Адаптация ребенка к детскому саду.
статья (младшая группа) на тему

Антонова Екатерина Анатольевна

Основные правила адаптации ребенка к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya2.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду.

Прошли времена, когда ребенка отдавали в детский сад сразу на весь день и в очень маленьком возрасте. Сейчас детские психологи и педагоги уверены в том, что чем более мягкой и плавной будет адаптация ребенка к детскому саду, тем меньше впоследствии возникнет проблем со здоровьем и общением со сверстниками. Существует несколько правил, которые помогут облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Для того, чтобы ребенок действительно сумел адаптироваться к детскому саду и шел в него с удовольствием, придется постараться в первую очередь родителям малыша, а не только работникам детского учреждения. Ниже представлены основные рекомендации  для более успешного адаптирования ребенка к детскому саду:

1.  Легче всего к детскому саду адаптируется ребенок в возрасте полутора-двух лет
.

2.  Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку к саду необходимо начинать в мае, то есть за четыре месяца до начала полноценной детсадовской жизни. Родителям лучше всего заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и постепенно подстроить время еды и сна малыша под график детского сада. Постепенно нужно приучать ребенка просыпаться около 7.00, завтракать в 8.30, затем – прогулка, игры, обед в 12.30, дневной сон до 15.00.  


3.Если ребенок еще получает грудь, сосет соску – его также заранее, за 4 месяца нужно начинать отучать от груди и соски. Родителям можно оставить ритуал ночного кормления, использование соски тоже постепенно сводить на нет и приурочивать ко времени сна – главное, что это необходимо делать заранее, а не в тот момент, когда ребенок пойдет в садик. Если родители заранее подготовят ребенка, то для него отсутствие привычной соски и ранний подъем не будут дополнительным стрессом. Единственным стрессом станет только посещение группы.

4. Малыш, которого ведут в детский сад, должен ощущать
 поддержку родителей и их безоговорочное одобрение. Все, абсолютно все в семье должны отзываться о садике и воспитателе только хорошо, включая бабушек и других удаленных родственников. У детей, как ни странно, очень длинные уши, и они слышат абсолютно все (а что не слышат, то считывают интуитивно). И если родители отзываются о садике хорошо, то малыш понимает, что ничего страшного не происходит, что его ведут в какое-то очень приятное место. Для облегчения адаптации психологи советуют первое время давать малышу с собой какую-нибудь любимую вещь из дома: мягкую игрушку, машинку, сумочку.

5. Ребенка нужно вводить в детсадовскую жизнь постепенно. В первый день пребывания ребенка в детском саду малыша желательно покормить дома (в садике дети в первый день часто отказываются от еды) и оставить на час – максимум на полтора часа, в течение этого времени воспитатели займут ребенка игрушками и играми. Детская психика очень быстро перегружается впечатлениями, поэтому для начала хватит и этого времени. В течение недели стоит понемногу увеличивать время пребывания.На следующий день можно оставить ребенка на два часа. Важно после посещения садика не ругать ребенка «ах, как ты ужасно кричал!» - наоборот, нужно  стараться вызывать у него только положительные эмоции. «Какой ты молодец», «какие здесь замечательные ребята», «какие тут прекрасные игрушки», «как тут весело, мы завтра обязательно пойдем снова» - высказывания такого типа помогут вызвать у ребенка доброжелательное отношение. Третий день  обычно бывает самый сложный. Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, некоторые дети начинают кричать даже на подходе к нему. И вот тут родителям необходимо проявить твердость и все-таки отвести малыша в группу.

6. Как правило, к концу первой недели ребенок более-менее привыкает к группе, и, возможно, воспитатели вам сообщат о том, что ребенка уже можно оставлять на обед. Первую неделю малыш ходит в садик на 2-3 часа, в следующий понедельник он играет до обеда, а во вторник его уже можно оставить на обед. Дело в том, что у детей память короткая, и за выходные они уже забывают и садик, и режим, к которому только-только начали привыкать. Но постепенно они привыкают к циклу «5 дней рабочих, два выходных». В первые две недели не рекомендуется оставлять ребенка на сончас, даже если родителям кажется, что адаптация идет успешно. Помните, чем более плавными будут перемены в жизни ребенка, тем ему легче будет их принять. Оставлять ребенка на полный день следует не раньше, чем малыш начнет хорошо спать в сончас. Если дневного полноценного отдыха не будет, лучше забирать ребенка пораньше: не отдохнув, он не сможет выдержать нагрузку полного дня. Если малыш просит маму остаться с ним дома, иногда лучше пойти ему навстречу, если существует такая возможность. Первое время пятидневную неделю ребенку тяжело выдержать, поэтому выходной по средам облегчит привыкание к новому режиму.

7. Родителям, когда они приводят детей в группу, рекомендуется выработать свой собственный
 ритуал прощания – переодеть, поцеловать, обнять,  почесать за ушком, сказать что-то ласковое, но не прощаться слишком долго. Долгие проводы – лишние слезы: эта поговорка точно отражает ритуал расставания мамы и дитя в детском саду. По этой же причине не рекомендуется родителям проситься в группу к ребенку, долго стоять под дверями  или заглядывать в окно: «Как там моя бедная деточка?» Деточка   интуитивно, «по запаху» чувствует присутствие родителя, его нервозность, и начинает капризничать. Именно поэтому сотрудники детского сада часто просят родителей    не сидеть под дверями группы, даже если ребенок пришел в группу всего лишь на час.  Присутствие родителей в группе, которое возможно по согласованию с администрацией детского сада, иногда  некорректно по отношению к тем детям, которые находятся в группе без родителей, и порой вызывает еще более сильный протест против нахождения в садике.
Есть еще один нюанс – пребывание родителей в период адаптации ребенка к детскому саду может быть испытанием для самих родителей. Дети, когда их только что привели в садик, всегда кричат. Более того – дети должны кричать, это показатель нормального психического развития. Ребенка оторвали от мамы, поставили в незнакомую среду – и он, разумеется, должен плакать и проситься к маме. К тому же ребенок «заражается» плачем от других кричащих детей – и это тоже нормально. Если ребенок, который проходит адаптацию к детскому саду, не плачет, не хочет к маме – у сотрудников дошкольного учреждения возникает справедливый вопрос «А почему?» Но родители этого не понимают, им трудно вынести детские слезы и вопли, и им начинает казаться, что ребенок совершенно не может адаптироваться к детскому саду.

8. В первый год пребывания в детском саду дети обязательно
 болеют – и это, как ни странно, нормально. Даже если ребенок болеет по принципу «неделю ходим, две болеем». Конечно, это очень неприятно, но все же этот процесс протекает также в пределах адаптационной нормы. Часто бывает так, что в первые месяцы ребенок болеет много и тяжело, а потом раз! – перестает болеть и практически не пропускает занятия.
Адаптацию можно считать успешной, как только ребенок начинает есть и играть
. По времени процесс адаптации редко укладывается в три дня – чаще он занимает две недели, но может растянуться и на месяц-другой. И часто бывает, что родители не выдерживают и забирают ребенка.

К сожалению, бывают и такие случаи, когда ребенку пребывание в детском саду не идет на пользу. Редко, но случается такое, что после посещения детского сада у нормального ребенка происходят неблагоприятные изменения в психическом развитии: например, ребенок становится вялым, аутичным, замыкается в себе и начинает себя вести неадекватно. Такие изменения – редкость, и если они случаются, то, как правило, хорошо заметны и воспитателям, и родителям.
Но даже такие ситуации не являются стопроцентным «отводом» от посещения дошкольного учреждения. В подобных случаях сотрудники детского сада направляют ребенка на диагностику в окружные медико-педагогические центры, которые есть в каждом районе и с которыми у детских садов есть договор сотрудничества. Малыша смотрят специалисты, назначают коррекционные занятия с психологом, дефектологом, направляют к врачам для получения медикаментозного лечения (если это необходимо), и постепенно ребенок может вернуться в детский сад. Специалисты центров также работают с родителями, так как иногда выясняется, что неадекватное поведение ребенка – реакция на какие-то семейные проблемы.
Понятия «несадовский ребенок» не существует – это отговорка тех сотрудников детских учреждений, которые не хотят или не умеют работать. Абсолютно все дети стремятся к общению, к играм, и детский сад предоставляет им эту возможность. А адаптацию к садику надо всего лишь пережить.Родителям необходимо помнить, что адаптация у всех детей протекает по-разному. Кто-то уже на третий день радостно бежит в детский садик, кто-то месяцами плачет по утрам, не отпуская маму. Детские психологи утверждают, что насильно пытаться «сдать» ребенка в детский садик не стоит, ведь гораздо лучше будет, если он будет посещать детский сад с радостью и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»...