Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков и подготовке к обучению грамоте. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с Колобком» в группе № 6 дл
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Формировать  умения детей  различать по акустико  - артикуляционным признакам звуки: «К» - «Кь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях и  познакомятся со зрительным образом буквы «К» по лексической теме  «Дикие животные». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvu.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности

по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков

и подготовке к обучению грамоте.

Образовательная область  «Речевое развитие».

Тема:

«Путешествие с Колобком»

в группе № 6 для детей с задержкой

психического развития в возрасте  5-7 лет.

                                              Выполнил:

                                                    учитель - дефектолог

                                                              Якунина Наталья Павловна

                                                                   

                                                                           г. Туймазы.

Цель: обобщить и систематизировать умения детей  различать по акустико  - артикуляционным признакам звуки: «К» - «Кь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях и  познакомятся со зрительным образом буквы «К» по лексической теме  «Дикие животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 
- помочь детям овладеть навыками различения  по акустико  - артикуляционным признакам звуков: «К» - «Кь»;

-  закрепить умение определять позицию звуков «К и Кь» в словах (начало, середина, конец);

- формировать умение дифференцировать заданные звуки на слух «К» - «Кь»;

- закреплять понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук»;

- совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

- познакомить  со зрительным образом буквы  «К»;

- закреплять умение составлять предложения по картинкам;

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

- активизировать  умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:
-  развивать фонематический слух  путем определения наличия звука и его позиции в словах;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок и элементарные навыки звукового анализа слов;

- развивать зрительный и пространственный  гнозис;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять   задания в соответствии с ними;

- воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности,      инициативности;

- воспитывать чувство сопереживания.

Образовательная область:  Речевое  развитие.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: ноутбук, магнитофон.

Материал: компьютер, мультимедийная презентация  PowerPoint  с картинками по теме занятия, звукозапись.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание  картинок, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • Демонстрационный материал - картинки  к загадкам, карточки с большими нарисованными гласными и согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, большая карточка с нарисованными буквами, предметные картинки с изображением диких животных (заяц, волк, медведь, лиса) и их детенышей.
  • Раздаточный материал - на каждого ребёнка индивидуальные зеркала, схема «птичка», пеналы с цветными кружками (синего, зеленого и красного цвета), тетради для выполнения заданий.
  • Фоновая музыка из сказки «Три орешка для Золушки» автор Карел Свобода.
  • Песенка Колобка. Автор Татьяна Морозова.

Словарная работа: капуста, коньки, бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды.

Предварительная работа:

Знакомство с лексической темой «Дикие животные».

Ход подгрупповой организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

( Звучит фоновая музыка из сказки «Три орешка для Золушки» автор Карел Свобода).

 Учитель - дефектолог:  Здравствуйте, дети! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! 

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа.

Руку дайте другу слева.

 И скорей вставайте в круг.

Учитель – дефектолог: Предлагаю вам,  зарядится бодростью и сделать самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали.                      (Поглаживание ушных раковин).

Я желаю, чтобы мои глазки все видели.                                        (Поглаживание глаз)

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась.   (Поглаживание головы.)

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно.                                 (Поглаживание рук).

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, дети! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Учитель - дефектолог: Сегодня утром я получила удивительное приглашение в гости в Волшебный лес, а от кого оно, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста. Послушайте загадку и попробуйте отгадать, о ком пойдет речь.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел

круглый бок, румяный бок

Покатился     (Колобок)

(На мониторе появляется изображение колобка).

Учитель – дефектолог: Правильно вы угадали. Это Колобок.  

(Звучит песенка Колобка. Автор Татьяна Морозова).

Он приглашает нас в Волшебный лес.

В каждом путешествии бывает много интересного. Думаю, что наше путешествие будет увлекательным и интересным.

Давайте  произнесем волшебное заклинание:

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 -

Смотрим глазками опять.

Учитель – дефектолог: Ну, вот мы и очутились в Волшебном лесу, и встречает нас Колобок.

Колобок приглашает нас на прогулку по Волшебному лесу, но для начала  он очень хочет рассказать  историю, которая приключилась с его друзьями.

(Дети садятся за столы)

2. Артикуляционная гимнастика.  (Индивидуальные зеркала)

Авторская сказка «В гостях у Колобка»

Жили - были на полянке  лесные жители,   они были весёлые. Любили  петь, рассказывать стихи и разные истории. Но однажды, случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые просто пропали. Испугались друзья и не знали что делать. Только Колобок  не испугался. Включил он свой компьютер и сразу же нашёл ответ: необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно. Посоветовались они и стали выполнять артикуляционную гимнастику каждый день. Давайте и мы выполним гимнастику  вместе с Колобком:

Подготовительные артикуляционные упражнения.

Для губ:

чередование движений  А-И, А-У, А-О и обратно.

 Для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе 

(счет  до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз);

 «Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. (5раз);

«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

(5 раз.);

 «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз).

Учитель - дефектолог: У Колобка есть один любимый звук, он старается его произносить как можно чаще, так как его имя начинается  на этот звук.

Этот звук  и мы с вами будем учиться  произносить правильно.  

Вы догадались, какой это звук?  

Дети: Звук «К».

Артикуляция и характеристика звука.

Учитель - дефектолог:  Так как звук  «К» будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.

- Произнесите звук  «К». Что происходит с губами?

Дети: Губы размыкаются. Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.

Учитель - дефектолог:  Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили?

Дети: Согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха.

Учитель - дефектолог:  Давайте дадим характеристику звуку.

Дети: Согласный, глухой.

Учитель - дефектолог:  Подумайте - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка?

Дети: Звук «К» твердый.

Учитель - дефектолог:  Горлышко спит или дрожит?

Дети: Спит, голосовые связки не вибрируют.

Учитель - дефектолог:  Значит звук  «К»  какой?

Дети: Глухой.

Учитель - дефектолог:  Обозначать его будем фишкой синего цвета.

Учитель - дефектолог: А у звука «К» есть младший братец - звук «Кь».

 Чем похожи звуки «К - Кь»?

Дети: Звуки согласные.

Учитель - дефектолог: Чем отличаются?

Дети: Один звук произносится мягко, а другой - твёрдо.

Учитель - дефектолог: Мы все узнали о любимом звуке Колобка, теперь можно

отправиться на прогулку по волшебному лесу.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайчик. Да не один, а всей своей семьей.

(Заяц, зайчиха, зайчонок - это заячья семья. Изображение на мониторе).

Заяц и говорит:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою.

А Заяц ему в ответ:

- Песенку я твою уже давно знаю, этим меня не удивишь, помоги мне лучше  правильно произносить слово, обозначающее мой любимый овощ, а то у меня получается  апуста.

Учитель - дефектолог: - Дети, давайте поможем Колобку выполнить задание Зайца?

 Закрепление правильного произнесения звука.

Учитель - дефектолог:  Если услышите звук «К», поймайте его, хлопнув в ладоши.

 «Ловкие ладошки».

А У К М И К К КЬ Т К КЬ

МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК

Учитель - дефектолог:  Произнесите  слоги с изменением ритмического рисунка.

«Повторялки»

АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК

ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК

УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК

ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК

ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК

Ок-ок-ок (3 хлопка) – покатился Колобок.

Ук – ук – ук  -  укатился Колобок.

Ка – ка – ка – не догнать, мне Колобка.

Учитель - дефектолог: Молодцы, помогли мы Колобку выполнить задания Зайца.

Теперь Заяц правильно произносит слово капуста.

Отпустил Заяц Колобка. И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Волк, да не один, а со всей своей семьей.

 (Волк, волчица, волчонок - это волчья семья. Изображение на мониторе).

 Волк и говорит:

- Колобок, Колобок я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе пригожусь, посмотри, сколько у меня помощников.

- Хорошо, уговорил, сейчас я с твоими помощниками играть буду, если они будут внимательными, так и быть отпущу тебя, а если нет, проглочу, проглочу, не помилую!

Учитель - дефектолог:  Дети,  будьте очень внимательными, а то Волк съест Колобка и мы не узнаем конец сказки.

- Назовите только те  предметы, в котором есть звук К. (На слайде предметы: волк, слон, помидор, капуста, стол, конфета, бык, корова).

Дети: волк, капуста, конфета, бык, корова.

Учитель - дефектолог: В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте,  мы тоже испечём Колобок.

Пальчиковая гимнастика.

(Приготовьте ручки).

Тесто месим мы слегка.                                      (Сжимаем и разжимаем пальцы).

Лепим, лепим Колобка,                                       (Имитация лепки).

А потом его катаем,                                             (Катаем).

в печке выпекаем, на окошко сажаем.               (Раскрывают ладони).

Он с окошка прыг, да прыг,                                (Хлопают в ладони).

Укатился озорник!                                               (Вращение кистями).

Учитель - дефектолог: Мы сейчас выполним с вами звуковой анализ слова «Волк» (Дети самостоятельно выкладывают звуковой анализ слова).

- В слове «волк» есть звук  «К»?

- Какой он по счету?

- Сколько слогов в слове волк?

- Сколько звуков в слове «волк»?

  Назовите их по порядку?

- Какой первый звук? Какой второй и т.д.? (характеристика звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий).

Учитель-дефектолог:  Молодцы, дети, помогли Волку и Колобку.

Поблагодарил Волк Колобка и отпустил его. И покатился Колобок дальше.

Катится, катится Колобок,  выкатился на поляну, видит - сидит Медведь и такой грустный.

 - Что ты Косолапый такой печальный? - спрашивает Колобок.

 Да, не с кем поиграть, отвечает Медведь.

- Ребята, обращается Колобок к детям, - поиграем с Косолапым?

Учитель - дефектолог: Ну, сначала нам нужно вспомнить с кем живет Медведь.

(Медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья. Изображение на мониторе).

Проводится речедвигательная игра.

У медведя дом большой,                                         (Руки вверх, потянуться).

А у зайца – маленький.                                            (Руки вниз, присесть).

Наш медведь пошел домой,                                    (Ходьба в  «перевалочку»).

А за ним и заинька.                                                   (Прыжки на месте).

Мы зверяток провожаем                                          (Маршируют).

И занятье продолжаем.                                             (Садятся за столы).

Учитель - дефектолог: Ну, что Косолапый, развеселили тебя детки?

- Молодцы дружно поиграли.

 - Колобок, Колобок, я тебя съем, опять говорит Медведь.

- Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!

- Хорошо, выполни мое задание,  и я тебя отпущу.

Учитель - дефектолог: Дети, вспомните, пожалуйста, слова со звуками «К» и «Кь». Сначала слова, где звуки находятся в начале слова, затем в середине и в конце.

Дети: капуста, коньки, бак, мак, паук, индюк, бык, бок,  веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток.

Киви, коньки, кубики,  кит, ботинки, Никита, букет.

 (При затруднении они смотрят на монитор, где появляются изображения картинок).

Учитель - дефектолог: А теперь, посмотрите, на столе лежат картинки. Мальчики выбирают картинки со звуком «К», а  девочки выбирают картинки со звуком «Кь». Составить по своей картине предложение.

Учитель - дефектолог:  Молодцы, дети, что поиграли с Косолапым, и за это он отпустил Колобка.

И покатился Колобок дальше. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, да не одна, а со всей своей семьей.

(Лис, лиса, лисенок- это лисья семья. Изображение на мониторе).

Колобок, Колобок, ты такой кругленький да пригоженький, помоги мне, задали нам в лесной школе задание, да никак не могу его выполнить,  может у тебя и твоих славных помощников получится.

Пусть твои помощники назовут 5 животных, в названиях которые есть звук «К».

Дети:   Волк, белка, ежик, зайка, кабан, лисенок, волчонок, ежонок, бельчонок, зайчонок.

(При затруднении они смотрят на монитор, где появляются изображения картинок).

 - Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Лисичка, я тебе еще пригожусь!

- Ладно, помоги мне  познакомиться с буквой «К».

Учитель - дефектолог: Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Учитель – дефектолог: Послушайте сказку.

Однажды сели звуки на полянке и задумались:

- Как же так? - говорит  звук «А». - У всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей  - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал  звук «У».

- О, и у каждой птички есть гнездо!  - подхватил  звук  «О».

- И люди в домах живут, - тихонько заметил звук «И».

- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства!  - возмутились звуки  «Э»  и  «Ы».

Учитель - дефектолог:  Дети, а где живут звуки?

Дети:  Каждый звук живет в своей букве…

Учитель - дефектолог:  Правильно, звук «А» живет в букве «А», звук «О» живет в букве «О». Вот звуки «К» и «Кь»  подумали-подумали, тоже себе домик захотели.

- Из чего  можно буквам  домики мастерить?

Дети: Можно построить из палочек, из пуговиц,  из веревочек, из камней…

Учитель - дефектолог: Дети, а сколько нужно палочек, чтобы написать букву «К»?

Дети: Три.

(выкладывают из палочек букву К). 

Инструкция: «Эта буква не простая

Состоит из двух частей

Нарисуем палочку

В середине - галочку»

- Давайте мы с вами напишем букву «К» пальцем на столе, а теперь представим, что наш пальчик – это «волшебная палочка», напишем «волшебной палочкой» букву «К» в воздухе. (Написание буквы в воздухе, написание буквы на доске и обводка).

- Молодцы, а теперь давайте напишем слово «кот» в тетрадях (Дети обводят  слово). 

Учитель - дефектолог: Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает Колобка дальше.

Покатился Колобок дальше и наконец, прикатился к своему домику.

(Колобок прощается с детьми).

Дети, вас благодарю.

И всем “спасибо” говорю.

Вы сегодня постарались,
На отлично занимались.
И поэтому, друзья,
Угостить хочу вас я.

Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете руку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок.

Дети: Конфеты.  (Любимое лакомство со звуком К).

Учитель - дефектолог: Ну, вот и нам пора домой. Я предлагаю вернуться в группу с помощью волшебного заклинания:

1, 2, 3, 4, 5 –                                                  По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать.                                   
Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад                                     
Вращательные движения кистями. 
В наш любимый детский сад.                     
«Встряхиваем» кисти рук.

Учитель  - дефектолог: А теперь давайте вспомним с вами, что мы сегодня узнали на занятии, с какими звуками и буквой познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками «К» и «Кь», и с буквой «К».

Учитель  - дефектолог: А с кем мы еще сегодня познакомились на занятии?

Дети: С дикими животными.

Учитель  - дефектолог: А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу, добывают сами себе пищу.

Итог. Рефлексия.

Учитель  - дефектолог: Вам понравилась наша лесная  прогулка с Колобком?

Учитель  - дефектолог:  Перед вами на столе два Колобка: один грустный, другой весёлый (Смайлики).

Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.

Используемые ресурсы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой А.В.

2. Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Под общей редакцией Шевченко С. Г. М. 2005г.

3. Основная образовательная программа «Воспитание и обучение детей

с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) группе детского сада в возрасте от 5 до 7 лет».

4. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987г.

5. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников - М. 1995г.                                                                                                                                                                           6.  Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Организация коррекционно – педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.  Коррекционная педагогика. 2003.  

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.2003.                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...