Методическая разработка «Оснащение игрового пространства в группе и его функциональные особенности»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зайцева Анастасия Владимировна

В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности ребенка, наиболее способствующий его полноценному развитию. Содержательность игровой деятельности во многом зависит от подбора игрушек, их качества и размещения. Для каждого возраста характерны свои игрушки, свой способ размещения их в групповых комнатах, своя методика организации игр и занятий. Игровая зона в хорошо освещенных, теплых участках комнаты; она может быть приподнята на подиуме. В игровом уголке стены на уровне роста ребенка можно разрисовать нарядным рисунком. Для игр удобно использовать невысокие легкие, но устойчивые ширмы-экраны. Они могут быть плотными и полупрозрачными. С прорезями для «окон», «дверей» и другими элементами. Игровое пространство группы, состоящее из двух и более помещений, проектируется с использованием перегородок, в виде барьеров, а также с применением небьющихся прозрачных, сетчатых или декоративных перегородок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Оснащение игрового пространства в группе и его функциональные особенности»

Зайцева Анастасия

Методическая разработка «Оснащение игрового пространства в группе и его функциональные особенности»

В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности ребенка, наиболее способствующий его полноценному развитию. Содержательность игровой деятельности во многом зависит от подбора игрушек, их качества и размещения. Для каждого возраста характерны свои игрушки, свой способ размещения их в групповых комнатах, своя методика организации игр и занятий. Игровая зона в хорошо освещенных, теплых участках комнаты; она может быть приподнята на подиуме. В игровом уголке стены на уровне роста ребенка можно разрисовать нарядным рисунком. Для игр удобно использовать невысокие легкие, но устойчивые ширмы-экраны. Они могут быть плотными и полупрозрачными. С прорезями для «окон», «дверей» и другими элементами. Игровое пространство группы, состоящее из двух и более помещений, проектируется с использованием перегородок, в виде барьеров, а также с применением небьющихся прозрачных, сетчатых или декоративных перегородок.

Так, в младших группах используются в основном игрушки из мягких, легких и безопасных материалов (пластик, дерево, картон, простых форм и расцветок. После двух лет дети свободно передвигаются по групповому помещению. Поэтому, сюжетные игрушки расставляют на полочках или скамейках в разных местах комнаты так, чтобы они легко попадали в поле зрения ребенка. Расположение игрушек на некотором расстоянии друг от друга организует самостоятельные игры детей. Не мешая друг другу, в разных концах группового помещения. Материал для строительных игр педагог выкладывает на столы или помещает их на полу, в зависимости от того, где детям удобнее с ним играть.

Не следует давать детям сразу несколько игрушек одновременно, это рассредоточивает их внимание и мешает игре. Однако, хорошо иметь в запасе некоторое количество однородных игрушек, на случай, если желание поиграть именно такой игрушкой возникнет сразу у нескольких детей.

В младших группах дети еще не умеют полноценно взаимодействовать друг с другом, поэтому играют чаще всего в одиночку или по двое-трое. Размещение однородных предметов в разных частях групповой комнаты позволяет детям беспрепятственно брать приглянувшиеся им игрушки, играть и класть их на место. В младших группах необязательно предлагать детям большой ассортимент игрушек, обычно дети играют игрушками того типа, которые они видят в руках другого ребенка.

Сюжетные игрушки (куклы, их хозяйство, животные и пр.) размещают на низких полках или скамейках. Рядом с куклами хорошо расположить небольшой набор кукольной мебели, коробки с одеждой для кукол, игрушечную посуду и т. д. Удобное место для сюжетных игрушек – небольшие подвесные полки. Пространство под ними в таком случае освобождается для игры. Если поставить туда небольшие скамеечки и постелить коврик, получится уютное замкнутое пространство, которым дети с удовольствием воспользуются. Полезно иметь в групповой комнате разные по форме и размерам пластмассовые ящики. Дети охотно используют их в своих играх, залезают туда сами, сажают кукол. Перевернутый ящик может служить столом или постелью, скамейкой или прилавком, в зависимости от сюжета игры.

Крупные кубики или строительные блоки хранят в открытом шкафу или ящике. Настольный строительный материал может лежать в небольших коробках открытого шкафа или стеллажа. В младших группах дети еще не могут каждый раз складывать после игры строительный материал в коробки, это слишком утомительно для малышей, поэтому, во избежание потери интереса к пособию. Педагогу следует самому убирать за детьми, привлекая их только в качестве помощников.

У дошкольников 4-5 лет и старше характер игр меняется, дети, как правило, играют коллективно, хорошо ориентируются в группе, могут достать игрушки из шкафов и коробок, а потому игрушки чаще всего группируются по видам: дидактические, сюжетные, технические и т. д. Каждый вид игрушек размещают в той части группового помещения, где с ними удобнее играть.

Воспитанники старших групп по-прежнему играют в «семью», в «д/сад», для этих игр уже достаточно 1-2-х предметов, символически обозначающих игровую роль. Теперь детям нужны дополнительные элементы костюмов, игрушечные телефон, телевизор, микроволновая печь, муз. центр, пианино и пр. Все это должно находиться рядом, чтобы наиболее удобно располагать те или иные предметы непосредственно в «кукольном доме» или поблизости от него. Старшие дети с удовольствием используют крупную мебель, разнообразные «кухни», «гостиные», «спальни», «туалетные столики», что, в силу своих габаритов, обычно размещается непосредственно на полу. Сопутствующие игрушки малого размера располагаются поблизости на полках или в коробках в шкафу. По окончании игры дети способны самостоятельно убрать за собой и навести необходимый порядок.

В тоже время дети старших групп любят играть наборами мелких тематических игрушек, которые они берут из закрытого шкафа, и играют с ними за столами, на открытых полках и даже на подоконниках, получая возможность играть и сидя, и стоя по необходимости меняя позу. Крупноразмерные игрушки, машинки и технические игрушки уже нет необходимости расставлять на полу, по периметру помещения. Дети помнят о наличествующих в группе игрушках и способны сами взять их в случае необходимости; теперь крупные игрушки можно хранить внутри шкафов.

Заводные технические игрушки. Машины с микродвигателями в подготовительных группах надо держать в закрытых шкафах, чтобы дети использовали их под контролем воспитателя.

В старших группах так же должны быть комплекты игрушек по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т. п.) Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры. не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать игрушки-самоделки.

В игровых наборах для детей старших групп должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных «профессий», наборы мебели, посуды, одежды, разные виды транспорта, домашние и дикие животные. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков; все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества. Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев. Маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных героев. Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок.

Вообще, оформление игрового уголка допускает большое разнообразие, но оно должно так же способствовать бережному отношению детей к игрушкам, побуждать к порядку. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчивым и плотно закреплено. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах, должны создавать приятную для глаз цветовую гамму, без преобладания ярких кричащих тонов. Игровая зона должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными, можно на время убрать и по необходимости вновь вносить в игровую зону.

Необходимость соблюдать определенный порядок хранения игрушек вовсе не означает, что они всегда, и только, должны быть расставлены по своим местам. Например, в отличие от дидактических, спортивных, игрушки для сюжетных и строительных игр убирают лишь тогда, когда игра закончена. Если же игра прервана обедом или прогулкой, игрушки можно (и даже нужно) оставить на месте, с тем, чтобы потом дети могли продолжить начатую игру. Такой порядок способствует развитию игрового замысла, усложнению сюжета. Длительные, с продолжением, коллективные игры воспитывают у детей целенаправленность действий, устойчивость интересов, формируют навыки поведения в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение игрового пространства в группе и его функциональная особенность.

Материал о том, как правильно организовать игровую зону в группе детского сада, учитывая, возрастные особенности детей....

Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"

Предметно –развивающая среда в условиях  внедрения ФГОС     УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):-  СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР  Требования к созда...

Методическая разработка Родительское собрание в дошкольной группе 4-5 лет Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ.

Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ. Воспитатель высшей квалификационной категории: ...

Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП» «Ориентировка в пространстве"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации. Целью занятия является формирование навыка находить предм...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).

Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....