"Родительский дом-начало начал"
консультация (старшая группа) на тему

Игонина Татьяна Алексеевна

Как известно, Родина начинается с семьи, с родного дома. Для каждого человека семья – начало начал. Заблуждаясь, многие родители полагают, что любовь к родному дому, уважение к близким – врожденные чувства и прилагать усилия для их развития не требуется. Между тем именно из семейных ценностей и традиций, теплой атмосферы домашнего очага, родных и близких друзей складывается положительный образ семьи, а затем и родного дома, который способствует формированию нравственного облика достойного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_dom_konsultatsii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Игонина Т.А.

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад №78 комбинированного вида»

«Родительский дом- начало начал»

Как известно, Родина начинается с семьи, с родного дома. Для каждого человека семья – начало начал. Заблуждаясь, многие родители полагают, что любовь к родному дому, уважение к близким – врожденные чувства и прилагать усилия для их развития не требуется. Между тем именно из семейных ценностей и традиций, теплой атмосферы домашнего очага, родных и близких друзей складывается положительный образ семьи, а затем и родного дома, который способствует формированию нравственного облика достойного человека.

Формирование у дошкольников положительного образа родного дома.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы. Этот процесс коснулся и такого важного структурного элемента, как институт семьи. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», священные места и предметы, уходят в прошлое совместные обеды, семейные праздники и традиции.   Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребенок родился и растет, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников и др. Постепенно это понятие расширяется: родными становятся улица,  город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому, по сути, является первой ступенью гражданского воспитания человека. В семье происходит овладение духовной культурой, воспитание нравственности, прививается человечность, доброта, особое видение мира. Кроме того, семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения до смерти и тесно связан с национальной культурой, традициями, социальной принадлежностью. 
Семья «вводит» ребенка во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера. Своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Однако некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном жилище, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к нему. Другие считают – что любовь к дому – врожденное чувство и не требуется прилагать для его развития.  Но сформировать положительно насыщенный образ родного дома возможно лишь в семье. Донести эту мысль до родителей и помочь им привить детям бережное отношение к семейным ценностям призваны педагоги ДОУ.

Факторы, формирующие личностные качества ребенка в семье.

- отношения родителей (как супружеские, так и детско-родительские);

- психологический микроклимат в семье;

- личностные свойства и качества родителей и самих детей. 

Формы и методы формирования положительного образа семьи.

Семья представляет собой многогранную систему, в который важно наладить взаимоотношения, взаимопонимание взрослых и детей. Помогут в этом разнообразные проекты, реализуемые в ДОУ. Так, учитывая значимость данной темы, был разработан проект «Моя семья». Его основной целью стало формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного насыщенного образа родного дома, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.  Были определены следующие задачи: - создать условия для выработки у детей ценностных отношений к дому и своей семье; - организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие желание оказывать позитивное влияние на устройство и быт родного дома;
- сформировать знания о семье, ее родословной, об истории появления дома, быте, семейных традиций и пр. В план реализации проекта были включены следующие основные темы:

  • «Семья, родословная»
  • «Дом»
  • «Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи»
  • «Творческая деятельность ребенка, направления на украшение родного дома»
  • «Семейные праздники, традиции»

Специфика данного проекта заключается в том, что воспитателем параллельно ведется работа с детьми и их родителями. По каждой теме намечаются цели и задачи, пути их достижения, устанавливаются формы и методы закрепления знания. В качестве форм и методов формирования положительного образа семьи в рамках проекта используются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, конструктивные, игры-драматизации). 

С целью обогащения содержания игр семейной тематики подбираются различные сюжетные линии. В ходе ролевых игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, досуге. В игровых действиях дошкольники воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. В качестве примера в приложении N 2 представлены игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи.  К эффективным методам относятся также просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, пословиц и поговорок. Важно донести до детей дошкольного возраста суть слова «семья», помогут в этом произведения устного народного творчества, опорными понятиями в которых являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения.

«Все купишь, а отца-матери не купишь» «Дети – благодать Божья» «Умел дитя родить, умей и научить»

При знакомстве воспитанников с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, дедушки, бабушки, братья) раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу, «раньше – теперь».  Издавна на Руси семья была многодетной, сегодня в большинстве семей не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили младших братьев и сестер, теперь картина иная. Обращение к пословицам и поговоркам, художественным произведениям поможет педагогам и родителям активизировать личный опыт дошкольников с целью осознания ими своего места в системе отношений.  При организации работы детей с литературными источниками активно используются приемы, которые помогают лучше разобраться в содержании произведения (приемы первой группы; вопросы, помогающие узнать эмоциональное отношение детей к событиям и героям; рассматривание иллюстраций; углубление и уточнение образа; словесные зарисовки). Более полному проникновению в образно-чувственный  строй сказки способствуют приемы второй группы: повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей; рассказывание самого смешного, грустного, страшного эпизодов; драматизация отрывков.

Составляющие понятия «родной дом»:

- само здание, стены, крыша над головой;

-семья, населяющая дом: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки и др.;

- определенное постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа);

-неизменный порядок дня, жизненный стиль, система ценностей;

- семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);

- свое личное пространство.

Эффективно обращение к разным художественным средствам,  которые побуждают дошкольников к творческой деятельности. Можно составить рассказ о семье, попросить нарисовать портрет на тему «Моя мама (бабушка)». Захватывающим для воспитанников может стать совместный с родителями опыт исполнения любимой песни на концерте «Песни моей семьи». Много радости принесут изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др. Дети с удовольствием участвуют в праздничном вечере, викторинах, в создании герба, древа или газеты.  Например, в рамках проекта педагоги ДОУ предлагают родителям создать совместно с детьми «Домашний музей». Идея заключается в том, что на протяжении двух-трех поколений семьи бережно сохраняются, служат украшениями квартиры различные предметы, открытки, подарки, сделанные друг для друга. В дальнейшем дошкольники передадут семейную традиции своим детям. Так сохраняется память о родителях и предках,  формируется уважительное отношение к своему роду, дому и семьи. Можно оформить семейную газету с фотографиями, рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами как профессиональных авторов, так и любительскими, написанными ребенком или членами его семьи. Тема оговаривается заранее («Моя семья», «По тропинкам сказок», «Я люблю…» и др.) Семейными газетами на плотных листах бумаги (не менее 42*59 см) украшают групповые комнаты, приемные и музыкальный зал. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своей семье, ее особенностях, интересах и т.п.,  том, какое участие они принимали в оформлении газеты. Совместное составление родословной родителями и детьми пробуждает у них интерес к истории предков. Перед тем как дать семье такое задание, педагог рассказывает об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, досье, карточек. Как правило, семьи составляют родословную, указывающую всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, оформляя ее в виде древа. В ДОУ была организована  выставка, посвященная родословным, которая  вызвала интерес у всех участников педагогического процесса. В роли экскурсоводов выступали сами дети. Они рассказывали интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижения и т.п.  Для задания по созданию семейного герба воспитателю следует подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике. Используя полученные знания, семья может создать собственный герб. Практика показывает, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, рода, не ограничиваются полученной информацией.  Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции. В ходе совместной работы педагогов дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место в качестве члена семьи.  Ближе к старшему дошкольному возрасту  формируется положительно насыщенный образ родного дома. Это становится возможным благодаря комплексному решению следующих задач:

- организация общественно полезной деятельности ребенка на благо дома и родителей;

- создание ситуаций переживания ребенком чувства гордости за членов семьи и их достижения;

- организация и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным привлечение всех членов семьи к формированию у ребенка положительно насыщенного образа родного дома.

Благодаря проекту «Моя семья» дети познакомились с особенностями родственных отношений, стали понимать  необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи, а главное – научились  азам этого  отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника " Родительский дом - начало начал"

Праздник посвящен национальным традициям почитания и уважения к старшему поколению в хакасской и русской культуре.  По хакасскому обычаю день почитания пожилых людей проводится в ноябре. Этому и ...

Родительский дом -начало начал

Презентация для детей старшего дошкольного возраста, на тему "Моя семья"...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их!»В.А. Сухомлинский«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается...

Родительское собрание " Родительский дом начало- начал".

Донести до родителей важность темы, размыслить над тем, какие знания есть у родителей об истории своей семьи. Познакомить родителей с методами передачи информации детям исторических данных о семье, о ...

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».

Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

Родительская гостиная «Родительский дом начало начал».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида  №12  ст. Должанская,  Муниципального образования,Ейский район...

Презентация к родительскому собранию "Родительский дом - начало начал"

Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. ...