Консультация для родителей "Наши пальчики играют"
консультация (старшая группа) по теме
Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному обучению, в частности, к письму. В головном мозге человека, центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отделы мозга, отвечающие за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающую за речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
для
родителей
«Наши пальчики играют»
(мастер – класс)
Провела
воспитатель
Трошкина Е.А.
Играем пальчиками и развиваем речь.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
Нарушение речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Учеными и исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Как отмечает Л.В. Фомина « Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка. Первая стадия «марания» характерна для ребенка 1-2 лет, впервые взявшего карандаш и беспорядочно водящего по бумаге. В возрасте 2-3 лет он переходит к стадии примитивных изображений. Приблизительно к 4-5 годам жизни переходит в третью стадию схематичного изображения.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, и прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить навык письма.
Работа по подготовке детей к письму:
1. Развитие мелкой моторики;
2. Развитие пространственной ориентации;
3. Развитие чувства ритма, согласование темпа и движения, жеста.
Приемы развития мелкой моторики.
Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.
«Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8см Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Динамические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
Щетка «ежик». Рабочую поверхность «ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях: а) зубцами к ладонной поверхности руки; б) зубцами к наружной поверхности руки. С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз.
Учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву – образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Мы используем для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаем ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), - совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала – расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, речь, совершенствует сенсомоторику, согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Чтобы работа была результативной, в нашей группе действует кружок по ручному труду.
Познание мира посредством оригами –
изящно, конкретно, эффективно
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоравливаю – ющее воздействие на организм ребенка. Развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Это подвело нас к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребнос – тей и способностей детей старшего дошкольного возраста.
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т.д. Коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения.
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способам работы с бумагой.
Пальчиковый тренинг с родителями.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимают и разжимают кулаки) Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пёстрых пёрышках. (На каждое название птицы загибать по одному пальцу.) Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулаки)
Предложить родителям сложить из бумаги птичку
(по показу)
Советы родителям (памятка)
Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжена и дома, поэтому позвольте дать Вам несколько советов: 1. До занятий необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребёнка и хорошо освещено. 2. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять Ваши действия с бумагой.
3. Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребёнка и отсутствия отвлекающих факто – ров – в состоянии эмоционального комфорта. 4.Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребёнка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше. 5. Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и Ваш маленький «учитель» с радостью придёт к Вам на помощь. 6. Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут. 7. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая её пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились, Над фигуркой трудились. Уголочки загибали И немножечко устали. Мы легонько их стряхнём, Снова складывать начнём.
Желаем Вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"
Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...
Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".
Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....
Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"
Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...
08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»
Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...
Консультация для родителей "Пальчиками играем и речь развиваем"
Пальчиками играем и речь развиваем[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18498913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"256","width":"480"}}]]...
Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем
Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем...
Консультация для родителей "Пальчики играют- речь нам развивают"
Использование кинезиологических упражнений с детьми....