Проект "Русские народные игры"
проект (средняя, старшая группа) на тему

Бурлак Юлия Александровна
  • Проект творческий, долгосрочный, расчитан на детей старшего дошкольного возраста.

  • Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».

  • Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Творческий проект8.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Бурлак Юлия Александровна

 МДОУ д/с «Одуванчик»

Проект  «Русские народные игры».

Краткая аннотация проекта


  • Проект  творческий, долгосрочный, расчитан на детей старшего дошкольного возраста.
  • Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».
  •   Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Участники:  дети средней группы, воспитатели,специалисты, родители.

Основные цели и задачи проекта:

1.        Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.

2.        Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.

3.        Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

4.        Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

5.        Использовать народный  фольклор (песенки, потешки, заклички,загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Основные направления реализации проекта:

  • В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,Мини-музей народной старины «Русская горница»( с народными костюмами)
  • Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам  русской народной культуры, по народным  подвижным играм.
  • Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
  • В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
  • Проводились занятия по изучению народного фольклора.
  • Беседы с детьми о народных традициях и народном костюме.
  • Разучивание народных игр.
  • Проведение народных праздников и развлечений.

Результатами проведенной работы являются:                  

  •   Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  •  Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Развлечение в средней группе:

«В гости к хозяюшке»

Дети в народных костюмах  заходят в музыкальный ,оформленный в народном стиле. Их встречает воспитатель, в роле хозяюшки.

Дети: Утро доброе хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие!

Проходите, рассаживайтесь.

Дай Бог тому,

Кто нашему дому,-

Дорогим гостям,

Малым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житием и бытием,

И здоровьицем!

Будем сегодня друг друга потешать, в игры играть, загадки загадывать, хороводы водить!

А вот колечко, предлагает с ним поиграть.

Ребенок: Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи - тебе водить!

Игра «Колечко».

 ( Ира проводится несколько раз)

Хозяюшка: Будем играть в интересную игру , а в какую -  не скажу!

Игра с бубном.

Хозяюшка: Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Дети загадывают загадки.

Слышаться чихание из мешка.

Хозяюшка: Кто ребята из вас простудился?

А это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Что за чудо – скок да скок.

Гляньте,  тронулся мешок!

Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите!

Дети под музыку пытаются поймать мешок.

Хозяюшка: Молодцы!

А что тут у меня в мешке?

Достает колокольчик.

Хозяюшка: Колокольчик, зазвени

Всех ребяток позови

Как услышат -  прибегут

И со мной играть пойдут.

Достает глиняный горшок.

Игра « Горшки».

Ребенок: Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем -  водишь ты!

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на ковер в кружок. Другая команда «хозяева» - они становятся за горшками. Водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почем горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке.

- А он не с трещинкой?

- Попробуй!

« Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

 Чичары, чичары, собирайтесь,  гончары по кусту, по насту, по лебебю  горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к  купленному «горшку» - тот «хозяин», а опоздавший -  водящий.

( игра проводится несколько раз)

Хозяюшка:Собирайся народ!

Шире, шире хоровод!

Будем в салки играть самых быстрых выбирать.

Игра «Салки».

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Руки у всех за спиной. Водящий не заметно для других кладет одному из них в руку свистульку. На слова «Раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я – салка!» ( игра проводится несколько раз)

Хозяюшка: давайте, посмотрим, что тут ещё у меня в мешке!

Достает пирог.

Игра «Пирог».

Ребенок: Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Дети делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог». Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он,  какой высоконький,

Вот он,  какой мякошенький,

Вот он,  какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Игра продолжается до полной победы одной из команд.

Хозяюшка: Хороша была игра,

А теперь пришла пора

Всем по кругу становиться,

На карусели прокатиться!

Игра «Заря – заряница».

Ребенок: Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели! (выбираются двое водящих)

И водящие,  и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три, - не воронь,

А беги как огонь!

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся  водящий выбирает себе следующего напарника.

Хозяюшка: Ох,  и весело у нас,

Ноги просят в пляс.

Или песенку спою,

Иль игру я заведу!

Достает из мешка птичку.

Игра «В сыром бору тропина».

Выбирается «галка» и «соколик»

Дети поют хороводную песню и выполняют движения соответствующие словам. На последнем куплете « соколик» догоняет «галку».

Хозяюшка: Как для  Вас мои друзья,

Девяноста два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте – баранок моих поешьте!

Угощает гостей баранками и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...