Конспект организованной образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Как мы помогли Фиксикам» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в в
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

обобщить и систематизировать умения детей  различать по акустико  - артикуляционным признакам звуки: «Ф» - «Фь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях  по лексической теме  «Бытовая техника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ood_zvuki.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

 организованной образовательной деятельности

по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков

Образовательная область  «Речевое развитие».

Тема:

«Как мы помогли  Фиксикам»

в группе № 6 для детей с задержкой

психического развития в возрасте  5-6 лет.

                                            Выполнил:

                                                  учитель - дефектолог

                                                            Якунина Наталья Павловна

                                                                 

                                                                           г. Туймазы - 2023г.

Цель: обобщить и систематизировать умения детей  различать по акустико  - артикуляционным признакам звуки: «Ф» - «Фь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях  по лексической теме  «Бытовая техника».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 
- помочь детям овладеть навыками различения  по акустико  - артикуляционным признакам звуков: «Ф» - «Фь»;

-  закрепить умение определять позицию звуков «Ф и Фь» в словах (начало, середина, конец);

- формировать умение дифференцировать заданные звуки на слух «Ф» - «Фь»;

- закреплять понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук»;

- совершенствовать умение делать звуковой анализ слогов, прямых и обратных;

- закреплять умение составлять предложения по картинкам;

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Бытовая техника»;

Коррекционно-развивающие:
-  развивать фонематический слух  путем определения наличия звука и его позиции в словах;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза через элементарные навыки звукового анализа слогов и односложных слов;

- развивать зрительный и пространственный  гнозис;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять   задания в соответствии с ними;

- воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности,      инициативности;

- воспитывать чувство сопереживания.

Образовательная область:  Речевое  развитие.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация  PowerPoint  с картинками по лексической теме «Бытовая техника», электронная презентация — видео обращение Фиксиков, аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись ренгтона «Видеозвонок на электронную почту».

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание  картинок, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • Демонстрационный материал - картинки  - карточки с большими нарисованными  символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, предметные картинки с изображением бытовой техники и героев мультфильма «Фиксики»
  • Раздаточный материал - на каждого ребёнка индивидуальные зеркала, схема «птичка», конверты  с цветными кружками (синего, зеленого и красного цвета), мнемодорожки прямых и обратных слогов со звуком «Ф».
  • Фоновая музыка из мультфильма «Фиксики»

Словарная работа: патефон, телефон, магнитофон, фотоаппарат, фен, кофемолка, кофейник, смартфон, сифон, факс, Фиксики, Файер.

Предварительная работа:

Знакомство с лексической темой «Бытовая техника».

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Учитель - дефектолог:  Дети! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь  и подарите им свои улыбки.

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Учитель – дефектолог: Предлагаю вам,  зарядится бодростью и сделать самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Мои ушки все слышат!                                   (Поглаживание ушных раковин).

Мои глаза  все видят!                                      (Поморгали)

Мой рот говорит правильно и красиво!        (Массаж ротику)

Моя голова думает!                                          (Поглаживание головы.)

Мои руки мне помогают!                              (Поглаживание рук).

Мои ноги мне  не мешают!

Молодцы, дети! Теперь вы готовы все видеть, все слышать.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель - дефектолог:

аздается звук видеосообщения, и на мониторе появляется заставка из мультфильма «Фиксики» и звучит фоновая музыка)

 Дети, нам прислали  видеосообщение. Давайте его прослушаем.

«Помогите! Помогите!Помогите!

 На нашу страну напала Злая Фея.

Она  забрала  наш любимый звук Ф и спрятала его в своем  замке под волшебными замками.  Звук пропал и все слова стали непонятными.  Помогите нам расколдовать замок Феи и освободить звук «Ф». Мы очень надеемся на вас, иначе мы не сможем правильно называть нашу любимую бытовую технику!». 

Учитель - дефектолог:  Дети,  а  кто прислал это письмо?

Дети: Фиксики.

 Учитель - дефектолог:  Как вы думаете, мы сможем им помочь?

Дети: Да.

Учитель - дефектолог:

Чтобы помочь Фиксикам, нам необходимо отправиться в волшебную страну. Найти  замок феи, расколдовать волшебные замки  и освободить звук «Ф».

У нас есть помогатор – новигатор, который нам укажет верный путь.

Закройте глаза. (Звучит волшебная музыка.)

 Вот закрыли все глаза

        Но подглядывать нельзя.

        Как скажу я цифру пять

        Можно будет открывать

       1,2,3,4,5 – а тут можно открывать. (Звучит музыка). 

Учитель – дефектолог: Ну, вот мы и очутились в Волшебной стране звуков и встречает нас страж ворот. Пустит нас только тогда, если мы выполним правильно дыхательную гимнастику.

  • «Сифон».  (Дети  вытягивают губы трубочкой и резко вдыхают много воздуха. Затем нужно задержать дыхание и выдохнуть уже через нос, подняв голову вверх.)
  •  «Кофемолка». (Дети  покачивают головой влево-вправо. При вдохе нужно стараться дотронуться головой до плеча, плечи при этом остаются неподвижными.) «Кипящий кофейник».  (Дети закрывают любую ноздрю, через другую медленно втягивают воздух. Выдыхается он уже через другую ноздрю.) 

Учитель – дефектолог: Посмотрите, перед нами волшебный замок злой Феи. Стоит мрачный,  закрытый на огромные замки.  Чтобы расколдовать и открыть  замки и   вернуть звук «Ф» Фиксикам, нам необходимо выполнить задания злой Феи, нам необходимо все узнать о звуке Ф и правильно научиться его произносить.

Учитель – дефектолог:  Чтобы открылся первый замок, выполняем первое задание от Феи:  Нам необходимо научиться правильно произносить звук «Ф».

(Дети садятся за столы 

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать,

Чтобы язычок стал послушным, нужно сделать полезный массаж:

Делаем массаж язычку вместе с массажером Су Джок.

- поглаживание широкого кончика языка губами;

- поглаживание широкого кончика языка зубами;

- пошлепывание широкого кончика языка: «Пя-пя-пя...»

- покусывание широкого кончика языка: «Та-та-та..»

(Убрали Су Джок в домики)

. Работа с зеркалами.)

Зеркало подняли – раз,

Ножку отогнули – два,

И себе улыбнулись – три!

Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка».

Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время  преоткрылись красные двери. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.  А потом их причесали «Погладили верхнюю губку, а затем нижнюю

Акустико-артикуляционный образ звуков. (С зеркалами)

Чтобы всем нам отдохнуть,

Очень нужно нам подуть.

Как на губку верхнюю,

Так на губку нижнюю.

Звук произнесем мы с вами.

Воздух выбежит из щели-

Верно,  звук сказать сумели.

Учитель – дефектолог:  Дети, какой звук мы с вами произнесли?

Дети : Звук «Ф»

Учитель – дефектолог: Что у нас так шумит из бытовых приборов?

Дети : Фен.

(Зрительная гимнастика)

Учитель – дефектолог:  

Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать.     (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять, будем  фен опять  искать.

Глазки вверх. Глазки вниз.

Вправо – влево,

И по кругу поглядим.

Мы глаза быстрей закроем.

Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.

На  доске  появляются картинки: фен, телефон, магнитофон, сифон, факс.

Учитель – дефектолог: Дети, скажите, какой  звук, чаще других  вы слышите в названии этих предметов?

Дети: Звук «Ф»

Учитель – дефектолог: Правильно. Это звук «Ф»

- Я думаю, вы не забыли,  с каким звуком мы сегодня будем работать.

 Давайте вместе произнесём звук «Ф»  (со взрослым)

- Какое положение принимают наши  губы, зубы, язычок- когда мы произнесем этот звук? - (даем характеристику звуку «Ф» с помощью  зеркал)

(смотрим в зеркало, ребенок старается рассказать правильную артикуляцию

звука;).

Нижняя губа прижимается к верхним зубам. Они не хотят пропускать воздух, но Воздух прорывается сквозь преграду и «фырчит». Это звук согласный, так как воздух встречает на своём пути преграду в виде нижней губы и верхних зубов.

Звук Ф в синей рубашке, потому что он твердый.
- Звук  «Ф» , какой он? (  согласный, так как воздух встречает преграду: верхние зубы и нижняя губа)

- Верно! Звук  «Ф» согласный.

Учитель – дефектолог:  звук «Ф»  глухой  или звонкий? Как мы сможем это

проверить? (помочь проверить нам поможет горлышко; звуки глухие, так как

горлышко «не дрожит»)
 Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук «Ф». (звук шумит, значит он глухой). Без колокольчика.

Расскажите все о звуке Ф (Звук Ф – согласный, глухой, твердый).

- Значит каким цветом мы обозначим звук «Ф»  (синим т.к.звук произносится

твердо)

Если улыбнемся сильнее, то получится мягкий. Каким цветом мы обозначим этот звук

(зеленым цветом)

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками  «Ф-Фь»

-Произнесем четко звук  «Ф»: верхние зубы слегка касаются нижней губы.

- Произнесем четко звук  «Фь» губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.

Символы звуков «Ф» и «Фь»  

Игра  педагог показывает символы. Дети произносят звуки

Учитель – дефектолог: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали  один замок . Продолжаем  расколдовывать замки (Выходим на ковер)

Физминутка: Фиксики

Становитесь посвободней,

не толкайтесь, не мешайтесь,

 вы ребята расслабляйтесь.

-А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки вверх, руки вниз,

Фее делаем сюрприз. Тссс

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

И как фен мы зафырчали  на ладошку: ффффф

2. Пора посмотреть какое - же следующее задание нам предстоит выполнить.

Учитель – дефектолог:  (Встали в круг)

Фея  проверяет, «Кто самый внимательный?»

- «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ф»:

В ряду звуков: Ф, М, Ф, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, Ф, Ф, Б, Ф…;        

- Сосчитай, сколько звуков «Ф» я положу в ваши чашечки» 

Игровое упражнение «Пробеги, не ошибись»
– Мы с вами знаем, что звуки  очень дружны, и любят  вместе играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги. (Образец) 

Фея заколдовала звуки и превратила их в таблицы. Необходимо эти таблицы расколдовать. У каждого своя дорожка из символов гласных звуков  в разной последовательности (А-И-У-О) и символа звука «Ф».

( Дети проговаривают сочетания звуков с опорой на их заменители) 

Пропойте свои дорожки – работа с мнемотаблицами. ( Дети произносят).

Учитель – дефектолог:  Выкладывает на наборном полотне схемы слогов – АФО, УФО, ИФА..

- Сколько звуков в слоге АФО? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
Игра «Попугай»

Учитель – дефектолог: Смотрите, дети, мы с вами расколдовали еще  один замок .

Продолжаем  расколдовывать замки, садимся на свои места.

Учитель – дефектолог: (На доске картинки с изображением  предметов бытовой техники:

Теле.он, магнито.он, си.он, .акс, ен, ко.ейник, ко.емолка.)

Из названий предметов бытовой техники   фея закрыла в своем замке звук «Ф».  Нам с вами необходимо  прослушать эти слова и произнести их правильно.

Положение звука «Ф» в словах

Дети: Произносят  правильное название предметов, четко проговаривая звук «Ф».

Игра «Раздели слово на слоги» 

Учитель – дефектолог: А теперь давайте посчитаем, сколько слогов в названии каждого предмета бытовой техники. Сколько слогов в слове в слове фен?

Дети «прохлопывают» каждое из предложенных педагогом слов (индивидуальные ответы детей):

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Факс, телефон, сифон, телевизор.

Магнитофон, кофемолка, фен, холодильник.

Пылесос, кофейник, сифон, телефон.

Игра «доскажи словечко»

Учитель – дефектолог:  сейчас я скажу вам предложение, но не полностью. Подумайте и закончите предложение нужным словом из предметов бытовой техники.

В качестве подсказки можно использовать картинки.

В комнате играет …(магнитофон)

Мама сушит волосы…(феном).

Чтобы смолоть кофе нужна…(кофемолка).

Чтобы сварить кофе нужен…(кофейник).

Чтобы отправить письмо необходим…(факс).

Учитель – дефектолог: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали  последний замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий.

На экране Фея.

Фея.  Ребята, я была очень, очень  злой  и поэтому забрала  звук «Ф» из  слов, а теперь мне очень стыдно. Спасибо, что помогли мне исправить мой поступок, ведь такие замечательные слова, как фиксики, файер, фея начинаются со звука «Ф». 

До свиданья, ребята, с вами было очень интересно!

Фиксики благодарят ребят. Особенно Файер.

Учитель – дефектолог.

Дружно звук  мы все  спасали.  

Вам  от Фиксиков  медали ».

(Детям вручаются медали за спасение согласного звука «Ф».)

Учитель – дефектолог (Звучит сказочная музыка).

Пора нам возвращаться!
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ждет нас лучшая страна,
В детский сад давно пора!
       Вот закрыли все глаза 

        Но подглядывать нельзя.

        Как скажу я цифру пять

        Можно будет открывать

       1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.

Учитель – дефектолог:

Вот  мы в нашей группе.Дети,  понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? 

Где мы сегодня побывали? Кому мы помогали?Справились с заданиями  Феи?        

Дети, с каким звуком мы сегодня работали?  Звук Ф какой? 
Давайте вспомним, чем мы еще с вами занимались? 
Файер в знак благодарности приготовил вам музыкальный подарок.

Включается  видеозапись  из М/Ф «Фиксики» «Дрыц тыц телевизор…»,  педагог показывает движения танца-миниатюры, а дети повторяют и проговаривают слова.

Вы ребята просто замечательно двигаетесь, прямо как фиксики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]

ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3

Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...