НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: "Речевое развитие" (современные подходы составления рассказов по картине)
презентация по развитию речи

Морозова Оксана Николаевна

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_1.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: Речевое развитие (современные подходы составления рассказов по картине) Подготовила: воспитатель МДОУ №4 детский сад «Солнышко» ЗАТО Светлый Морозова О.Н.

Слайд 2

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский

Слайд 3

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Слайд 4

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Слайд 5

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский . Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Слайд 6

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 7

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина , Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

Слайд 8

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Слайд 9

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 11

Общие требования к организации работы с картиной: 1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 12

Вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды.

Слайд 13

Методика обучения детей составления рассказа по картинке: В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Структура занятия: 1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины 2. Лексико – грамматические упражнения по теме занятия 3. Рассматривание картины в целом 4. Вопросы воспитателя по содержанию картины 5. Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми 6. Рассказ по картине сильного ребенка, как образец 7. Рассказы 4-5 детей 8. Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя

Слайд 14

По мере развития любознательности , познавательных интересов , мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем , мнемотаблиц и т . д.

Слайд 15

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Слайд 16

Цель: познакомить детей с новым способом составления описательного рассказа по опорным картинкам Задачи: Образовательные: - Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине - Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни; Развивающие: - Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом Воспитательные: - Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание им помогать..

Слайд 17

Предварительная работа: Беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», чтение стихотворения « Ежинка » В. Осеевой Оборудование: Картина «Ежи»,опорные картинки по картине, деревья

Слайд 18

Ход НОД: Орг. момент Вы ребята проходите, Друг на друга поглядите, Поздоровайтесь ладошками, Улыбнитесь все немножко. Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы с вами будем составлять рассказы по картине. Вы любите гулять? Я вас приглашаю отправиться на прогулку в лес.

Слайд 19

Основная часть Обращаю внимание детей на картину. Предлагаю детям присесть и рассмотреть картину.

Слайд 20

Основная часть В тёплый летний денёк, ежиха вывела ежат на лесную полянку.

Слайд 21

Что растёт на полянке или какие растения растут на полянке? Как вы думаете, а ежи большие или маленькие? «Как вы думаете, а ежи большие или маленькие?» Что случилось на этой полянке?

Слайд 22

Основная часть Физкультминутка. Еж спешил к себе домой (Шагать на месте). Нес запасы он с собой Через кочки он скакал (Прыжки на месте). Быстро по лесу бежал (Бег на месте). Вдруг он сел и изменился, Присесть, (обнять колени), В шарик круглый превратился (прижать голову к коленям). А потом опять вскочил (Выпрямиться и шагать) И к детишкам поспешил. (на месте)

Слайд 23

Основная часть Ребята, давайте представим, что произошло дальше с нашими героями?

Слайд 24

Мнемосхемы рассказа по картине «Ежи»

Слайд 25

Заключение (рефлексия) Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали? (в весеннем лесу) Что нового вы узнали на занятии? Вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? - Покажите, какое у вас настроение, если хорошее – хлопните в ладоши, если плохое – топните.

Слайд 26

Таким образом,с помощью опорных картинок нам удалось достичь следующих результатов : у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 27

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»

 Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Собака и вороны»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...