Культурообразующая функция православия
статья на тему

Пашкаускас Алла Владимировна

В статье раскрывается культурообразующая функция православия и вопросы духовно-нравственного воспитания  у дошкольников через музыкальную деятельность.В статье раскрывается культурообразующая функция православия и вопросы духовно-нравственного воспитания  у дошкольников через музыкальную деятельность.В статье раскрывается культурообразующая функция православия и вопросы духовно-нравственного воспитания  у дошкольников через музыкальную деятельность/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурообразующая функция православия.

Пашкаускас Алла Владимировна,    

Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки ,

Аннотация

В статье раскрывается культурообразующая функция православия и вопросы духовно-нравственного воспитания  у дошкольников через музыкальную деятельность.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей). Изучение православной культуры в образовательном учреждении будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры. В дошкольном учреждении необходимо организовать деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание ребенка. Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

           Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.

             Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, а также слушать красивую музыку, которая поможет ребёнку познать мир прекрасного. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Поэтому   детские сады сейчас  уделяют большое внимание духовно-

нравственному воспитанию, формированию гармонично развитой личности, умеющей делать сознательный выбор; воспитанию в духе православных национальных и общечеловеческих ценностей.

               Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

               Особую роль в формировании гармонично развитой личности ребёнка играет музыкально – духовное воспитание. Родная музыкальная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, который только начинает жить, должна лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православных традиций в условиях дошкольного образования позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной музыкальной культуры, понять, в чём её уникальность. 

                Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Весь опыт работы с дошкольниками в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников и тематических бесед: дети знакомятся с художественными произведениями, с русским народным творчеством. Поэтому в детском саду проводятся такие мероприятия как «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», русские посиделки «В гости к самовару», «Масленица», «9 Мая», в которых принимают участие дети, мамы, папы, бабушки и дедушки. 

   

     

В основу этих  мероприятий  положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе  Православия.  События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализации. Атмосфера игры, праздника, веселья,  угощение («Масленица» - блины, русские посиделки – пироги, баранки) воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок  принимает активное участие вместе с взрослыми. Эти праздники способствуют сближению детей с родителями, у детей формируется чувство гордости за своих родителей, желание быть на них похожими и достойными их. Хорошая семья — это зоолог любви, верности, здоровья, достатка, почитания родителей, заботы о старших и младших, продолжения рода. Такие праздники в саду благотворно влияют на  физическое и психическое здоровье детей, а также знакомят с народными православными традициями. Народные православные традиции, праздники и обряды - удивительные и загадочные явления православной культуры. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Действительно, в таких мероприятиях есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть. 

                   О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить конечно же рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной православной культуры нам удастся возродить былое величие России. 

                     Качественно образовать человека, в том числе и музыкально  – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты