Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Гоголева Елена Николаевна

Данные рекомендации содержат материал для создания предметно- развивающей среды в рамках  реализации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ

Актуальность. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Экспериментирование- второй ведущий вид деятельности дошкольного детства ( после игры).

Приоритетным направлением является  активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников.

Участники процесса : дети, педагоги, родители.

Результат работы с детьми:

-повышение уровня любознательности;

-овладение умениями и навыками;

повышение уровня познавательных процессов;

-речевое развитие;

-личностные характеристики( инициатива, самостоятельность, сотрудничество в коллективе и т.д.);

-психологическая готовность к школе;

- умение представить и защитить проект;

- положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольника.

Задачи для педагогов:

-повышение компетентности педагогов в организации работы по развитию исследовательских умений дошкольников;

-создание модели проблемно-поискового развития дошкольников;

-создание программно-методического обеспечения по формированию интеллектуальной компетентности в процессе детского экспериментирования;

-совершенствование предметно-пространственной среды для детского проблемно-поискового развития.

Работа с родителями:

-расширение вовлеченности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей;

- повышение родительской ответственности за процесс.

Групповое помещение включает 3 зоны.

1. Умеренной активности( Уголок книги, уголок природы, математический уголок, уголок патриотического воспитания и т.д.).

2. Средней активности ( Уголок конструирования, экспериментирования, творчества, безопасности и т.д.).

3. Повышенной активности(Центр двигательной активности, центр музыки, театра, уголок дежурства и т.д.).

Объекты экспериментально-исследовательской деятельности:

-живая природа;

-неживая природа;

-явления;

-человек;

-рукотворный мир.

Принципы организации познавательно-исследовательской деятельности:

-доступность;

-естественность;

-  экспериментальность;

-осознанность;

- культуросообразность;

- самодеятельность(познание через собственный опыт).

Условия эффективности:

-добровольное желание( педагога и ребенка);

-возможность провести исследование ( продуманность исследования);

-получение удовлетворения от собственной работы ( важно для обоих субъектов - и педагога и ребенка).

Исследовательские способности дошкольников:

- умение видеть проблему;

-умение вырабатывать гипотезу;

-умение наблюдать;

-умение проводить эксперимент;

-умение давать определение понятиям.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна учитывать возрастную и гендерную специфику для реализации программы.

                                                                                           

Принципы развивающей предметно-пространственной среды:

-содержательно-насыщенная;

-трансформируемая;

-полифункциональная;

-доступная;

-безопасная;

-стабильная и динамичная.

Стимулирующий компонент для познавательно-исследовательской деятельности:

-правила работы на видном месте;

-персонаж , побуждающий к исследованию ( Почемучка);

-карточки-схемы;

-мини-стенд "Хочу все знать!";

-личные блокноты для детей для фиксирования достижений деятельности;

-красители пищевые и непищевые( гуашь, акварель);

-медицинские материалы( пипетки, колбы, шприцы без игл и т.д.);

-сита, воронки;

-природный материал;

Дидактические компоненты:

-различные коллекции ( Ткани, Пуговицы, Камни и т.п.);

-мини-музей;

-атласы, энциклопедии;

-схемы;

-магниты и т.д

Элементы для уголка экспериментирования:

- бросовый материал;

-технический материал;

-красители( пищевые и непищевые);

-медицинский материал;

-прочие материалы.

Дополнительное оборудование в Уголке экспериментирования:

-условные обозначения;

-академические головные уборы и мантии;

-карандаши, бумага;

-знаки разрешающие и запрещающие;

-персонажи;

-контейнеры для хранения материалов;

-щетка и совок для уборки;

-образно-символический материал (книги);

-фартуки;

-личные блокноты для фиксации результатов.

В уголке экспериментирования обязательно должны быть выделены:

- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы( раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

-место для приборов;

-место для хранения материалов ( природного, бросового);

-место для проведения опытов;

-место для неструктурированных материалов( опилки, песок, вода, стружка, пенопласт и т.д.).

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и экспериментированием, где экспериментирование не самоцель, а  способ ознакомления детей  с миром, в котором им предстоит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО по взаимодействию воспитателя и ПДО, как средство реализации ФГОС.

В нашем детском саду имеется педагог английского языка. Взаимодействие воспитателя с педагогами повышает качество образовательного процесса, повышает уровень престижа детского сада, а также  удов...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"

Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...