Социаьный проект "Неделя занимательной психологии"
проект (средняя группа) на тему

Поспелова Ольга Геннадьевна

Представление разработки недели психологии в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vosstanovlen.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социальный проект»

Тема «Неделя занимательной психологии»

Содержание проекта

1. Информационная карта

2. Актуальность выбранной темы

3. Сбор и анализ информации по выбранной теме

4. Реализация плана действий проекта

5. Ожидаемые результаты проекта

6. Выводы

7. Фотографии, освещающие процесс реализации социального проекта

Список литературы

Приложение

1. Информационная карта проекта

Наименование проекта

Познавательный проект: «Неделя психологии»

Автор и участники

Автор: педагог-психолог Трубицына О.Г., профессиональный стаж 1 год.

Участники: воспитатели ДОУ, родители и дети средней группы.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Современные взрослые не всегда могут уделить должного внимания воспитанию и развитию своих детей. Поэтому большая часть этой работы «ложиться на плечи» ДОУ, а именно на педагогов и персонал, работающих с детьми.

Взрослый, сопровождая ребенка в процессе жизнедеятельности ДОУ, может помочь использовать возможности в сфере дошкольного образования и учитывать индивидуальные особенности для приспособления к условиям посредством психолого-педагогического сопровождения.

Эффективная форма психолого-педагогического сопровождения детей – Неделя психологии.

Неделя психологии – это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: повысить интерес к психологии; показать реальные формы работы психологической службы; формировать интерес взрослых к миру ребенка.

Цели и задачи проекта

Цель: повышение психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса в направлении обеспечения комфортной развивающей среды.

Задачи:

1. создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах;

2. способствовать развитию социально-психологической компетентности и сотрудничества в межличностном взаимодействии и общении;

3. активизировать творческий потенциал воспитанников и их родителей;

4. развитие эмоционально-волевой сферы детей и создание условий для их индивидуально-личностного развития.

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект проводится с детьми средней группы МБДОУ д/c №3 «Сказка». При реализации планируется создание положительного эмоционального фона в группе, гармонизации детско-родительских отношений, снятие психоэмоционального напряжения у педагогов, повышение мотивации у детей к развивающим упражнениям и занятиям.

В ходе проектной деятельности будут использованы разные формы и методы работы, соответствующие тематике и отвечающие Неделе психологи: тематические беседы, тренинг, психологические игры и занятия, акции и др. Также будет дополнена развивающая среда группы: картотеки игр, пособия по эмоциональному развитию, соответствующие игрушки и др.

Сроки выполнения проекта

Со 2 по 27 февраля 2015 года.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость

Фотоаппарат, цветной принтер, ноутбук, методический инструментарий, наглядные материалы, раздаточные материалы, дидактические пособия.

Примерная стоимость – 2000 руб.

2. Актуальность выбранной темы

Современные взрослые по причине сильной загруженности, нехватки времени в постоянно движущемся и изменяющемся мире, не всегда могут уделить должного внимания воспитанию и развитию своих детей. Поэтому большая часть этой работы «ложиться на плечи» дошкольного образовательного учреждения, а именно на педагогов и персонал, работающих с детьми.

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: на них не действует тактика внушения чувства вины; они почти не реагируют на принуждения, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности.

В 4-5 лет дети чувствуют себя более взрослыми и претендуют на соответствующую позицию, достаточно хорошо ориентируются в мире людей и осваивают модель поведения в обществе. Большое значение в реализации данного проекта имеет то, что недостатки воспитания детей данного возраста начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые черты характера, поэтому необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Эффективная форма психолого-педагогического сопровождения детей – Неделя психологии.

Неделя психологии – это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: повысить интерес субъектов ДОУ к психологии; показать реальные формы работы педагога-психолога детского сада; формировать интерес взрослых к миру ребенка, помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

Проблема:

При анализе наблюдений, социометрического исследования группы детей, письменного опроса родителей, индивидуальных бесед с воспитателями, были получены следующие данные:

1) Детский коллектив находится в стадии формирования, в целом отношения детей друг к другу доброжелательные, но не редко возникают конфликтные ситуации, не всегда могут сделать вывод о настроении и чувствах других.

Диагностика межличностных отношений показала следующие результаты: уровень благополучного взаимоотношения в группе – средний.

2) Опрос родителей (приняло участие 15 человек) по проблемам личностного развития ребенка показал, что большинство волнуют такие проявления в поведении ребенка, как непослушание (11 человек), капризы и нервозность (8 человек), эгоизм (5 человек). Но добиваются устранения данных проявлений в основном через замечания или физическое наказание, хотя в опросниках данный вид воздействия не указали. Это выяснилось во время индивидуальных бесед после проведения опроса.

3) В ходе бесед с педагогами выявлен низкий уровень психологических знаний, испытывают трудности в профилактике и коррекции негативных проявлений детей, их неумения правильно общаться, некоторые сложности в установлении контакта с родителями, проблемы психологической саморегуляции.

Тип проекта: познавательный.

По продолжительности: среднесрочный.

Срок реализации: с 2 по 27 февраля 2015 года.

Цель: повышение психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса в направлении обеспечения комфортной развивающей среды.

Задачи:

1. создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах;

2. способствовать развитию социально-психологической компетентности и сотрудничества в межличностном взаимодействии и общении;

3. активизировать творческий потенциал воспитанников и их родителей;

4. развитие эмоционально-волевой сферы детей и создание условий для их индивидуально-личностного развития.

3. Сбор и анализ информации по избранной теме

  • Наблюдение за детьми.
  • Исследование межличностных связей в детском коллективе.
  • Опрос родителей.
  • Беседы с воспитателями.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Распределение обязанностей по проекту.
  • Составление плана работы.
  • Подбор методических материалов и информационных ресурсов.
  • Наполнение предметно-развивающей среды в группе.
  • Подготовка и проведение диагностического и коррекционных занятий в группе.
  • Составление информационных буклетов и консультаций для родителей.

4. Реализация плана действий проекта

I этап - Подготовительный

Срок

Участники

Содержание работы

2-13.02.15г.

Педагог-психолог, воспитатели

  • Постановка цели и задач,
  • определение направлений работы, конкретных форм и методов,
  • анализ необходимых средств, материалов и дополнительной помощи в проведении психологических акций,
  • составление плана мероприятий, определение сроков,
  • анкетирование родителей (Приложение № 1), беседы с педагогами,
  • составление психолого-педагогической характеристики по результатам наблюдения и социометрического исследования (Приложение №2.1);
  • наполнение развивающей среды группы (Приложение №3),
  • объявление о проведении и план мероприятий «Недели занимательной психологии» в приемной группы.

II этап – Практический

Дата

Содержание работы

16.02.15г.

Понедельник

Дети

Родители

Воспитатели

- начало работы в уголке эмоций «Паровоз настроения»;

- диагностическое занятие «Волшебная страна чувств» (Приложение №4).

- акция «Забор психологической разгрузки»;

- консультация в приемной группы «Особенности возраста 5 лет» (папка-передвижка);

- буклет «Мудрые мысли великих людей о воспитании детей».

17.02.15г.

Вторник

- игровой сеанс «Доброе сердце» (Приложение №5);

- информационные листовки «8 замечательных советов о воспитании детей от Марии Терезы».

- тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания;

- акция «Хорошее настроение»;

18.02.15г.

Среда

- беседа о дружбе и просмотр м/ф «Котенок по имени Гав»;

- рисование на тему «Мой друг»;

- акция «Письмо незнакомца»;

- консультация в приемной «Сказкокоррекция» (папка-передвижка)

19.02.15г.

Четверг

- игровой сеанс «Мы вместе» (Приложение №6);

 - акция «Дерево добрых пожеланий»;

- акция «Задай вопрос психологу»;

- индивидуальные консультации с воспитателями группы по организации и проведению рекомендуемых психологических игр, упражнений;

- листовки «Так ли ленивы «ленивые» дети?».

20.02.15г.

Пятница

- совместное занятие родителей с детьми (Приложение №7);

- консультация в приемной «Развитие общения в семье»;

 - домашние советы «Если ребенок манипулятор», «Полезные речевые штампы»;

- памятка «Как мы делаем детей неудачниками».

- рабочая неделя в фотографиях.

III этап – Аналитический

Срок

Участники

Содержание работы

24-27.02.15г.

Педагог-психолог, воспитатели

  • Оценка и анализ полученных результатов;
  • Повторное социометрическое исследование (Приложение №2.2);
  • Диаграмма настроения детей по итогам недели (Приложение №8);
  • Представление на педагогическом совете в апреле своего опыта и опыта работы воспитателя в социально-эмоциоанальном уголке группы.

5. Ожидаемые результаты проекта

Дети:

  • Понимают основные эмоциональные состояния других;
  • Способны выражать свои чувства в приемлемой форме;
  • Выражают личное отношение к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, несогласия с действиями кого-либо.

Родители:

  • Активизировался творческий потенциал;
  • Повысился уровень доверия между участниками образовательного процесса;
  • Расширился круг психологических знаний.

Педагоги:

  • Знают приемы, способствующие раскрытию внутренних ресурсов;
  • Расширилось восприятие образа собственного «я»;
  • Повысился уровень психологической компетентности.

6. Выводы

С 16 по 20 февраля в детском саду, а именно в средней группе «Зайчата» проходила «Неделя занимательной психологии», основной целью которой было повышение психологической культуры взрослых и детей в направлении обеспечения комфортной развивающей среды.

В течении недели совместно с воспитателем группы дети каждое утро отмечали свое настроение, с которым пришли в д/с. По итогам была составлена диаграмма, которая отразила изменение фона настроения в положительную сторону. Также результаты повторного социометрического исследования показали увеличение количества предпочитаемых и принятых людей.

Родители проявили активное участие и интерес. Акции недели вызвали положительные эмоции и отзывы.

Дополнение развивающей среды, а именно уголков социально-эмоционального развития дает возможность воспитателям самостоятельно воздействовать и коррегировать на эмоционально-волевую сферу ребенка. В апреле этого учебного года воспитатель на педсовете представит опыт работы в данном уголке.

Содержательные мероприятия обеспечили интеллектуальное и эмоциональное единство всех членов коллектива группы д/с, родителей и воспитанников. Благодаря этому в ходе «Недели психологии» был реализован режим диалога и позитивного общения, что является ценностью данного проекта.

Метод социального проекта оказался эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает толчок развитию творческих способностей и коммуникативных навыков как взрослых и детей.

Список литературы

1. Справочник педагога-психолога. Детский сад. ЗАО «МЦФЭР», №5/2014г.

2. Справочник педагога-психолога. Детский сад. ЗАО «МЦФЭР», №6/2014г.

3. Методист дошкольного образовательного учреждения. ООО «ТЦ Сфера», №11/2012г.

4. Дошкольная педагогика. Спб, январь/2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская психолога для родителей дошколят. Чем занять ребёнка дома? Занимательные игры и упражнения.

Предложенные игры и упражнения помогут родителям детей дошкольного возраста разнообразить  совместный семейный досуг, чтобы проведённое с ребёнком время  было полезно для его развития, обога...

Мастерская психолога для родителей дошколят. Чем занять ребёнка дома? Занимательные игры и упражнения.

Предложенные игры и упражнения помогут родителям детей дошкольного возраста разнообразить  совместный семейный досуг, чтобы проведённое с ребёнком время  было полезно для его развития, обога...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....