Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Данные рекомендации содержат материал для создания предметно- развивающей среды в рамках реализации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей по реализации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
Актуальность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Экспериментирование- второй ведущий вид деятельности дошкольного детства ( после игры).
Приоритетным направлением является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников.
Участники процесса : дети, педагоги, родители.
Результат работы с детьми:
-повышение уровня любознательности;
-овладение умениями и навыками;
повышение уровня познавательных процессов;
-речевое развитие;
-личностные характеристики( инициатива, самостоятельность, сотрудничество в коллективе и т.д.);
-психологическая готовность к школе;
- умение представить и защитить проект;
- положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольника.
Задачи для педагогов:
-повышение компетентности педагогов в организации работы по развитию исследовательских умений дошкольников;
-создание модели проблемно-поискового развития дошкольников;
-создание программно-методического обеспечения по формированию интеллектуальной компетентности в процессе детского экспериментирования;
-совершенствование предметно-пространственной среды для детского проблемно-поискового развития.
Работа с родителями:
-расширение вовлеченности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей;
- повышение родительской ответственности за процесс.
Групповое помещение включает 3 зоны.
1. Умеренной активности( Уголок книги, уголок природы, математический уголок, уголок патриотического воспитания и т.д.).
2. Средней активности ( Уголок конструирования, экспериментирования, творчества, безопасности и т.д.).
3. Повышенной активности(Центр двигательной активности, центр музыки, театра, уголок дежурства и т.д.).
Объекты экспериментально-исследовательской деятельности:
-живая природа;
-неживая природа;
-явления;
-человек;
-рукотворный мир.
Принципы организации познавательно-исследовательской деятельности:
-доступность;
-естественность;
- экспериментальность;
-осознанность;
- культуросообразность;
- самодеятельность(познание через собственный опыт).
Условия эффективности:
-добровольное желание( педагога и ребенка);
-возможность провести исследование ( продуманность исследования);
-получение удовлетворения от собственной работы ( важно для обоих субъектов - и педагога и ребенка).
Исследовательские способности дошкольников:
- умение видеть проблему;
-умение вырабатывать гипотезу;
-умение наблюдать;
-умение проводить эксперимент;
-умение давать определение понятиям.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна учитывать возрастную и гендерную специфику для реализации программы.
Принципы развивающей предметно-пространственной среды:
-содержательно-насыщенная;
-трансформируемая;
-полифункциональная;
-доступная;
-безопасная;
-стабильная и динамичная.
Стимулирующий компонент для познавательно-исследовательской деятельности:
-правила работы на видном месте;
-персонаж , побуждающий к исследованию ( Почемучка);
-карточки-схемы;
-мини-стенд "Хочу все знать!";
-личные блокноты для детей для фиксирования достижений деятельности;
-красители пищевые и непищевые( гуашь, акварель);
-медицинские материалы( пипетки, колбы, шприцы без игл и т.д.);
-сита, воронки;
-природный материал;
Дидактические компоненты:
-различные коллекции ( Ткани, Пуговицы, Камни и т.п.);
-мини-музей;
-атласы, энциклопедии;
-схемы;
-магниты и т.д
Элементы для уголка экспериментирования:
- бросовый материал;
-технический материал;
-красители( пищевые и непищевые);
-медицинский материал;
-прочие материалы.
Дополнительное оборудование в Уголке экспериментирования:
-условные обозначения;
-академические головные уборы и мантии;
-карандаши, бумага;
-знаки разрешающие и запрещающие;
-персонажи;
-контейнеры для хранения материалов;
-щетка и совок для уборки;
-образно-символический материал (книги);
-фартуки;
-личные блокноты для фиксации результатов.
В уголке экспериментирования обязательно должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы( раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
-место для приборов;
-место для хранения материалов ( природного, бросового);
-место для проведения опытов;
-место для неструктурированных материалов( опилки, песок, вода, стружка, пенопласт и т.д.).
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и экспериментированием, где экспериментирование не самоцель, а способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-534712-1637683430.jpg)
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО по взаимодействию воспитателя и ПДО, как средство реализации ФГОС.
В нашем детском саду имеется педагог английского языка. Взаимодействие воспитателя с педагогами повышает качество образовательного процесса, повышает уровень престижа детского сада, а также удов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734340-1452606488.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734340-1452606488.jpg)
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1064596-1539862461.jpg)
Кустовое методическое объединение для воспитателей старших, подготовительных групп на тему: «Организация образовательного процесса в ДОУ посредством познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: расширять представления у детей о песке посредством игровой деятельности и выполнения экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-977969-1650382794.jpg)
Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"
Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...