Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
презентация на тему

Денисова Наталья Александровна

В презентации представлен опыт  работы нашего детского сада по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!” В.А. Сухомлински й

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Слайд 3

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» .

Слайд 4

ЗАЧАЧИ: Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. • Создать условия для восприятия целостной картины мира. • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. • Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. • Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. • Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Слайд 5

Х о р п л о ш а

Слайд 6

Что такое хорошо и что такое плохо

Слайд 7

Х о р п л о ш и к и

Слайд 8

мирилки

Слайд 9

Правила дружбы - Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. - Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду. - Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды. - Останови друга, если он делает что-то плохое. - Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться. - Не ябеднечай , не доноси на товарища. - Умей принять помощь и советы от других ребят.

Слайд 10

Правила добрых дел - Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям. - Не твори добра на показ. - Не позволяй себе обманывать других. - Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить. - Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния. - Примиряй ссорящихся. - Не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.. - Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие). - Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Слайд 11

Правила вежливости - Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой . --Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться. - Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место. - Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь. - Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час. - Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Слайд 12

Правила почитания и уважения старших Нельзя : - огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками; - смеяться над старостью и старыми людьми; - вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми; - выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки; - оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если рядом никого нет, кроме тебя ;

Слайд 13

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, мы надеемся достичь следующих результатов: -Усвоение общепринятых норм и правил -Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру , другим людям и самому себе - Усвоение ребенком добродетелей, направленность и открытость его к добру. - Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование . - Психо -эмоциональное благополучие. - Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. - Деятельное отношение к труду. - Ответственность за свои дела и поступки.



Предварительный просмотр:

“Если ребенка учат добру, в результате будет добро,   учат злу – в результате будет зло –                                                                           ибо ребенок не рождается готовым человеком,  человеком его надо сделать!”  

    В.А. Сухомлинский.

Слайд № 1 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. 

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира.

Слайд № 2  В связи с этим одна из главных ролей детского сада - приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам и создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников. 

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Слайд № 3 Стандарт рассматривает социально-коммуникативное развитие  как  решение ряда задач направленных на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Содержание нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на менталитет культуры каждого народа в целом и отдельной семьи, и детского коллектива, в частности. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Мы, имея дело с детскими душами, должны постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.  «Нет проблемы воспитания, есть проблема самовоспитания», Л.Н. Толстой. Об этом никогда не надо забывать, нам, педагогам. Но признать это легче, чем осуществить в своей жизни.

Человек, следуя нравственным нормам в постоянно изменяющихся и порой противоречивых ситуациях, должен иметь определенные ориентиры-высшие ценности, заложенные в нем, т.е. его духовное воспитание должно ориентироваться на желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами. Научные исследования подтверждают, что наличие моральных знаний и правил не обеспечивает морального поведения, т.е. реального соблюдения норм. Самое главное в моральном облике человека то, как он поступает в тех или иных ситуациях. Моральное поведение – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждения.

В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Слайд № 4 Реализуя цель приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам мы ставим следующие задачи:

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок - это крупица добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становиться теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок - крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»? Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить их "работать"?

Слайд № 5  Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша-это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Придумала этот персонаж педагог из Рязани  Вера Ивановна Кулькова   для своего ребенка, а затем Хорплоша стал обживаться  в детских садах, и вот недавно, он поселился и у нас.  

Слайд №  6   Идея проста. Если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной.

А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое и безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Что может быть интереснее игры? Конечно же только игра с персонажем. На примере Хорплоши ребенку легко понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Кукла может быть изготовлена из любого материала (бумаги и картона, ниток и перьев, ткани и меха.) Хорплошу можно сделать выворотную или двустороннюю.
Первоначальная организация работы с куклой начинается в группе и заключается в следующем:
Выбор уголка, где будут жить Хорплоши, вовлечение персонажа в жизнь группы. «Как ты думаешь, какого цвета  Хорплоша сейчас в раздевалке?». Этот вопрос можно задать детям и во время занятий, и после сна, и в любой другой режимный момент. У воспитанников возникает необходимость осмыслить свои поступки, а у воспитателя мощный фактор воздействия на нравственное воспитание детей.
Слайд № 7  Хорплоша прижилась в нашем детском саду, стала его полноправным жителем. У нее постоянно появляются маленькие  «родственники» - « братья и сестрички» Хорплошики, которых изготавливают дети самостоятельно в детском саду  или с  родителями дома. Вместе с педагогами она «воспитывает» не только детей, но порой и их родителей. Педагогами  продумываются формы работы  Хорплоши с родителями, которые позволят привлечь их к активному участию в  воспитательно -образовательном процессе детского сада. Предполагается разработать и провести неординарные родительские собрания с участием персонажа Хорплоша. 
Самое удивительное и приятное состоит в том, что дети любят своих Хорплош независимо от того, какого они сегодня цвета. Наверное, потому что Хорплоши честны с детьми, не лицемерят, дают объективную оценку их поступкам.

Слайд № 8 Также мы активно начали использовать такую, может быть не очень новую, форму  работы как «Мирилки». В этом году у нас состоялся конкурс  на лучшее изготовление пособия « Мирилки», часть выставки представляем сегодня вашему вниманию. Детям очень понравились «мирилки», особенно в младших группах, надеемся, что эта форма работы наряду с другими поможет формированию дружеских взаимоотношений.

В своей работе мы выделили правила, которым следуем сами и создаем условия для реализации этих правил дошкольниками: 

Слайд № 9     Правила дружбы

 - Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.
- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.
- Не ябеднечай, не доноси на товарища.
- Умей принять помощь и советы от других ребят. 

Слайд № 10   Правила добрых дел 

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
- Не твори добра на показ.

- Не позволяй себе обманывать других.

- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Примиряй ссорящихся.

- Не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство). 

Слайд № 11  Правила вежливости  

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

 Слайд № 12. Правила почитания и уважения старших 

Нельзя:
- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
- смеяться над старостью и старыми людьми; 
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если рядом никого нет, кроме тебя;


Слайд № 13 Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, мы надеемся достичь следующих результатов. 

  • Приобщение к общепринятым нормам   и   правилам
  • Усвоение ребенком добродетелей, направленность и открытость его к добру. 
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. 
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. 
  • Психо-эмоциональное благополучие. 
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 
  • Деятельное отношение к труду. 
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Слайд № 14    В завершении мне хотелось сказать, что совсем недавно 17 февраля отмечался День спонтанного проявления доброты - одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В России этот праздник пока еще мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. И не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми младшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "День Малой Родины - Санкт-Петербурга"

Данный конспект занятия был составлен для проведения открытого мероприятия, посвящённому 1 сентября на тему "День малой Родины"....

Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области социально коммуникативное развитие

Данная публикация иллюстрирует сценарий совмесного мероприятия ( совместной деятельности) для родителей и детей старшего дошкольного возраста при активном использовании игровых технологий " ...