносить число и цифру 1 с количеством; уметь называть число и обозначать цифрой.
Занятие 5. Лево – право
Программное содержание:
Уметь определять у себя правую, левую руку; различать право – лево в окружающем пространстве по отношению к себе и на листе бумаги.
Занятие 6. Большой маленький, одинаковые по размеру
Программное содержание:
Уметь сравнивать предметы по размеру (способ приложения); составлять группы предметов в соответствии с заданным размером.
НОЯБРЬ 
Занятие 7. Форма предметов: квадрат 
Программное содержание:
Иметь представления о квадрате; осознавать, что квадрат могут быть разного цвета и размера; уметь обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцами и «пробующими» действиями.
Занятие 8. Цвет предметов красный
Программное содержание:
Узнавать и называть красный цвет; сравнивать предметы по цвету; находить красные предметы на основе практических действий; выделять красный цвет, отвлекаясь от других признаков предметов.
Занятие 9. Число и цифра 2
Программное содержание:
Уметь считать до двух, называть числительные по порядку; соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе; знать способ образования и форму наглядного изображения числа 2.
Занятие 10. Высокий – низкий
Программное содержание:
Уметь сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь способом приложения; обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий; составлять группы предметов в соответствии с заданной высотой.
ДЕКАБРЬ 
Занятие 11. Форма предметов: треугольник
Программное содержание:
Иметь представления о треугольнике; осознавать, что треугольники могут быть разного цвета и размера; уметь обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцами и «пробующими» действиями. Диагностика
Занятие 12. Времена года
Программное содержание:
Иметь представления о временах года и их последовательности; знать, что эта последовательность всегда одна и та же.
Занятие 13. Число и цифра 3
Программное содержание:
Уметь считать до трех, называть числительные по порядку; соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Занятие 14. Длинный – короткий
Программное содержание:
Уметь сравнивать два предмета, контрастных по длине, пользуясь способом приложения; обозначать результаты сравнения словами: длинный, короткий; составлять группы предметов в соответствии с заданной длинной.
Занятие 15. Верх – низ
Программное содержание:
Уметь находить верх – низ в окружающем пространстве по отношению к себе и на листе бумаги; пользоваться в речи понятиями вверху, внизу.


ЯНВАРЬ
Диагностика (2 недели)
Занятие 16. Число и цифра 3
Программное содержание:
Знать способ образования числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3 элемента; форму наглядного изображения числа 3
Занятие 17. Цвет предметов: синий
Программное содержание:
Узнавать и называть синий цвет; сравнивать предметы по цвету; находить синие предметы на основе практических действий; выделять синий цвет отвлекаясь от других признаков предметов.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 18. Впереди – сзади
Программное содержание:
В практической деятельности оперировать понятиями впереди – сзади (перед, за)
Занятие 19. Число и цифра 4
Программное содержание:
Уметь считать до четырех, называть числительные по порядку; соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Занятие 20. Широкий – узкий
Программное содержание:
Уметь сравнивать два предмета, контрастных по ширине, пользуясь способом приложения; обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий; составлять группы предметов в соответствии с заданной шириной.
Занятие 21. Цвет предметов: зеленый
Программное содержание:
Узнавать и называть зеленый цвет; сравнивать предметы по цвету; находить зеленые предметы на основе практических действий; выделять зеленый цвет отвлекаясь от других признаков предметов.
МАРТ 
Занятие 22. Число и цифра 4
Программное содержание:
Знать способ образования числа 4 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента; форму наглядного изображения числа 4.
Занятие 23. Сравнение предметов по форме
Программное содержание:
Уметь сравнивать предметы по форме (круг, треугольник, квадрат); находить одинаковые и разные по форме предметы на основе практических действий; составлять группы предметов одинаковых и разных по форме.
Занятие 24. Сравнение предметов по размеру
Программное содержание:
Уметь сравнивать предметы по размеру; находить одинаковые и разные по размеру предметы на основе практических действий; составлять группы предметов одинаковых и разных по размеру.
Занятие 25. Цвет предметов (обобщение)
Программное содержание:
Уметь различать, называть основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый); сравнивать предметы по цвету; находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов одинаковых по цвету.
АПРЕЛЬ
Занятие 26. Число и цифра 5
Программное содержание:
Уметь считать до пяти, называть числительные по порядку; соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой; понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Занятие 27. Пространственные понятия (обобщение)
Программное содержание:
Уметь ориентироваться в пространстве по отношению к себе; на листе бумаги (лево – право, вверху – внизу, спереди – сзади).
Занятие 28. Части суток
Программное содержание:
Иметь представления о сутках и частях суток; их последовательности; знать о том, что происходит в разное время суток.
Занятие 29. Число и цифра 5
Программное содержание:
Знать способ образования числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элемента; форму наглядного изображения числа 5.
МАЙ
Диагностика (2 недели)
Занятие 30. Сколько, столько же, равно
Программное содержание:
Уметь устанавливать наличие и отсутствие предметов; равенство и неравенство количества предметов.
Занятие 31. Повторение.

Уровни освоения  раздела программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в средней группе  для детей с ЗПР

1. Действия с группами предметов.

Низкий. Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого.

Средний. При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого.

Высокий. Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем : и т. д.

2. Свойства предметов (размер).

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.

Средний. Ребёнок называет форму предметов,  группирует их. Затрудняется пояснить свои действия.

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

3. Цвет предметов.

Низкий. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, затрудняется в их названии.

Средний. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, путает  названия.

Высокий. Знает названия цветов,  правильно их дифференцирует.

4. Геометрические фигуры.

Низкий. Ребёнок выделяет идентичную геометрическую фигуру(находит такую же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур, группирует их. 

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур.

5.Количество и счет.

Низкий. Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество.

Средний. С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого.

Высокий. Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения.

6.Пространственные и временные понятия.

Низкий. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, и пространственные - вверху-внизу.

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях.

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи; временные отношения: утро-вечер, день-ночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа в группе «Непоседы» для детей с задержкой в психическом развитии».

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...