Гендерный подход в подготовке детей к школе.
статья (подготовительная группа) на тему

Елена Иваницкая
Гендерный подход в подготовке детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор : Иваницкая Е. А.

Гендерный подход в подготовке детей к школе.

Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты. В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции  имеют разную генетическую основу.. По данным Т.П. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков  превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении  арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами междометиями. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, мышление, эмоции, мышление. Педагогу следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному, по-разному подготовлены к школе.
 Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель должен учитывать его индивидуальные особенности.
Задача в подготовке таких детей к школе - способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием у детей соответствующих умений и навыков, обучением наиболее целесообразным способам организации своей деятельности, развитием самостоятельности. 
Дети холерического темперамента благодаря своей безудержной активности всегда находятся в зоне повышенного внимания воспитателя.
Главное - дать полезное направление выходу детской энергии. Педагог должен помнить, что ребенок - холерик легко перевозбуждается. Главное - не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать.

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких детей довольно быстро и благоприятно. 
Главное, что становится предметом внимания при подготовке таких детей к школе - это формировать умение доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново.
Особого внимания заслуживают дошкольники с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. 
Бережный, гуманно - личностный подход к ребенку - меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает высокие воспитательные результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. 
Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особого внимания воспитателя, так как не нарушают порядок и ведут себя в группе незаметно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможно полноценное развитие личности. 
Главная задача воспитателя в подготовке таких детей к школе - поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся. Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию. 
В зависимости от темперамента ребенка необходим индивидуальный подход к нему. Требования должны соответствовать его возможностям. 
Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплывает образ     некоего     «усредненного»     ребенка,      лишенного      не     только индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествам будущего школьника. Так вот специфических особенностях готовности к школе мальчиков и девочек мы и поговорим. 
Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе школы так различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам — 3,9 балла (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек — 4,3 балла. Естественно, что различается (опять-таки не в пользу мальчиков!) и физиологическая «цена», которую платит организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. 
Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта,  тем  лучше  он   будет  учиться  в   школе.   А   вот  у  девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Несколько более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный компонент интеллекта. Любопытно, что степень вклада интеллектуального вербального развития в академическую успешность девочек во многом определяется особенностями их эмоционального отношения к учебному процессу вообще и предлагаемым заданиям в частности. Выражаясь научным языком, вклад вербального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице. 

Литература:
1. Абраменко В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии 1987 N 5.
2.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
3.Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие //Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994.
4.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира, М. 1998 г.
5..Кон И.С. Ребенок и общество М. 2003 г.
6.. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Под общ. Ред. Ю.Г. Рычкова, И.В. Равич-Щербо: Пер. с англ. М.С. Егоровой. М.1ё993.
7..Петровский В.А.. Прозументик О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания старших дошкольников//Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Пермь, 2001.
8Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.; Воронеж 2004 г.
9..Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста.
10.Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. -М.:ТЦ Сфера, 2006.-96 с. –(Программа развития).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе

Статья. Дата публикации - сентябрь 2017 г.  Кедрова Е.К....

Тема: "Гендерный подход при подготовке детей к обучению в школе".

Материал подготовлен для выступления на межрегиональном семинаре-практикуме " Формирование основ гендерной социализации у детей"...

Гендерный подход при подготовке детей к обучению в школе

Один из методом подготовки детей к школе который я использую в своей работе...

НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: "Речевое развитие" (современные подходы составления рассказов по картине)

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способно...

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами. Рассмотрены современные проблемы и проанализиро...