Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Семицветик»
статья (подготовительная группа) на тему

Лагода Инна Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положения Стандарта развивающая предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной и безопасной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развивающей

предметно-пространственной среды в группе №7 «Семицветик»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положения Стандарта развивающая предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной и безопасной. Содержание образовательной программы должно обеспечить развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей – образовательных областей:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

Художественно-эстетическая;

- физическая.

Виды деятельности дошкольников (игра, общение, познавательно-исследовательская и другие) в пределах каждой общеобразовательной области реализуются в нашей группе на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.

Создавая соответствующую среду я ориентировалась на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами воспитанников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно-ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.

Наполнение развивающей среды подбиралось таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной област, в том числе на интегративной основе.

Групповая ячейка состоит из помещений: приемная, игровая, спальни, туалетной комнаты. В приемной имеется уголок для родителей и информационные стенды, куда помещается полезная консультативная информация, творческие работы, демонстрирующие достижения воспитанников, папки-передвижки. В приемной размещены детские шкафчики, банкетки.

Интерьер группового помещения отличается своей индивидуальностью и творческим подходом к его организации.

Предметно-пространственную среду я организовываю по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создаю условия для общения со сверстниками.

В группе создала различные центры активности:

«Центр познавательного развития» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты) ; Это дидактические, развивающие и логико-математические игры (игры Никитина «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»), направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает? », «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия». Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Так же мною были изготовлены игры с использованием нестандартного оборудования:

- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму, размер)

- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них,

- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам («Подбери по форме», «Подбери по цвету»).

Для формирования у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, я создала «уголок природы и экспериментирования». В уголке природы размещены растения, позволяющие дошкольникам овладевать программой по данному направлению, так же в уголке природы находятся:

- «календарь природы»,

- подборки иллюстраций по временам года.

- подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях, животных, насекомых, птицах, энциклопедии для дошкольников.

«Центр художественно-эстетического развития» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют, используя следующие материалы:

- мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки,

- бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки,

- шаблоны, трафареты на различные темы,

- раскраски, альбомы, бумага,

- различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги,

- печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров, карандаши цветные, кисти, фломастеры,

- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста,

- цветная бумага, картон, клей, ножницы,

- дидактические игры

- карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов.

- книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок, альбомы с образцами Хохломской, Гжельской, Городецкой росписей.

Так как детей привлекают мир звуков и мир музыкальных инструментов, я особое внимание уделила оснащению музыкального уголка в группе – в него вошли:

- музыкальные инструменты (шумовые, металлофон, барабан, треугольник)

- маски

- атрибуты для театрализованных игр

- ширмы разных размеров, коробки с предметами, куски ткани, платки платья, шляпки, элементы костюмов

- иллюстрации по слушанию, пению

- фланелеграф, мягкие игрушки

- куклы среднего размера

- разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы)

- разные виды театров (настольный, перчаточный, пальчиковый, на кружках, теневой, плоскостной, кукольный)

- дидактические игры

- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы, пальчиковый театр.

Таким образом, я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умст-венных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.

«Центр социально-коммуникативного развития», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

Предметно-игровую среду строю так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые (строительство дома, доктор, школа, общественные (праздники, путешествия).

В группе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Для удобства большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого у меня в группе имеется зеркало, парички из ниток, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого я поместила в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности

«Центр речевого развития» обеспечивающий речевое развитие дошкольников. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке поместила познавательную литературу, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, способствующие формированию коммуникативных навыков. Книги расставила по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.) А так же альбомы загадок, рассказы, стихи, сказки, иллюстраций к сказкам.

Для формирования всех компонентов речи имеются следующие игры и пособия:

- набор предметных, сюжетных картинок по всем лексическим темам;

- набор сюжетных последовательных картинок;

- игры для развития дыхания, воздушные шарики «Забей в ворота мяч», «Ветерок», «Бабочки»;

- комплексы пальчиковой гимнастики;

- артикуляционная гимнастика;

- предметные картинки на все группы звуков;

- «Лото-логопедическое»;

- подборка чистоговорок, поговорок, скороговорок на «свистящие», шипящие и саноры;

- загадки, небольшие рассказы для пересказов;

-раздаточный материал для звукового анализа и подготовке к обучению грамоте, таблички с буквами, материал для закрепления в речи предлогов, прилагательных, числительных, существительных, глаголов;

- игры «Скажи наоборот».

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группе имеется гербы и флаги станицы, района, края, страны, фотоальбомы, литература кубанских авторов.

«Центр физического развития» обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только те оборудования, которое вызывает у детей интерес в данный период времени: кегли, мячи и шары из разных материалов, с разными наполнителями; обручи малые и большие; длинные и короткие шнуры и скакалки, кольца. Игры на развитие ловкости, меткости, общей и мелкой моторики («Кольцебросы», «Мячи-ежики»).

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада, так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающую предметно-пространственную среду на участке своей группы я организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, организовываю все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей. Игровой участок разбила на зоны: зона наблюдения, игровая зона и двигательная зона, где есть необходимые оборудования для игр (наборы для игр в песке, спортивное оборудование, дидактические, развивающие игры, мини-библиотечка, наборы красок, карандашей, наборы трафаретов по лексическим темам, наборы деревянных и пластмассовых конструкторов, лейки, лопатки, грабельки для ухода за растениями на участке).

Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

Большое значение я придаю эстетическому оформлению своего участка, так как считаю, что это способствует развитию восприимчивости ко всему прекрасному в жизни, эмоциональной отзывчивости к нему, гармоничному развитию ребенка.

Таким образом, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Первичное жизненное пространство, среда обитания становятся основой личности, формирование детьми  представлений о себе. Восприятие среды влияет на представления о себе и о мире, которые реализуются в определенном людьми поведении.

Оказываемое средой влияние – основа формирования этнокультурной идентичности, патриотизма. Окружающая среда помогает ребенку ориентироваться в социальном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.       Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста ор­гани...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Отчет об особенности развивающей предметно-пространственной среды детского сада и спортивных уголков в группах

Отчет об особенности развивающей предметно-пространственной среды детского сада и  спортивных уголков в группах...

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей со сложной структурой дефекта (маркеры пространства)»

   Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта осуществляется в разных видах деятельности.     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ...

Справка об особенностях развивающей предметно пространственной среды группового помещения средней группы

Справка об особенностях развивающей предметно пространственной среды группового помещения средней группы...

презентация "Особенности развивающей предметно – пространственной среды в старших и подготовительных группах"

В презентации представлены современные требования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии c ФГОС....

Особенности развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОУ

Формирование РППС как условие реализации образовательных программ ДОУ, ее моделирование и паспортизация по функциональным модулям. Организация РППС в соответствии с образовательными областями. Уучасти...