Работа с коллективом
план-конспект занятия

Воробьева Евгения Васильевна

Конспекты семинаров-практикумов, мастер-классов,  деловых игр, проводимых с педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

» «Десять ошибок в воспитании ребенка» Педагог-психолог МБДОУ ДС № 7 «Жар-птица» Воробьева Е.В.

Слайд 2

Ошибка первая. Обещание больше не любить "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить" Мнение психологов: Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

Слайд 3

Ошибка вторая. Безразличие "Делай что хочешь, мне все равно" Мнение психологов: Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".

Слайд 4

Ошибка третья. Слишком много строгости "Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная" Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости . Лучше сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

Слайд 5

Ошибка четвертая. Детей надо баловать "Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам" Мнение психологов: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. В от один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну: "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу"

Слайд 6

Ошибка пятая. Навязанная роль "Мой ребенок - мой лучший друг" Мнение психологов: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными

Слайд 7

Ошибка шестая. Денежная "Больше денег - лучше воспитание" Мнение психологов: Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Слайд 8

Ошибка седьмая. Наполеоновские планы "Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс" Мнение психологов: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Слайд 9

Ошибка восьмая. Слишком мало ласки "Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка" Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

Слайд 10

Ошибка девятая. Ваше настроение "Можно или нет? Это зависит от настроения" Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".

Слайд 11

Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка "К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя" Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Слайд 12

Памятка родителям от ребенка Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» н «нытиком». Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать вас использовать в качестве прислуги. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду боятъся еще больше. Покажите мне, что такое мужество. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Семинар

 «Психологические аспекты использования технологии проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Воробьева Е.В., педагог-психолог

       В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

     Основная задача дошкольного учреждения – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность.

     Целью является – побуждение у ребенка интереса к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

    Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

    В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

    Проблемное обучение заключается в создании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и педагогов, при оптимальной самостоятельности детей и под общим управляющим руководством педагогов, а также в овладении дошкольником в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

   Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  1. Сформировать у детей необходимую систему знаний, умений, навыков.
  2. Достигнуть высокого уровня развития дошкольников, развитие способности к самообучению, самообразованию.

   Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности дошкольников, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить одну из целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

    Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

Технология проблемного обучения это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

  1. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).
  2.  Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).
  3. Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности.

  Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности, приводящее к развитию творческого потенциала личности дошкольника. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

    В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

-   процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

- условиями развития мышления является приобретение новых знаний  путем решения проблемы;

- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

    Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние дошкольника, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоение новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.

   Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1.Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте,

различных наглядных средств, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий.

Например:  

  1. научный факт «Все планеты вращаются вокруг солнца». После полученного представления о солнечной системе у детей может возникнуть вопрос или специально создать ПС «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

  1.   Чтобы сделать стекло, люди используют песок.

ПС: «Стекло прозрачное, а песок нет. Как такое возможно?»

  1.    Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?
  2. • Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

 

2. Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

1.    Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)

- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло.

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

2.    ПС: лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».

3.    Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.

– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?

Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.

  

4.    Математика. Детская проблема: Нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.

- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).

3. Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

1.       ПС: «Почему варежки мокрые?»

- Какое время года на улице? (зима)

- Мы видели на прогулке воду?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

  

2.      ПС: «Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?»

 

3.ПС: «У всех птиц есть крылья, но почему не все летают?».

(Постановка гипотез, познавательно-исследовательская деятельность)

 

4.      После чтения сказки «Морозко» детям задается вопрос:

- Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся: да – нет. Объясняют почему.

ПС: «Трава под снегом замерзает или нет?»

На прогулке проводится опыт с термометрами. Один термометр закапывают глубже в снег, другой – вешают на ветку дерева. Сравнивают температуру и выясняют, что температура под снегом выше. Также раскапывают снег, чтобы выяснить: осталась трава под снегом или нет.

  

5.      Чтение стихов и загадок о морозных узорах на стекле.

ПС: «Откуда появляются на стекле узоры?»

 

 6.     ПС: «Все ли медведи спят зимой?»

Возникает при сравнении белого и бурого медведя, их образа жизни, приспособленности к условиям. Белый медведь в спячку не впадает.

  

4. ПС можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

 

1.      При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в  пустыне?»

 

2.      Из практики: дети представляют «бутончик» как «батон». Выясняем, ищем информацию, что такое «бутончик» и «батончик».

 

5. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

 

1.      ПС: «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?»

- Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

  

2.      ПС: «Что быстрее в тепле растает: снег или лед?»

Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем.

Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»

  

11.  При чтении сказки «12 месяцев». Побуждаем выдвигать гипотезы на проблемный вопрос: «Могут ли встретиться сразу 12 месяцев. Почему?»

 

Правила создания проблемных ситуаций

Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

  1. Перед дошкольником должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

-  задания основываются на тех умениях и знаниях, которыми владеет дошкольник;

-  неизвестное, которое нужно открыть, состовляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

2. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом материале.

3. Предполагаемое ребенку проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

4. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

     В качестве проблемных заданий само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Возникшую проблемную ситуацию должен формировать воспитатель путем указания ребенку на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки проблемного обучения

-  Проблемное обучение всегда вызывает затруднение у воспитанников в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении;

-  Разработка технологии проблемного обучения требует от воспитателя педагогического мастерства и больших затрат времени.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство решения психологических проблем дошкольников»

Цель: развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.

Задачи:

  • познакомить педагогов с театральной деятельностью, как эффективном методе работы с детьми;
  • включение в групповое взаимодействие;
  • поддержка и развитие творческого самовыражения;
  • снятие напряжения;
  • гармонизация внутреннего состояния.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования. Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения психологической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театральная деятельность позволяет решать многие психологические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального, эмоционального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии, сопереживания, коммуникативности, нравственности, воспитание творческой личности в ребенке. 

Театрализованная деятельность позволяет справиться с психологическими проблемами детей, такими, как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, неадекватная самооценка, нарушения поведения и другими.

В работе также психотерапевтические сказки, направленные на коррекцию определенных особенностей детей. Такие сказки я придумывать самостоятельно, вместе с детьми, либо находить в литературе.  

В  работе с детьми можно использовать разнообразные виды театрального искусства: кукольный, теневой, драматизацию.

Ширма в театральной деятельности играет роль психологической защиты для застенчивого ребенка. В группе сверстников, на занятии, при общении со взрослыми застенчивый ребенок робеет, не способный выговорить и слова, но стоит ему попасть за ширму театра, остаться наедине со сказкой, ребенок раскрывается, рассказывая свою жизненную историю, становится более свободным, не боится осуждения, укоров,  не боится быть не понятым, речь становится более яркой, ровной и громкой.

К тому же театральная деятельность– может сплотить  детский коллектив, в котором находятся дети, помогать друг другу, сопереживать, вместе справляться с проблемами и заботами, дружить.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Раскрепощающие игры и упражнения

«Угадай эмоцию»

   В этом упражнении  важнее всего замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. и тем более изображать какие либо эмоции. Поэтому взрослый должен взять на себя активную роль и подать ребенку пример. Сперва можно сыграть вдвоем, затем когда ребенок уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру остальных детей.

Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, гнев, ярость, возмущение)

«Изобрази животное»

Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц.  Такие игры помогут ребенку не только раскрепостится, но и лучше понять других людей.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали -покажем»

Задача этой игры показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделить на команды.

«Пантомимические сценки»

Ведущий рассказывает ситуации, а ребенок изображает ее пантомимой. Ситуации должны быть не сложными и эмоционально окрашенными. Например,

   «Мальчик катается на каньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживает слезы, вспомнив о том , что мальчику следует быть мужественным, и даже пытается улыбнуться. Хотя это очень тяжело»

   «Ребенок замечает на тарелки фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, ото она будет сердится, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обелда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится- оказывается на тарелке лежал лимон » (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше.)

«Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он с ней обьясняется жестами, потому что бубушка ни чего не слышит. Чем старше ребенок, тем задание для него должно быть сложнее, например, для ребенка 4 лет достаточно просто показать где лежат очки бабушки, а для ребенка постарше уже можно изобразить и сами очки, и то что они сломались, так как кто то на них сел. Например,

Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал?

Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?

Внук поднимает большой палец квверху – отлично.

Бабушка: Почему ты хромаешь?

Внук машет рукой: пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, все-таки… Ты упал?

Внук показывает без слов, что он ловил мяч и упал, расшиб коленку. Ему было больно, но он не подал виду.

Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений

«Царевна Несмеяна»

Один игрок изображает Царевну Несмияну, а остальные , как умеют пытаются ее рассмешить ( можно пантомимикой, можно словестно). Тот кому это удастся, сам становится Царевной.

«Зоопарк»

Взрослые могут быть посетителями зоопарка, ведущий –ребенок (экскурсовод),  а дети животными. Необходимо детям дать время на подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с экскурсоводом, который попытается приготовить смешные пояснения. Когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.

«Фанты»

В этой игре, необходимо, чтобы было как можно больше юмора. Стеснительному ребенкупри малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укорять за его робость, а то веселая игра станет для него очередным источником переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать, в записках могут содержаться просьбы изобразить. Обезьяну, льва, ворону, дятла, Бабку-ежку, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, рассерженную маму, пирата, лунатика и др.

Застенчивость перед взрослыми.

«Нарисовать фигуру»

 Играть нужно минимум в четвером.

Один из игроков рисует на спине другого какую либо фигуру, а второй должен ее изобразить, чтобы присутствующие догодались о чем идет речь.

«Передай рисунок»

Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете, а рисуете. Получив рисунок , полследний в цепочке называет в слух полученное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным задуманным вариантом. Задача взрослого создать веселую, непринужденную остановку.

«Доверяющее падение»

В игре участвуют один взрослый и несколько детей. Задача- упасть спиной на руки к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно усложнить правила. Очко получает тот, кто упадет не оступившись, не согнув ноги. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

Застенчивость перед детьми.

«Что бывает зеленым?»

Ведущий задает вопрос «Что бывает таким то?» (цвет, форма, вкус и т.д.). Когда ребенок освоил игру, можно усложнить с помощью времени.  Когда стеснительный ребенок привыкнет быстро отвечать на вопросы, введите игру мяч. Теперь задавая вопросы вы будете бросать мяч, а они должны вместе с ответом прислать вам мяч обратно.

К данной проблеме подойдут такие игры как «Сьедобное-несьедобное», «Слова»,  «Фотограф», «Сочиняем рассказ»

«Сочиняем рассказ»

Первый игрок произносит фразу, например, «Был холодный, ненастный день.» Остальные продолжают.



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания «Доверие»

 

Цель:

  • знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, определение своего отношения к профессии;
  • анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
  • анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста;
  • снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

  • Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
  • Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
  • Бумага А4 (белая и тонированная)
  • Кнопки, скотч, ножницы

 

То, что мы с Вами определили цвет настроения в начале тренинга, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

1. «Что общего».

Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

5. Упражнение «Чувство»

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

6. Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

играю со своими детьми читаю, лежа на диване работаю в саду. Второй список может выглядеть так: играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д. встречаюсь с друзьями смотрю телевизор.

7. Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

8. Психологическая поддержка и обратная связь.

Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

9. Притча.

Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

История-напутствие

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Мастерство и знания имеют свою цену

Вот эта притча.

Она называется «Знание дорогого стоит».

«У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток. Один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянул на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!»

 «Дорогой друг,- сказал мастер, - за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».

10. Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Из опыта работы педагогического коллектива по оздоровлению детей ДОУ.

В статье обобщен опыт работы педагогов  по оздоровлению детей, посещающих ДОУ.  Укрепление и сохранение здоровья дошкольников  -  одна из важнейших задач физкультурно-оздоровительн...

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс

 Взаимодейтсвие с родителями очень сложный и трудоёмкий процесс. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия до...

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»...