"Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Лященко Татьяна Сергеевна

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста важно для развития ребенка. Дети начинают понимать, что они отличаются по половому признаку еще в возрасте 2-3 лет. Но четко позиционировать себя в обществе ребенок способен лишь в дошкольном возрасте. Посещая детский сад, малыши привыкают к тому, что мальчики играют машинками, используют голубые полотенца и уступают девочкам; а девчонки играются в дочки-матери, носят розовые платья и помогают воспитателю накрывать на стол. При этом мальчики и девочки держатся подальше друг от друга, так как уже в этом возрасте их интересы, стиль мышления и способ игры явно отличается.

Например, девочки любят играть компактно. Им достаточно уютного уголка, любимой куклы и набора детской посудки. Мальчики же носятся по всей площадке, утомляют воспитателей своим постоянным движением и стремлением забежать как можно дальше. А потом, вырастая, он смеются над женщинами, почему те так слабо ориентируются в пространстве и не чувствуют расстояний. А ответ прост — в женщинах это не заложено, и гендерное воспитание девочек никак этого не развивает.Зато в женщинах заложено внутреннее спокойствие и умение приспосабливаться к различным ситуациям. Девочки быстро привыкают к распорядку дня и к процессу обучения, способны подстроиться под характер воспитателя и быстро завоевать любовь и симпатию. Именно благодаря этим качествам женщины становятся настоящими хранительницами семейного очага. Они находят общий язык с мужьями, понимают своих детей, делают семейную жизнь гармоничной, а дом уютным.

 Но взамен они отказываются от своих талантов и личных амбиций. Это происходит в школьном возрасте. На протяжении многих лет самыми главными возмутителями спокойствия в школьных классах всегда являются мальчики. Именно они срывают уроки, отстают от программы и нарушают дисциплину. А потом, как ни странно, именно мужчины возглавляют крупнейшие компании, стоят во главе политических партий и достигают небывалых высот в карьере. И секрет этого кроется именно в школе, где спокойные и покладистые девочки отлично приспосабливались к прямолинейным требованиям учителей, а мальчики не могли адаптироваться к готовым сценариями школьной программы, бунтуя и предлагая свои уникальные варианты решения поставленных задач. Нестандартное мышление можно развить в каждом ребенке, достаточно лишь показать ему, как выйти за рамки и мыслить творчески, но, к сожалению, гендерные особенности девочек, аккуратно и тщательно выполняющих задачи, создают для взрослых слишком большой соблазн этого не делать.

Но не только девочки страдают от стереотипов. Гендерное воспитание мальчиков также имеет свои недостатки. Так, например, все мы часто повторяем: «Мужчины не плачут!». А между тем, мужчины на много более чувствительны, чем женщины. Психология женщины склонна легче воспринимать неприятные события в жизни. Девочки более склонны помогать и сочувствовать. Поэтому все считают, что они более нежные и ранимые существа. А значит, их эмоции совершенно естественны. Но мальчики могут быть на много более эмоциональны и ранимы. И это бы никак не влияло на их жизнь, если бы не ежедневные рассказы о том, что мальчик должен быть сильным, и жить не чувствами, а логикой. В результате этого, мальчишки вынуждены постоянно сдерживать бурю эмоций, казаться бесчувственными, не показывая своих истинных переживаний, что приводит к еще большему замешательству в их сознании и постоянному стрессу.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...