Проект "Осень в музыке, литературе, живописи"
проект (старшая группа) на тему

Гимельберг Анна Валерьевна

Данный проект проводится в старшей группе. Может быть адаптирован для группы средней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_proekt.docx41.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Осень в музыке, литературе, живописи».

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: групповой, межгрупповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца).

Возраст детей: старший дошкольный, средний дошкольный.

Участники проекта: дети старшей (13-й) и средней (8) групп, педагоги групп, родители.

Цель: формирование у детей представлений об осени через продукты художественной деятельности (музыкальные, художественные, литературные произведения).

Задачи:

  1. Формирование о продукте художественной деятельности как о составляющей общекультурного и социального фонда.
  2. Развитие речи, формирование социально-коммуникативных, художественно-эстетических, физических и познавательных компетенций через знакомство с продуктом художественного творчества.
  3. Побуждение детей к созданию предметов художественно-эстетической направленности.

Предполагаемые итоги проекта:

  1. Развитие компетенций по пяти образовательным областям.
  2. Включенность детей и родителей в художественно-эстетический дискурс.
  3. Формирование заинтересованности детей и родителей в пополнении ПРС группы продуктами художественно-эстетической деятельности.
  4. Развитие  компетенций АХТ.

Разработка проекта:

  1. Донесение важности выбранной темы.
  2. Создание развивающей среды (полотна, репродукции тематических полотен, подбор тематических текстов, музыки, мультимедиа).
  3. Подбор материала для продуктивной деятельности; упражнений на развитие дыхания, пластики, мелкой моторики.
  4. Составление перспективного плана мероприятий.

Выполнение проекта.

Речевое развитие.

Для организации мероприятий по данной образовательной области необходима консультативная работа с логопедом.

  1. Составление рассказа-описания по картинам, музыкальным произведениям.
  2. Пальчиковые и артикуляционные  гимнастики «Осень», «Дождик», «Паучок», «Хлебушек душистый» и др (см Приложение)
  3. Пополнение словарного запаса метафорическими оборотами, эпитетами; формирования навыка создавать синонимические, антонимические ряды; включение в словарь слов, характеризующих настроение, внешность, характер, чувства.

План мероприятий по речевому развитию.

Мероприятие

1 неделя

Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеев.           

 Цель: учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогать выразительно, с естественными интонациями; читать стихи; продолжать учить отвечать на вопросы; развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные; развивать интерес и любовь к художественной литературе.

2 неделя

Беседа по мультфильму по сказке Г.Х.Андерсена «Как девочка на хлеб наступила». Цель: развитие речевых компетенций; составление синонимичных-антонимичных рядов; формирование эмоционально-ценностного компонента

3 неделя

Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Цель: систематизировать знания об овощах и фруктах, учить отличать их друг от друга.

4 неделя

Я в лесок пойду, я грибок найду. Цель: расширение словарного запаса путем включения новых понятий – названия грибов; составление подробного описательного рассказа.

5 неделя

Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса».

Цель: познакомить детей с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать  речь через чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями

6 неделя

Пересказ В. Бианки «Синичкин календарь». Цель: развитие навыков пересказывания по опорным картинкам.

7 неделя

Составление рассказа-описания птиц. Цель: обогащать  речь через чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями; учить рассказывать по схеме.

8 неделя

А.Фет «Ласточки пропали». Заучивание стихотворения Цель: познакомить детей с новым стихотворением; учить его наизусть, учить отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание, память, интонационную выразительность

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Сюжетно-ролевые игры, связанные с деятельностью людей в осенний период («Мы собираем урожай», «Подметем дорожки», «Теплая одежда для дочки и сыночка», «Для нашего Алешки купим мы сапожки», «Магазин»).
  2. Ситуативные беседы о необходимости бережного отношения к животным и птицам в осенний период («Накормите птичку!», «Как помочь ежику», «Что не успела сделать белка» и т.д.).

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Создание продукта из различных материалов, в т.ч. природного.
  2. Создание продукта в нетрадиционных техниках.
  3. Побуждение к творчеству вне стен группы.
  4. Развитие чувства ритма, ощущения настроения от мелодики текста, изображения на картине.

План мероприятий по художественно-эстетическому развитию.

Рисование

Лепка

Аппликация

1 неделя

«Картинка про осень» 

Цель: учить отражать в рисунке впечатления, полученные в начале осени и от пейзажей,  выявить умения рисовать различные деревья, кусты, цветы; закреплять умение располагать рисунок на полосе внизу листа; формировать способность давать оценку своей работе и работам товарищей.

«Осенью с деревьев листья опадают»

Цель: напомнить приемы работы с пластилином. Побуждать определять тему работы и способы ее выполнения

2 неделя

1. По сказке «Колосок»

Цель:  учить рисовать сказочные образы; продолжать учить изображать фигуры животных, объединяя их несложным сюжетом; совершенствовать навыки аккуратного закрашивания цветными карандашами.

2. «Ваза с колосками» 

Цель: продолжать учить рисовать с натуры, передавая форму вазы, особенности колосков, познакомить с  понятиями «тень и полутень», отображать их  в рисунке акварелью.

Витрина хлебного магазина» Цель: развивать навыки работы в нетрадиционной технике.

3 неделя

1. «Овощи»

Цель: показать приемы рисования овощей разной формы и цвета из кругов и овалов; учить выполнять эскиз простым карандашом; закреплять приемы  рисования акварелью.

2. «Натюрморт»

Цель: напомнить детям, что такое натюрморт; предложить нарисовать натюрморт из овощей и фруктов с натуры; развивать внимание; воспитывать интерес к искусству.

«Овощи»

Цель:  закреплять умение передавать форму разных овощей ( округлую , удлиненную), лепить всей ладонью  и пальцами, закреплять приемы раскатывния и скатывания  Развивать умение , прищипывания, оттягивания.  Учить  сглаживать поверхность. анализировать  и оценивать свои работы. Учить сопоставлять форму  овощей с геометрическими формами (шар, овоид),  находить сходство и различия.

4 неделя

Ягоды рябины. Цель: развитие навыков рисования с помощью тычка и мазка.

Ежевичка.

Цель: развитие навыков аппликации в нетрадиционной технике (шарики из салфеток

5 неделя

«В мире животных». Цель: Закрепить знания детей названия диких животных  России и их сравнительные характеристики; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде; познакомить с новой изобразительной техникой – отпечатки с последующим дорисовыванием фломастером; развивать фантазию, творческие способности, интерес к нетрадиционным фтехникам формам рисования.

Медвежонок. Цель: развитие навыков работы с пластилином; коррекция поведенческих девиаций с помощью сказкотерапии

6 неделя

Рисование элементов мнемотаблицы. Цель: создание коллективной работы, показывающей жизнь животных в лесу с помощью различных техник

Коллективная работа «В лесу». Цель: развитие навыков работы с природным материалом; развитие навыков совместной работы.

7 неделя

Перелетные птицы.

Цель: учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей;

развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом;

закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Грач. Цель: закрепить представление о перелетных птицах; закрепить навыки создавать композиции из простых элементов, соединяя из путем примазывания

8 неделя

«Осенний пейзаж». Цель: познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине; научить детей видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы; научить детей нетрадиционному способу рисования «печатание листьями (цветами)»; закрепить умение пользоваться красками (гуашью); учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ; учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.); обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень»; учить красиво располагать изображение на листе.

Осенний город. Коллективная работа. Цель: создание композиции в различных техниках (мозаичная, отрывная).

Физическое развитие.

  1. Создание условий для п/игр и игровых упражнений с пособиями     и атрибутами физкультурного уголка.
  2. Подвижные игры, игровые упражнения.
  3. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна.
  4. Игра «Бабушкино лукошко»  (продукты, полезные для здоровья).
  5. Создание условий для развития пластики тела (коврики, картотека упражнений, музыка).

Познавательное развитие.

Работа в рамках развития познавательных компетенций ведется в трех направлениях: формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Примерный план мероприятий.

ФЦКМ

ПИД

ФЭМП

1 неделя

«Золотая осень, что нам принесла? – Все детишек в школу она позвала!» Цель: закрепить последовательность времен года; формировать представление о празднике 1 сентября, о его значении; мотивировать на достижение ЦО.

Помощница вода. Цель:  использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

2 неделя

«Хлеб»

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; Дать представления о труде хлеборобов, технике, которая им помогает, о том,  как растили хлеб в прошлом. Воспитывать уважение к людям, которые трудятся на полях нашей страны и края, бережное отношение к хлебу.

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

3 неделя

«Овощи и фрукты»

Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах, пользе, которую они приносят человеку. Учить отгадывать загадки; дать элементарные представления о труде людей, выращивающих овощи и фрукты, закреплять знания о заготовке и хранении овощей и фруктов, о том, что можно приготовить из овощей.

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Где теплее?

Цель:  выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убываю-

щем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный,

короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

4 неделя

Грибы и ягоды в лесу»

Цель: Познакомить детей с грибами  и ягодами, научить различать по картинкам и тем признакам, которые  приводятся в загадках и объяснениях воспитателя (как выглядят, каковы их свойства, где растут, чем отличаются ядовитые грибы от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей. Дать представления о грибах и ягодах НСО.

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их

в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

5 неделя

Пищевые цепочки в лесу. Цель: показать взаимосвязь, взаимодействие, взаимозависимость всех элементов живой природы в лесу.

Что быстрее?

Цель:  обнаружить атмосферное давление.

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами  5 и 6.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

6 неделя

«Типы экологических взаимоотношений». Цель: сформировать представление об экосистеме как о совокупности живых организмов и факторов окружающей среды.

Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).

• Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов

относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

7 неделя

Куда исчезли птицы? Цель: закреплять представление детей о перелетных птицах, причинах, из-за которых они улетают.

Разные отражения.

Цель:  понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

8 неделя

«Как изменился наш город?» Цель: систематизация наблюдений детей над изменениями, произошедшими с приходом осени; развитие познавательного интереса.

Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух

групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево

Чтение художественной литературы

  1. Пословицы, поговорки, загадки об осени.
  2. А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».
  3. Твардовский «Лес осенью»
  4. Чтение детям: И. Соколов - Микитов  «Листопадничек».
  5. Р.н.с. «Вершки и корешки»
  6. В. Сутеев «Мешок яблок».
  7. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
  1. Паустовский «Теплый хлеб»
  2. Пришвин «Лисичкин хлеб»
  3. Г.Х. Андерсен «Как девочка на хлеб наступила»
  4. Пляцковский «Урожай»
  5. В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день пахать пора…» (стихотворения)
  6. П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
  7. С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый…»
  8. Я. Аким «»Хлеб ржаной, батоны, булки…»
  9. Р.р.с. «Крылатый, мохнатый, масленный»
  1. С. Маршак «Синьор Помидор»
  2. Н. Носов «Огурцы»
  3. Л. Толстой «Корешки и вершки»
  4. К.Ушинский «История одной яблони»
  5. Дж. Родари «Чиполлино»
  6. Р.н.с. «Репка»
  7. Р.н.с. «Гуси-лебеди»
  8. Беларусская народная сказка «Пых»
  9. В. Сутеев «Мешок яблок»
  10. А. Барто «Морковный сок»
  11. С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла…»
  1. В. Бианки «Сказки-несказки»
  2. И. Соколов-Микитов «Русский лес»
  3. Н.И. Сладков «Сказки леса»
  4. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  5. В.Зотов «Лесная мозаика»
  6. Т.А.Шарыгина «Туесок брусники», «Голубая ягодка», «В лес за земляникой»
  7. В.Сутеев «Под грибом»
  8. М.М.Пришвин «Беличья память»
  1. В. Бианки «Как звери к зиме готовятся»
  2. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  3. Р.н.с. «Заяц хвастун»
  4. К. Чуковский «Краденое солнце»
  5. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
  6. Р.н.с. «Мужик и медведь»
  7. Р.н.с. «Лиса и журавль»
  8. В.Шамов «Кривощёково»
  1. В. Бианки «Синичкин календарь», «Бельчонок»
  2. А.Коптелов «Лесные походы»
  3. М.Михеев «Лесная мастерская»
  4. И.Токмакова «Ива», «Яблонька», «Осинка», «Дуб»
  5. Б. Заходер «Серая звёздочка»
  6. А.Пушкин «Унылая пора очей очарованье…»
  1. В.Шамов «Новосибирские сказки»
  2. Ю.Магалиф «Жаконя»
  3. Прокофьев «Родина»
  4. Имя на карте города
  5. История чёрного соболя (сканированная)
  6. С.Боруздин «Страна где мы живём»

Мультимедия, мультфильмы.

Просмотр презентаций:

  1. «Овощи»,
  2. «Фрукты».
  3. «Что такое осень?».

Просмотр мультфильмов

  1. «Муха Цокотуха»,
  2. «Вершки и корешки»,
  3. «Мешок яблок».

Просмотр презентаций:

«Как хлеб в поле вырос»

Просмотр мультфильмов

Р.н.с «Конёк-горбунок»

«Легкий хлеб»

«Сказка о том, как девочка наступила на хлеб»

Просмотр презентаций:

  1. Фрукты - овощи

Просмотр мультфильмов

  1. Р.н.с. «Репка», «Мужик и медведь»
  2. «Чиполлино»
  3. «Мешок яблок»

Просмотр презентаций:

  1. «Лес»
  2. «Кто живёт в лесу»

Просмотр мультфильмов

  1. Чьи в лесу шишки
  2. Под грибом

Просмотр презентаций:

«Дикие животные»

Просмотр мультфильмов

  1. «Маугли»
  2. «Король лев»
  3. Фильмы ВВС

Просмотр презентаций:

«Этажи леса»

Просмотр мультфильмов

«Путешествие муравьишки»

Просмотр презентаций:

Мой Новосибирск

МультиРоссия Новосибирск

Работа с родителями.

  1. Совместная подготовка материалов (картинок, литературы, мультимедиа).
  2. Собрание-тренинг «Творчество в жизни ребенка».
  3. Подготовка материалов для мини-выставок.
  4. Консультации, посвященные ЗОЖ.

Промежуточный итог проекта представляет собой совместное между старшей и средней группой мероприятие «Осень добрая пришла!».

Итоговое мероприятие в обеих группах представляет собой литературно-музыкальную гостиную, организованную совместно с родителями воспитанников групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Проект "Осень в музыке, литературе, живописи"

Это творческий, межгрупповой проект, направленный на формирование у детей представлений об осени через продукты художественной деятельности....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Сценарий итогового мероприятия в рамках проекта "Зима в музыке, литературе, живописи"

Данное мероприятие было подготовлено совместно с музыкальным руководителем в старшей группе....

Сценарный план тематического занятия в старшей группе. «Краски осени в музыке, литературе, живописи»

Сценарный плантематического занятия в старшей группе.«Краски осени в музыке, литературе, живописи»...