проект
проект (младшая группа) на тему

Светличная Елена Юрьевна

проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

Проект

По экологическому воспитанию

Во 2 младшей группе

«Прилетали птички-невелички,

весело скакали, зернышки клевали»

Номинация «Мой педагогический проект»

Светличная Елена Юрьевна

Воспитатель

1 квалификационная категория

89613958301

lelya.svetlichnaya.74@mail.ru

П. Лазаревский 2015г

Продолжительность  проекта: 2 месяца

Участники проекта:   воспитатель, дети, родители.

Актуальность проекта: Воспитание экологической культуры дошкольников, нравственности являются важнейшей задачей, решаемой детским садом и семьей, с раннего возраста. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют скудные знания об образе жизни птицах, их повадках, питании, у детей отсутствует представление о том, как беречь,   ухаживать, не причинять вреда птицам. Многие дети не могут назвать их, составить описательный рассказ о птицах.

Определяя работу над проектом, поставлены следующие цели:

- формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птиц, называть части тела;

- дать детям представление о  перелетных птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Задачи:

- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);

- формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

- формироватьумения: наблюдать, сравнивать,  анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).

Предполагаемый результат проекта:

- систематизация знаний детей о птицах;

- формирование осознанного действенного отношения к птицам,

- желание детей заботиться о пернатых;

- понимание их значимости в жизни людей;

- активное  участие родителей в проекте, что дополнительно способствует воспитанию  у детей любви и бережного отношения к птицам.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.                                                      

Продолжительность проекта: 18.01.2013г.- 4.04.2013г.

Участники проекта:   воспитатель, дети, родители.

Актуальность проекта: Воспитание экологической культуры дошкольников, нравственности являются важнейшей задачей, решаемой детским садом и семьей, с раннего возраста. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют скудные знания об образе жизни птицах, их повадках, питании, у детей отсутствует представление о том, как беречь,   ухаживать, не причинять вреда птицам. Многие дети не могут назвать их, составить описательный рассказ о птицах.

Определяя работу над проектом, поставлены следующие цели:

- формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птиц, называть части тела;

- дать детям представление о  перелетных птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Задачи:

- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);

- формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

- формировать умения: наблюдать, сравнивать,  анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).

Предполагаемый результат проекта:

- систематизация знаний детей о птицах;

- формирование осознанного действенного отношения к птицам,

- желание детей заботиться о пернатых;

- понимание их значимости в жизни людей;

- активное  участие родителей в проекте, что дополнительно способствует воспитанию  у детей любви и бережного отношения к птицам.

1 этап – подготовительный -  подготовка к проведению проекта –подготовлена методическая, художественная и познавательная литература по теме, подобран дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения), т.е. подготовлена развивающая среда группы. Составлен перспективный план, созданы атрибуты для занятий и игр.

Был объявлен конкурс между родителей «Изготовление кормушки или скворечника». С детьми была запланирована выставка поделок «Птички-невелички».                                                                

2 этап - практический.  Представлена  реализация данного проекта по «Направлениям развития» и «Образовательным областям».

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:

Образовательная область «Социализация»:

Через учебные презентации, видеофильмы формировалось у детей представление о связях в природе «человек и птица»;

Я побуждала детей  узнать о птицах больше, заботиться о них. На прогулках мы наблюдали за поведением птиц. Нам даже удалось сделать редкие фотографии птичек в кормушке.

Игровая деятельность:

- развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

- формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;

Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица…».

Дидактические игры:   «Назови птицу»   «Кто, где живёт?», «Когда это бывает»,   «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Назови птичку ласково», «Чей голос?», «Подбери крылышко по цвету»

Настольные игры: «Разрезные картинки»,  «Помогите найти маму», «Какая птица, назови»,  «Кто что ест?»

Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».

Беседы:

«Зачем нужны птицам гнезда?», «Пернатые – братья наши меньшие».

Образовательная область «Труд» Здесь важно поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Чем мы занимались на протяжении всего проекта.

Образовательная область «Безопасность».

Беседы на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».

Наблюдение за кормушкой (Беседы о том, что птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя )

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область «Познание»:

Вся работа в этой области строилась на развитии познавательных способностей, желания узнать самостоятельно что – либо о птицах;

Во время наблюдения за птицами, прилетевшими на участок детского сада мы выявляли особенности строения тела, повадки, кормление.                          

Настольные игры: «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу?» и многие другие.

Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».

Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда?», «Городские птицы», «Лесные птицы».

Образовательная область «Коммуникация»:

Вся работа в этой области направлена на то, чтобы научить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;

- игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена).

Развитие речи:

- формировать желание произносить слова правильно;

- выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;

- игры: «Назови детёнышей», «то как кричит», «Чей голос?»

-рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

- рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», « Снегири».

- составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.

Было проведено открытое занятие: «Зимующие птицы».

НОД Образовательная область «Коммуникация»

«Зимующие птицы»

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам прилетел.  (Птичка)

Жил-был воробей, звали его Пудик, а жил он в теплом гнезде из мха и пакли. Летать Пудик еще не умел, но крыльями уже махал. Все выглядывал из гнезда и спрашивал: «Чив-чив»:

Воспитатель:  Дети, подскажите Пудику.      (Модели признаков весны)

 -Какое сейчас время года?          (Весна)

-Погода весной … (какая?)         (Теплая)

-Снег… (Что делает?)                  (Тает)

-Сосульки…                                  (Капают, тают, капель)

-Ручейки…                                     (Бегут, журчат)

-Солнышко весной…                     (Яркое, ласковое, греет)

-Листья на деревьях…                   (Появляются)

-Весной травка вырастает…         (Зеленая, молодая)

-Весной прилетают с юга…          (Перелетные птицы)

Воспитатель: Весной все оживает, просыпается после зимы. Как только солнышко начинает ярче светить: снег тает, бегут ручьи, капель. Оживают растения, выходят из своих нор животные, появляются насекомые, с юга возвращаются перелетные птицы.

Пудик: «Чив-чив» А у меня много друзей-птиц, одни зимуют с нами –  зимующие, а другие осенью улетают на юг – перелетные.  Только я все время путаю их. Подскажите мне, пожалуйста.

Игра «Отгадай загадку»      (Выбрать и показать картинку птицы, назвать зимующая или перелетная)

   1/  Вот вещунья - белобока,

       А зовут ее …                    (Сорока - зимующая птица)

   2/ Чик – чирик!

      К зернышкам прыг!

      Клюй, не робей,

      Кто же это…                      (Воробей – зимующая птица)

   3/ Черный, проворный кричит «Крак»,

       Червякам враг.                  (Грач - перелетная птица)

   4/ Кто присел на толстый сук

       И стучит «Тук-тук, тук-тук»?   (Дятел.  Зимует)

   5/ Зимой на ветках яблоки,

       Скорей их собери!

       И вдруг вспорхнули яблоки,

      Ведь это…                           (Снегири – зимующие птицы)

   6/  Прилетает к нам с теплом,

       Путь проделав длинный.

       Лепит домик над окном

       Из травы и глины.                     (Ласточка – перелетная птица)

Пудик: Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно, да еще и мне помогли узнать зимующих и перелетных птиц.

 Воспитатель: А знаешь, Пудик, скоро ласточки прилетят к нам, и будут жить под крышей детского сада все лето.

Пудик: Ребята, давайте поиграем в прятки с моими друзьями – птицами.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто с нами будет играть (показываю картинки птиц):

Сорока, ворона, воробей, дятел, голуби, снегири, синица, грач.

Воспитатель: Когда вы закроете глаза, одна птичка улетит, спрячется. Откроете глаза и назовете птицу, которой не стало. 

 Игра «Какая птичка улетела?»  (повторить 3-4 раза)

Пудик: Молодцы! Правильно запомнили, кто из птиц улетел.

Воспитатель: Как всегда, открыли весну грачи. На потемневших дорогах в поисках пищи неуклюже зашагали грачи. Они охотно поедают червяков, жуков, семена растений, клюют молодую травку. Сейчас грачи строят новые и ремонтируют старые гнезда, для этого используют сучья и ветви.

Представляете! У взрослого грача – клюв белый, а у молодого он черный. Грач много работает своим клювом, добывая из почвы червей и личинок. При этом черные перышки вокруг клюва стираются, и он белеет.

 Рассматривание методического пособия грача  (Выставляю пособие грача)

А вот и грач к нам прилетел. Давайте рассмотрим его:

     - Это что у грача?        (Туловище)

    - А это что?                   (Голова)

    - Какого цвета перья у грача?      (Черного)

    - Чем клюет птица?     (Клювом.  Показ, как клюет)

    -Для чего грачу ноги?  (Ходить, за веточки цепляться, когда сидит на дереве – дети показывают)

    - А зачем птице хвост? (Помогает летать, выполняет роль руля)

   - Как передвигается грач?   (Летает. Дети изображают летающих птиц).

Физкультминутка «Грачи прилетели»

Как –то раннею весной                          Стоят в кругу

На опушке лесной                                  Бегут

Появилась стая птиц:

Не скворцы, и не синицы,

А большущие грачи.                              Машут руками, идут, высоко поднимая        

                                                                  Ноги

Цвета черного, как ночь                         Присели

Разбежались по опушке,                         Бегут, прыгают

Прыг – скок, крак – крак!                       «Клюют»

Тут жучок! Там червяк!

Крак-крак-крак!

Рисование грача.

Воспитатель: Что-то наш Пудик загрустил. А знаете, скоро у грачей появятся маленькие птенчики – грачата, с которыми он мог бы поиграть. Пока их нет, давайте поможет Пудику и нарисуем маленьких грачат.

 Воспитатель: Давайте обведем пальчиком птицу на листе бумаги и будем называть, что «рисуем». (Ведем пальцем по контуру грача, приговариваем: голова, туловище,  хвост, ноги, клюв)

- рисуем сухой кистью по контуру, а потом внутри него.

- рисуем краской под пение птиц (аудиозапись «Звуки природы») и дополняем мелкими деталями свой рисунок.

- рассматриваем работы детей.

Воспитатель: Смотри, Пудик, сколько теперь у тебя друзей-грачат! С ними можно играть. Видишь, какие они пушистые, веселые, игривые, озорные.

- Дети пританцовывают с рисунками под музыку «Птичка».

Пудик: Спасибо, ребята, вы помогли мне и рассказали много о птицах весной и нарисовали мне друзей-грачат.

А мои друзья птицы прислали вам в подарок перышки.

Какие они легкие, пушистые! Подуем на них – полетели!

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Поставлены  следующие задачи:

- прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

-поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции как положительных, так и отрицательных

Чтение следующих произведений: А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»;Е.Авдеенко «Воробей»;А.Толстой «Умная галка» и другие.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область « Музыка»:

Совместно с музыкальным руководителем совершенствовали навыки ритмических  и имитационных движений;

- способствовали развитию певческих навыков, используя произведения: «Вышла курочка гулять», «Кот и птицы», «Дятлу весело, дятлу грустно» сл. Е. Попляновой; «Кукушечка» рус.нар. пес. в обр. И. Арсеева; «Птичка»     Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой; прослушивание аудиозаписи» Птичьи голоса».

Образовательная область «Художественное творчество»:

- лепка « Птичка клюет зернышки»,«Кормушка с зернышками».

- аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь».

- рисование «Птички клюют рябину», «Птичка в ладошке».

- использование книжек-раскрасок.

- использование трафаретов с изображением птиц.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот»,   «Перелет птиц».

Образовательная область «Здоровье»

С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.

Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

        Игры на развитие дыхания, пальчиковые игры: «Птичка», «Полёт стрижа».

На протяжении всего проекта определённая работа проводилась с родителями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 Рекомендовано родителям с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;

- была организована выставка совместных работ по теме «Птицы – наши друзья »;

- оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;

- привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечника, к участию в конкурсе  рисунков  птиц.

3этап. Заключительный.

На заключительном этапе  были подведены итоги реализации проекта:

- сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

- чем лучше кормить птиц?

- как часто необходимо кормить птиц?

- организация выставки «Птицы – наши друзья»;

- презентация проекта.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Она позволила раздвинуть горизонт знаний каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.

Проблему данного проекта дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Сопроводительное письмо

Автор проекта                                  Светличная Елена Юрьевна

Должность                                         Воспитатель

Квалификационная категория         Первая

Место работы                                     Муниципальное казенное

                                                             Дошкольное образовательное

                                                             Учреждение детский сад

                                                              «Колокольчик»

Цели  и задачи:

- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);

- формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

- формировать умения: наблюдать, сравнивать,  анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).

Актуальность:

   Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования экологической культуры личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс ДОУ открыл для нас новые возможности: применение в работе метода проектов. Он даѐт  ребѐнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Данный метод я успешно использую для решения проблем экологического воспитания дошкольников. Я считаю, что очень важно разбудить в детях дошкольного возраста интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, создать условия для общения ребенка с миром природы, потому что именно в этот период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. У меня вторая младшая группа, четвѐртый год жизни. Тема проекта, который я сегодня представляю «Прилетали птички, птички – невелички, весело скакали, зернышки клевали» выбрана мной не случайно. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют скудные знания об образе жизни птицах, их повадках, питании, у детей отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...