Гиперактивный ребёнок в детском саду
материал (старшая группа) на тему

Цацина Нина Алексеевна

познакомить родителей с особенностями поведения гиперактивных и пассивных детей; дать им рекомендации по построению общения с разными типами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_3.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гиперактивный ребенок в саду»

Цель: познакомить родителей с особенностями поведения гиперактивных и пассивных детей; дать им рекомендации по построению общения с разными типами детей.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты
Да, наши дети рождаются именно для этого, и нам, взрослым, хочется, чтобы было всё именно так.
А ВСЕГДА ЛИ ТАК БЫВАЕТ?
Новые времена породили новые проблемы. И одной из таких проблем становится появление у детей гипердинамического синдрома. Вот о них:

  • об очень подвижных, сметающих всё на пути и не сидящих спокойно ни минуты
  • Упражнение «Кто здесь собрался?» Найти как можно больше характеристик того, кто присутствует на собрании (мамы, люди, женщины, мужчины и т.д.)
  • Предложить родителям порассуждать о том, кто такие шустрики – гиперактивные дети.

Характеристика гиперактивных детей 

Такие дети не могут сидеть на одном месте. Они всё время двигаются, вскакивают, садятся, хватают всё, что попадётся им под руку. Своё поведение они контролировать не в состоянии. Они сначала действуют и лишь потом понимают, что произошло. Уследить за таким ребёнком очень трудно. Во время прогулки он, как правило, бежит далеко впереди родителей, успевая заглянуть во все подъезды, магазины и даже залезть на встречающиеся по пути деревья. При этом родители в ожидании, пока ребёнок слезет с дерева, вынуждены выслушивать едкие замечания сердобольных прохожих по поводу их чёрствости. Попытки удержать непоседу часто безрезультатны. К сожалению, гиперактивность приводит ребёнка к частым травмам, больше всего при этом страдает голова. Причинами травм являются, с одной стороны, его непоседливость, суетливость, а с другой – неумение правильно оценить ситуацию.
У таких детей обнаруживаются нарушения координации, испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой, рисованием. Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, которая проявляется в неловкости, неуклюжести. Они как бы не вписываются в пространство, натыкаются на углы, часто идут напролом, не обращая внимание на препятствия.
Для г\а детей характерны не только двигательная активность, но и чрезмерная болтовня. Даже играя сам с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух. Память у таких детей может быть в норме, но из-за крайней неустойчивости внимания её часто считают плохой. На самом деле ребёнок не помнит какую-либо информацию просто потому, что не видел или не слышал её.
В течение занятий ребёнок периодически отключатся, не замечая этого. Характерной чертой умственной деятельности является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отключается, не реагирует ни на что. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов снова работать 5-10 минут. Дети с СДВГ имеют мерцающее сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции.
Он быстро утомляется умственно, хотя остаётся двигательно – активным до позднего вечера.
Г\а ребёнок часто действует, не подумав, перебивает других, может встать посреди занятия без разрешения. Дети не умеют контролировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, подвержены частой смене настроения.
Г\а дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако если деятельность связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Деятельность г\а детей нецеленаправленна, не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления сверхактивность выражается в истериках, беспричинных приступах капризности, раздражения, плаксивости.
Непоследовательность и непредсказуемость делают этих детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения со сверстниками. Такие дети требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать, сопереживать. Не любят уступать, никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими.
Вместе с тем, г\а дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди г\а детей могут быть и одарённые. Например, Д.Эдиссон и У. Черчилль относились к г\а детям и считались трудными подростками.
Ему трудно само организоваться, поэтому он требует много внимания со стороны взрослых. Такие дети доставляют взрослым множество хлопот. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают. Ребёнок часто и сам не рад, но справиться, убежать от самого себя не может. Г\а ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов, его убеждают, что он ни на что н способен и что бестолковее него никого нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, часто агрессивная реакция на окружающих. Он становится неуправляемым, «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а поэтому трудно исправима.
Есть 2 всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Второй всплеск в 12-15 лет, связан с периодом полового созревания.

Рекомендации родителям г\а детей. Игры. 

Рекомендации родителям г\а детей.

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что г\а дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  • Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  • Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя»
  • Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять каждый день (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.), но ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём с ребёнком его успехи дома и в саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, успехи в д\с, выполнение домашних заданий.
  • Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной прогулкой)
  • Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, г\а дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  • вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечения вашего внимания. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими детьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  • подчёркивайте чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  • Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые отвлекали бы его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, эспандеры, коврики, гантели)
  • создавайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов, фотографий.
  • избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  • Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к потере самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  • Развивайте у него сознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как сделать что-то, пусть посчитает от 10 до 1.
  • Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
  • давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
  • Воспитывайте у него интерес к какому-либо занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали бы его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть нагрузка на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятии не испытывает.

Игры на тренировку одной функции.

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие»
«Запрещённое движение»
«Что где было?»

«Запрещённое движение»
«Броуновское движение»
«Мяч в круге»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»
«Скульптор и глина»

«Море волнуется»
«Живая картина»
«Замри»

Контроль импульсивности

«Съедобное- несъедобное»
«Угадай мелодию»

«Съедобное- несъедобное»
«Сиамские близнецы»
«Поводыри»

Игры на тренировку 2 и 3 функций.

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки-шепталки-молчалки»
«Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Замри», «Стой!», «Флажок»

контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«День и ночь», «Кто за кем»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду», «Слушай хлопки»

Очень действенный метод помощи всем детям – учить правильно себя вести согласно принятым правилам и нормам в любом месте: в магазине, автобусе, на улице (не бегать по газонам, по сугробам, в раздевалке), чтобы ребёнок усвоил правила, научился жить среди людей. Об этом постоянно нужно беседовать. Ни одна некрасивая выходка не должна оставаться незамеченной.

  • Рекомендации родителям, как себя вести в конфликтной ситуации.

Мы работаем с детьми, помогаем стать спокойнее, умнее, сеем в их души доброе, вечное. А как же нам, взрослым, родителям, помочь себе не взорваться?
Модель релаксационного тренинга.
А). РУКИ.
Представить, что в левой руке лимон. Сжать его как можно сильнее, чтобы выдавился сок. Рука напряжена. А теперь выронить его, рука расслаблена. Проделать то же самое правой рукой.
Б). РУКИ И ПЛЕЧИ.
Представить себя пушистым котёнком. Хочется потянуться. Вытянуть руки вперёд, поднять их высоко над головой, а теперь откинуть назад. Руки и плечи напряжены. А теперь уронить руки. Руки и плечи расслаблены.
В). ПЛЕЧИ И ШЕЯ.
Превратиться в маленьких черепашек. Сидите на берегу пруда, греетесь на солнышке. Вдруг – опасность! Втянуть голову в плечи – спрятали голову в панцирь. Шея и плечи напряжены. Но вот опасность миновала, можно вылезти из панциря. Шея и плечи расслаблены.
Г). ЛИЦО.
Вот прилетела надоедливая муха и села на нос. Сгоните её без помощи рук. (сдуть, покрутить носом). Лицо напряжено. Но вот муха улетела, можно расслабить лицо.
Д). ЖИВОТ.
К нам приближается слонёнок. Он не видит, что мы лежим у него на пути, а убежать мы уже не успеваем! Вот-вот наступит на живот! Надо сделать живот большим и твёрдым, напрячь все мышцы живота. Но, кажется, он сворачивает в сторону, теперь можно расслабиться.
А теперь нам надо протиснуться в узкую щель в заборе, между двумя досками, в которых много заноз. Надо сделать живот очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться.

Е). НОГИ.
А теперь представьте, что вы стоите босиком в луже с илистым дном. Вдавить пальцы ног в дно как можно глубже, чтобы достать до самого дна, где ил кончается. А теперь выйдите из лужи, дайте своим ногам отдохнуть.
Кроме того, можно использовать простые приёмы саморегуляции, когда хочется взорваться: мешочек криков, битьё посуды, колотить подушку и т.д.
Помни, если твой голос стал угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не так.


Каждый раз, когда хочется наорать на кого-то, считай до миллиона.
Если хотите сделать своего ребёнка несчастным, выполняйте все его желания!


Уважаемые родители! Вы самые первые и самые главные воспитатели своих детей, вы самый главный авторитет для них. Помните, всегда, как бы вы ни были загружены заботами, проблемами, ребёнок жаждет:

  • Нежности
  • Ласки
  • Любви
  • Тепла
  • Поддержки
  • Понимания
  • Одобрения
  • Заботы
  • Похвалы
  • Улыбки!

Если ребёнок уверен, что его любят всяким – капризным, непослушным, - но своим поведением он огорчает самых близких людей, с любой проблемой справиться легче. Здорово, когда ребёнку в семье хорошо, когда он чувствует, что он любим, принят, с ним считаются, как и с остальными членами семьи.

  • Обратная связь. (свеча)

Наш разговор подходит к концу. Хочется надеяться, что каждый из вас сегодня взял для себя что-то нужное, полезное. Поделитесь с нами, что для вас было самым интересным в сегодняшней беседе. Поможет нам в этом свечка, делясь друг с другом частичкой душевной теплоты. (свеча по кругу).

  • Угощение морсом.

Это волшебный напиток с каждым глотком придаёт уверенность, терпение, выдержку! (родителей угощают заранее приготовленным морсом – это придаёт непринуждённость, раскрепощённость атмосфере общения)

Рекомендации родителям.

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что г\а дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  • Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  • Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя»
  • Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять каждый день (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.), но ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём с ребёнком его успехи дома и в саду. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, успехи в д\с, выполнение домашних заданий.
  • Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной прогулкой)
  • Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, г\а дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  • вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечения вашего внимания. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими детьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  • подчёркивайте чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  • Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые отвлекали бы его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, эспандеры, коврики, гантели)
  • создавайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов, фотографий.
  • избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  • Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к потере самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  • Развивайте у него сознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как сделать что-то, пусть посчитает от 10 до 1.
  • Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
  • Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
  • Воспитывайте у него интерес к какому-либо занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали бы его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть нагрузка на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятии не испытывает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы....

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

«Гиперактивный ребёнок в детском саду»

рекомендации родителям как общаться с гиперактивным ребенком...

Консультация для родителей на тему: «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у д...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми....