Семинар-практикум для педагогов "Общаемся с детьми"
консультация на тему

Теоретический и практический материал семинара-практикума для воспитателей ДОУ позволит раскрыть понятие педагогического общения, способы его оптимизации, возможности использования методов саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaemsya_s_detmi.pptx468.98 КБ
Файл seminar-pr_obshchaemsya_s_detmi.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Общаемся с детьми» Подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 251 Рыбакова Ю.А.

Слайд 2

Правила семинара-практикума Правило «здесь и сейчас» Правило «стоп» Правило искренности Не давать советы Правило Я-высказывания Правило запрета на диагнозы или оценку Правило конфиденциальности

Слайд 3

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Слайд 4

Педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Слайд 5

Условия оптимизации педагогического общения Искренний интерес к человеку Умение слушать других Обращение к человеку по имени Доброжелательность в отношении к людям Улыбайтесь! Удовлетворение потребности в общении

Слайд 6

Правила взаимодействия с детьми

Слайд 8

Упражнения на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций Упражнения для расслабления мышц лица Упражнения на концентрацию Упражнения на визуализацию Способы саморегуляции

Слайд 9

«Я хороший педагог, потому что…» «Что я приобрел?»

Слайд 10

Спасибо за участие! «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Общаемся с детьми»

Правила работы в группе:

1. Правило «Здесь и сейчас»: на занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения, взаимодействия не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента.

2. Правило «Стоп»: каждый имеет право сказать «У меня есть чувство, но я не хочу о нем сейчас говорить». Это не означает отказ от совместного выполнения заданий, а только отказ от рассказа о каких-либо сугубо личных эмоциях, ощущениях.

3. Правило искренности: говорить нужно только о реальных чувствах, а не о тех, которые положено испытывать или которые бы успокоили, оправдали, а может и обидели.

4. Не давать советы: не нужно советовать что-либо другому участнику, т.к. то, что подходит одному, может не подойти другому, а также совет может вызвать неосознанную агрессию на советчика.

5. Правило Я-высказывания: каждый участник говорит только от своего имени. Не используем выражения «Обычно…», «Так положено, надо…», «Должно быть так…» и прочее.

6. Правило запрета на оценку и диагнозы: уважая свободу каждого из участников, пожалуйста, не оценивайте то, чем они делятся.

7. Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на семинаре, как вел себя тот или иной член группы – неприемлемо. Все, сказанное здесь, здесь же и остается.

1. Приветствие. Упражнение «Моя соседка»

Цель: создание положительного настроя в группе, формирование доброго и чуткого отношения к другим людям.

Инструкция: «Каждый из вас сейчас скажет своему соседу, сидящему слева добрые слова, похвалит его, «разрекламирует» нам его. Начинать нужно со слов «Моя соседка слева самая лучшая, потому что…»

Обсуждение:  понравилось ли вам говорить хорошие слова другим людям? Понравилось ли, когда вас хвалили?

Делаем вывод, что любому человеку, и взрослому, и ребенку нравится, когда о нем говорят хорошо. Каждый свой разговор с кем-либо нужно начинать с приятных слов.

2. Теоретическая часть

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

 Условия оптимизации педагогического общения.

  1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
  2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимности.
  5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Правила взаимодействия с детьми

1. Используйте разнообразные формы проведения занятий

Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.

2. Сохраняйте спокойствие, будьте терпеливыми

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы.

3. Помните, что настроение заразительно

Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно-веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Одинаково относитесь ко всем детям

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка

Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Будьте внимательны к чувствам и эмоциям детей

Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

3. Практикум. Упражнение «Ты что, обалдел?»

Цель: расширить знания о различных формах устных высказываний

 Ведущий дает одному из участников карточку с каким-нибудь высказыванием (например: «Ты что, обалдел?») и предлагает ему перефразировать предложение, обращаясь к своему соседу слева, учитывая при этом изученные правила. После этого зачитывается оригинальный текст с карточки. Сосед должен, в свою очередь, проделать то же самое со своим соседом слева и т.д. Затем кто-то другой получает другую карточку, с другим высказыванием.

Карточки с высказываниями:

«Ты что, обалдел? Кто тебе разрешал брать эту игрушку?»

 «Ты вообще нормальный? Чего ты разорался?»

«Тебя дома не учили за собой убирать?»

«Как ты умудрился разбить стакан? Руки не оттуда растут?»

«Ну и что ты нарисовал на этот раз? Разве здесь можно что-то разобрать?»

«Ну и чего ты плачешь? Что тебе надо-то?»

«Куда ты несешь конструктор? Где он должен лежать?»

«Я не знаю, что тебе нужно! Отстань от меня!»

«Ну и на кого ты похож? Только посмотри на себя!»

«Это что вообще такое? Кто так себя ведет?»

Вывод: Очень часто мы задаем много ненужных «риторических» вопросов детям, ставя их в тупик. Например, когда мы задаем вопросы «Кто тебя этому научил?» или «Как это называется?», мы не ставим цель узнать именно это. Тем самым мы пытаемся указать ребенку, что он делает что-то не так, путая его и вводя в заблуждение. Намного эффективнее говорить прямо, не используя риторические вопросы и подобные обороты речи. Например, «Валера, я не могу разобрать что ты говоришь, когда ты плачешь. Пожалуйста, перестань плакать и спокойно расскажи мне, что тебя расстроило. Я постараюсь тебе помочь»

4. Позиции педагога в общении с детьми

Одной из основных компетенций воспитателя являются коммуникативные способности.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Существует несколько  позиций воспитания, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять правильную позицию. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

(позиции раздать участникам для ознакомления)

Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, собирая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Снежная королева обучает как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают.

Упражнение «Узнай себя»

Цель: осознание собственной позиции в общении с детьми, выявление негативных тенденций в педагогическом общении

Каждому из педагогов предлагается определить, какая позиция из предложенных ему наиболее близка, где он «узнал себя». Далее педагоги коллективно решают, какая позиция является наиболее приемлемой и способствует гармоничному развитию детей. Обсуждается негативное влияние каждой из позиций, воспитатели приходят к выводу, что позиция Мэри Поппинс является наиболее подходящей.

Вывод: Из данных позиций самая правильная – Мэри Поппинс. Все остальные так или иначе негативно влияют на развитие детей, их психоэмоциональное состояние, способствуют формированию негативных установок и неверных целей. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Негативные стороны остальных позиций:

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Т.е. Красная Шапочка не учит детей самостоятельно решать проблемы, преодолевать сиюминутные желания, управлять собственным поведением

Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем Спящей красавицей, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Воспитатель, занявший позицию Наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

5. Способы саморегуляции

Если вам иногда сложно контролировать свое эмоциональное состояние, можно попробовать различные упражнения на саморегуляцию.

Существуют несколько видов таких упражнений:

1) Упражнения на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций

Упражнение «Зеркало»

Человек знает, как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу соответствующее ситуации выражение. Стоит в обычной обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики.

Заставьте себя улыбнуться в тяжелый момент. Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение, поскольку существует глубокая связь между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями.

   2) Упражнения для расслабления мышц лица

Методика выполнения данных упражнений состоит в том, чтобы по очереди максимально напрягать мышцы лица, задержать на секунду дыхание, зафиксировать такое положение и расслабиться. Повторять 2-3 раза. После нескольких тренировок можно научиться по «мысленному приказу» расслаблять все мышцы лица.

3) Упражнения на концентрацию

Упражнение  «Концентрация на счете»

Инструкция преподавателя:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

4) Упражнения на визуализацию

Упражнение «Убежище»

Инструкция преподавателя:

«Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок... Мысленно опишите это безопасное удобное место, воссоздайте его в подробностях. Когда ложитесь спать, представьте, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом»

После того, как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня и сохранять хорошее настроение.

6. Заключение

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…»

Обсуждение: легко ли говорить о себе хорошие слова, хвалить себя? какие чувства вы при этом испытывали?

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Педагоги по очереди высказываются, что они получили от занятия, что приобрели на нем (знания, эмоции, навыки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»              СЕ...

Семинар – практикум для родителей «Играем с детьми»

Материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям воспитанников...

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Семинар-практикум для родителей "Поиграйте с детьми!"

Конспект семинара-практикума для родителей ДОУ...

Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».

познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников....

Семинар-практикум для родителей "Поиграйте с детьми"

Работа с семьями воспитанников независимо от социального статуса и положения строится на доверительных отношениях между детьми, родителями и педагогами. Мы как одна команда, объединившись, сможем совм...

Семинар-практикум "Как провести выходные с детьми"

Данная методическая разработка посвящена ознакомлению родителей с разными видами игр дошккольного возраста, в которые можно играть дома....