Сообщение к педагогическому совету «Организация коллективного труда и формирование коллективизма в совместной деятельности старших дошкольников и воспитателей»
материал (старшая группа) на тему

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания детей: формирования настойчивости и целеустремленности, понимания необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, положительных взаимоотношений в процессе коллективной трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organiz._kollekt._truda_2012g.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ № 2316 ЮВОУО

Старшая  группа №5

Сообщение

к педагогическому совету

«Организация коллективного труда и формирование коллективизма в совместной деятельности старших дошкольников и воспитателей»

                                        (из опыта работы)

                               Подготовила  воспитатель: Шрамкова Г.Д.

г. Москва
апрель 2012 г

       Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания детей: формирования настойчивости и целеустремленности, понимания необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, положительных взаимоотношений в процессе коллективной трудовой деятельности.

       Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. 

       Труд  влияет на  взаимоотношения детей. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее  взаимоотношения в коллективе.

        Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний.

Коллективизм -  нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.

Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у детей из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

В процессе совместной деятельности дети учатся договориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий нас - воспитателей, социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.

       Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

 - коллективная деятельность детей;

 - совместные переживания;

 - сплоченность коллектива работников детского сада.

Со временем,  рядом с понятиями ( «я», «мне», «мое»),  появляются понятия («мы», «нам», «наши»). Вот примеры из жизни группы, из которых видно, как дети постепенно начинают понимать, как «я» перерастает в «мы».

        Мне нужно было посетить группу№3  с целью проверки знаний по трудовому воспитанию,  я решила это сделать  в процессе обмена знаниями между детьми наших групп и пришла к ним в группу со своими детьми.  Дети нашей группы не сразу смогли организоваться, собраться, достойно отвечать, задавать вопросы  после  шквальной атаки знаниями детей 3 группы.

   Это посещение, я думаю, имеет огромное значение, т. к. дети сравнили свои знания, узнали, на какой ступеньке знаний стоят их сверстники.  Это посещение зажгло огонек  стремления к знаниям, задело самолюбие каждого, сплотило детей группы.

  Некоторые дети из нашей группы увидели, убедились сами,  что  по некоторым вопросам их знаний было недостаточно для беседы.  Мнение о группе складывается по большинству ответов. Быть первым – это не значит только баловаться больше всех, привлекая к себе внимание.

      Дети были под впечатлением посещения несколько дней.  Полезно будет в будущем организовать между группами КВН, это будет способствовать сплочению детского коллектива, стремлению к знаниям.

      При подготовке к конкурсу чтеца  у детей появились общие интересы, которые их сплотили, увлекли, дети группы были первыми, кто  слушал и  оценивал чтение, делал прогноз на итоги конкурса.

    В конкурсе принимали участие не только дети,  владеющие актерскими данными,  правильной речью и хорошей  дикцией, но и дети, казалось бы безнадежные в этом направлении. Однако,  благодаря индивидуальной работе, подбору стихотворений,  результат оказался замечательным.  Вова Н.,  Андрей П., Аза и Мира Д. поверили в свои силы, думаю,  что они с уверенностью будут браться за любое дело. Жалко, что приняли участие не все дети группы.

   Конкурс не оставил детей равнодушными, переживали по - разному:  были слезы, радость за победителя,  а победитель, глядя на это,  всем предлагал посмотреть книгу, которой его наградили.

   Он готов был поделиться с каждым и успокоить детей, даже чувство радости от победы у него на время померкло. Это говорит о том, что  чувство коллективизма в группе есть.

   Я сразу побеседовало о  прошедшем конкурсе, о том, как замечательно рассказывали дети других групп, как нам было их приятно слушать, принимать участие самим.

Рассказала детям о том, что  победа и неудачи стоят рядом. Так бывает в жизни, чтобы побеждать, нужно много трудиться.

    Ситуацию выровняли: беседа, вручение в группе шоколадных медалек, а потом вручение  грамот об участии в конкурсе.

         Чтобы организовать  коллективный труд  детей в группе нужно  поделить их на звенья, выбрать звеньевых с этой целью я провела следующую предварительную работу.

       Наблюдала за детьми группы,  за характером их взаимоотношений и мотивами общения в играх, в труде, на занятиях, во время дежурств, за выполнением детьми поручений, за отношением к окружающим предметам, людям.

      Обратила внимание на то,  что поручение,  данное одному,  вызывает желание выполнить  его у многих и возникают конфликтные ситуации. Часто это бывает не проявлением здорового азарта, а следствием проявления эгоизма или недисциплинированности. Бывают и такие случаи, когда у детей  нет желания выполнить поручение или трудиться.

     Не всегда симпатии и  мнения  партнеров по труду совпадают,  я  разрешила объединяться детям в пары для  разных видов труда по их желанию  на основе взаимного интереса друг к другу (симпатий).  Учим работать дружно, помогать друг другу, уступать, учиться друг у друга, слышать и слушать других, советоваться при необходимости, уважать желания других, уметь сдерживать себя, контролировать свое поведение, не мешая своим поведением другим, уважать окружающих людей.

      Известно, что сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо  разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовываются детьми в собственной практической деятельности.           Накопленный опыт согласования действий дети переносят в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение,  получают определенные представления об особенностях работы в коллективе. 

     Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

       В качестве эксперимента я решила предложить детям выбрать себе партнера для выполнения совместного рисунка – роспись  кувшина. Формирование некоторых пар для меня оказалось неожиданностью, но результат сотрудничества оказался положительным.

       Перед началом работы я объяснила, что сначала нужно обсудить вместе, что они будут рисовать, из каких элементов будет состоять узор и как его разместить на форме кувшина.    Не все дети сразу поняли задание. Некоторые просили кувшин еще один для себя, многие были недовольны, что один из них начал рисовать сам и не посоветовался, но в основном дети мирно разговаривали, обсуждая узор,  и  рисовали. При анализе авторы росписи выходили вместе и рассказывали о своем замысле, многим рисовать вместе понравилось (рассказы детей).

Андрей Павлин и Илья Грачев.

Мы решили раскрашивать фиолетовым цветом. Андрей придумал черные пятна, чтобы было как пантера, а я солнышко нарисовал, красное потому, что скоро оно будет садиться. Он у нас называется -  кувшин – пантера.

Мира и Ксюша.

Я задумала, что будет красиво, если все цветы. Мы просто тяп – ляп и все, получилось красиво. Я говорила ей, что надо раскрасить по ходу рисования такие цвета (Мира).

Соня и Максим

Я говорила: «Давай, радугу нарисуем, он не согласился, потом решили нарисовать таких замечательных бабочек, травку».

Мы подумали и придумали: сделать живую природу (Андрей)

    В этих маленьких детских рассказах мы видим процесс выработки совместных творческих решений.

      Для выяснения взаимных симпатий, взаимоотношений в группе я  провела с детьми игру «Секрет», в основу которой положена методика,  рекомендованная психологом Я.А.Коломенским «выбор в действии».
     Перед началом игры я давала каждому ребенку инструкцию: «Сейчас я дам тебе три игрушки (домино).  Ты можешь положить их тем детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить на стол и тем детям, которых нет сегодня».

     В результате этой игры выяснилось:   «Звезды» группы, они в группе пользуются особым авторитетом, получивший 7 выборов  в группе 1 человек. «Предпочитаемый» - член группы, получивший 4-6 выборов,  в группе таких 7 человек;  «Оттесненный» - член группы, получивший 1-3 выбора, таких в группе 8 человек. «Отверженный» - член группы, не получивший ни одного выбора, таких в группе нет.  Взаимовыбора нет у 12 человек.

    Чтобы узнать мотивы выборов, я побеседовала с каждым ребенком.

На вопрос: как ты думаешь, почему лидер получил больше всех выборов? Я получила вот какие ответы:

   он заслуживает, он слишком добрый, хороший, он неплохой, не злой, вежливый, умный, красивый, порядочный, пятерочный, хорошо себя ведет, трудолюбивый, честно играет, он здоровый, большой.

Вывод: в шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

 - Это здоровые  ростки коллективизма, основной мотив выбора в данном случае – нравственный (игровой, трудовой)

       Это небольшое обследование детей в игровой форме показало, что ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений принадлежит воспитателю, что сама по себе группа не будет дружной. Воспитатель направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий  в достижении общего результата.

      Учитывая склонность детей к подражанию, нужно  поощрять их стремление научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.

      Проведенная работа помогла  в формировании звеньев для коллективного труда, в выборе звеньевых.

Звено №1 Ксюша, Аза, Мира, Илья,

звено №2 Соня, Кира, Настя, Кирилл,

звено №3 Влад, Вова Ж., Андрей,

Звено №4 Максим, Вова Н., Левон, Гоша.

       В старшей группе еженедельно со второго полугодия организуется коллективный труд всей группы, в нашей группе по пятницам во второй половине дня.  Его цель — формирование у детей желания и умения трудиться вместе, осознавать свою работу как часть общей.     В своей работе мы стараемся формировать у детей правильное представление о труде, подвести их к понятию, что труд не развлечение, он требует определенных усилий, овладения навыками и умениями. Поэтому стараемся постоянно, а не от случая к случаю обеспечить участие детей в труде.
   
     Виды труда самые разнообразные: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки; стирка кукольного белья, уход за растениями, за рыбками; труд на участке (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице), в цветнике, на огороде; дежурство по столовой, по занятиям, по уголку природы и т.д.

              Методика руководства коллективным трудом всей группы заключается в следующем: сначала воспитатель ставит перед группой общую цель (надо убрать комнату, участок и т. д.), разъясняет значимость предстоящей работы. Затем он определяет содержание труда каждой из 3—4 подгрупп (звеньев) детей, напоминает о необходимости распределения обязанностей между ними, предлагает удобно расположить заранее подготовленное оборудование и начать работу. Звено  должно включать не более 3 – 6 человек, чтобы легче  было  договариваться и решать всякого рода вопросы, возникающие в ходе работы

           В первое время педагог сам называет все дела, которые надо выполнить и  распределяет работу между звеньями, чтобы каждое звено научилось выполнять все дела.  А позже предлагает звеньям вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь.

  Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ,  упражняется в показанных приемах, тем самым приобретая устойчивые навыки.

     В   организации   коллективного    труда    детей    выделяются    три последовательных этапа:

 -   распределение предстоящей работы между  участниками;

 - выполнение детьми разных  заданий;

 -   обсуждение   результатов   трудовой деятельности.

 Каждый из этих  этапов  имеет  свои  задачи,  решение  которых требует своеобразных методов руководства детьми.

       Во время распределения детьми между собой работы воспитатель руководит их действиями, в процессе распределения общего  дела он решает несколько задач:

     -   учитывает трудоемкость разных работ, с тем,   чтобы  у  каждого  ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в  одно  время  закончили свои задания;

    -    организует труд детей так, чтобы каждый  ребенок  упражнялся  во  всех видах труда, выполняемых группой;

    -    продумывает  расстановку  детей   таким   образом,   чтобы   рядом   с нерешительным  ребенком  оказался  самостоятельный,   уверенный,   рядом   с неумелым - умелый и т. д.;

     -   учитывает задачи воспитания, которые следует  решать  по  отношению  к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно  доброжелателен,  объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

      С точки зрения  детей,  есть  более  и  менее  интересные  дела.  Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения  которой  они  владеют  в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений,  и  они стремятся  получить  это  задание;  третьих  пугает   сложность   каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

      Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети  не  имеют достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога,  между  ними могут возникать споры и конфликты.  Перед  педагогом  стоит  задача  научить детей договариваться между собой, уступать друг другу, предотвращать возникновение конфликтов между ними.

         И потому, распределяя работу,  воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание.  Тогда ребенок принимает задание  не  как  приказ  воспитателя,  его  волю,  а  как справедливое решение педагога, учитывающего  в  равной  мере  интересы  всех детей.

       Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда  заранее договариваются,  кто  какое  дело  будет  выполнять,   распределяют   работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное  выполнять по  очереди.  Тогда  не  будет  никому  обидно.  А  каждое  дело   по-своему интересно.

         Воспитательные  задачи будут состоять в том, чтобы научить детей  учитывать  интересы  друг  друга,  уступать  товарищам,  разрешать  возникающие  недоразумения,  убеждать  друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного  спорного  вопроса.

         Необходимо вводить правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить,  чтобы  было  поровну,  по-товарищески,  справедливо. Именно эта сторона   деятельности  имеет  непосредственное  отношение  к воспитанию положительных взаимоотношений между детьми. 

        Когда дети начинают выполнять свое задание, воспитателю,  прежде всего,  следует обратить внимание на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее и т.д.

        Как игровой момент полезно использовать  слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть, осмотрели, все ли есть». Эту реплику удобно подать в момент, когда дети приступают к работе после предварительного обсуждения вопросов распределения работы.

       Воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,    одновременно решает  две  основные  задачи.  Он  направляет  усилия  каждого  ребенка  на достижение общей цели, обращает внимание на  затруднения,  на  своевременное окончание работы, т. е. руководит самим  процессом  трудовой  (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные  взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

          Работа, которую будут выполнять дети,  должна  представляться  им  как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее  выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

      Постепенно  меняется  и  характер  воздействий  педагога:  от   прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он  переходит  к иным приемам руководства:  контролирует,  напоминает,  обсуждает  с  детьми, насколько справедливы они были  друг  к  другу,  в  процессе  распределения, сумели мирно договориться, кто из них был  особенно  внимателен  к  просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.

     

          Старшие дошкольники деятельны, активны, достаточно организованны и самостоятельны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное.

   Это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать.

    Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других,  у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми.

В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.

    Что же привлекает детей в совместной работе с взрослыми, что активизирует подражание труду взрослых, вызывает желание трудиться? Взрослые, ловко и быстро выполняющие более трудную работу, импонируют детям своей умелостью, вызывают у них восхищение. О них дети с гордостью говорят: «Все умеют». На глазах у детей происходят чудесные преобразования: начинает сверкать стекло; сломанные стульчики, тележки, куклы в ловких руках становятся как новые, взрослые делают интересные поделки и т. д.

     У детей возникает желание овладеть всеми этими умениями. Совместная работа более результативна, так как несовершенные еще усилия детей сочетаются с умелостью взрослого. Такая совместная работа всегда выше по своему качеству, чем та, которую делают одни дети. Дети испытывают радость и от достижения результата, и от его хорошего качества, у них формируется положительное отношение к труду, желание трудиться. Такой труд, в котором легче преодолеваются трудности, воспитывает у детей уверенность в своих силах. Большое значение имеет также эмоциональный тонус трудовой деятельности взрослого. Когда взрослый трудится с удовольствием, то и детей тянет к такой работе (уборка снега, листьев, весенние работы на огороде, в цветнике, уборка групповой комнаты  и т.д.). 

      В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду.

      На ступени старшего дошкольного возраста дети уже способны к элементарному пониманию общественной пользы своего труда.

       Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми,  и получают удовлетворение от того, что и они что-то вносят в общее хозяйство детского сада, помогают взрослым ( в нашей группе дети помогают Т.Т. складывать бумажные  салфетки, принимают участие в  уборке групповой комнаты, в  смене чистого белья (разносят по кроватям), с удовольствием при необходимости закручивают шурупы в столах, вытирают  стульчики, нравится детям выполнять функцию воспитателя, подражая в словах и действиях (закрыть дверь ключом, подсчет лопат, лыж, наличие выносного материала,  руководство подвижными и  сюжетно – ролевыми играми детей,  делать детям замечания, но не все могут контролировать свои поступки).

      Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет созревать психологическая готовность к труду.

      По окончании работы воспитатель обсуждает итоги коллективной работы, побуждает детей к активному обсуждению трудовой деятельности.

      Его задача состоит  в том,  чтобы  на  конкретных  примерах  показать  преимущество  коллективного труда (каждый потрудился немножко -  вместе много  успели сделать).

      Обращаясь к детям, он задает  им  вопросы:  «Что  мы  с  вами  успели

сделать?  Как мы  вместе трудились?  Как  изменилась  после  уборки  наша  группа?»

Как вы понимаете выражение из стихотворения В. Маяковского: «Чего один не сделает — сделаем вместе!»

        Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе  и дружно, дети  сделали  много  хороших  дел.  Оценивая  качество  работы,  он приводит в пример настойчивых,  старательных  детей,  тщательно  выполняющих свое дело. Вместе с  тем  выражает  уверенность  в  том,  что  каждый  может работать так же хорошо.

      При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель  отмечает,  такие поступки, как стремление помочь товарищу.

             Наряду с  обсуждением  положительных  примеров воспитатель   указывает   на   недостатки   в   работе   детей   в   мягкой,  доброжелательной форме, выражая уверенность в  том,  что  дети  поняли  свои ошибки.

      Обсуждение работы детей занимает не более 3—4 минут, но  оно  имеет большое воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей. 

                           

         Зная, что работа каждого будет  обсуждаться сверстниками,  дети  начинают  активнее   трудиться,   контролировать   свои действия. Они стараются напомнить товарищам  по  труду  о  качестве  работы, оказать помощь, если потребуется.

     В результате систематического участия в коллективной трудовой деятельности,  к моменту перехода в подготовительную к школе группу  у детей должны быть сформированы некоторые навыки коллективной деятельности:

  • умение обсуждать со сверстниками вопросы распределения общего задания (согласовывать свои желания с желаниями товарищей);
  • умение организовывать общую деятельность: подбирать необходимое оборудование, удобно располагать его в нужном порядке;
  • умение тщательно, добросовестно, не отвлекаясь выполнять свое задание, осознавая ответственность за свою работу перед коллективом сверстников;
  • умение оказывать помощь товарищам в процессе общей работы.                         

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.,2003 г.
  2. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М: Политиздат, 1990. – 415с
  3. Семенека С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М, 2003 г.
  4. Шипицина Л.М. Азбука общения – С-Петербург, 2002 г.

            5. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение,

                1974 г

            6. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском

                   саду», М. Просвещение, 1987 г.

            7. Ядешко В. И.,  Сахина В. А. – «Дошкольная педагогика». Раздел:

                 «Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста"

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Семинар по теме: «Детская дума-форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников».

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО-создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, педагоги должны использовать разные формы работы с детьми. Это могут быть не только игры и д...

"Детская дума-как технология социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников"

Детская дума является продолжением идеи организации детского совета, которая была предложена авторами программы И.Е. Федосовой, А.И. Бурениной, Л.С. Свирской и др. Цели "детской думы": сформ...

Педагогический совет «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»

Сценарий педагогичексого совета на тему «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»...

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...