Методическая разработка "Особое образовательное пространство для ребенка с РАС"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Большакова Наталья Валерьевна

Методическая разработка будет полезна для педагогов и специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bolshakova.docx679.09 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110»

(МБДОУ «Детский сад № 110»)

6-ой микрорайон, д. 39 «а», г. Нижний Новгород, 603147, тел./факс 256-31-15

е-mail: ds110_nn@mail.52gov.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(для педагогов и специалистов, работающих

с детьми с расстройствами аутистического спектра)

«Особое образовательное пространство для ребенка с РАС»

Автор:

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 110»

Большакова Наталья Валерьевна

г. Нижний Новгород

2025 г.

Аннотация

В методической разработке представлена система методической работы, ориентированная на педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), а также реализующих инклюзивную практику. Программа методического сопровождения направлена на решение проблемы профессиональных дефицитов педагогов, приобретение профессиональной компетенции и совершенствование навыков по работе с данной категорией детей.  

Источником практического опыта является многолетняя педагогическая работа автора по сопровождению, воспитанию и обучению детей, имеющих расстройства аутистического спектра, а также работа по сопровождению профессионального развития педагогов ДОО.

Предложенная программа методического сопровождения может быть использована в работе других дошкольных образовательных организаций, стремящихся к внедрению инноваций в образовательную деятельность по работе с детьми с РАС и повышению кадрового потенциала учреждения.

1.Пояснительная записка

С каждым годом всё больше детей с диагнозом РАС поступают в дошкольные учреждения. Нарушения у таких детей вариативны и характеризуются специфическими особенностями. Дети с РАС являются наиболее сложной группой для воспитания и обучения.  В силу особенностей у детей часто проявляются качественные нарушения социального взаимодействия, нарушены или отсутствуют речевые навыки, возникают качественные нарушения коммуникации, имеются ограниченные повторяющиеся или стереотипные шаблоны поведения.

На сегодняшний день в области работы с детьми с РАС отечественной наукой накоплен фундаментальный багаж исследований, идет активное взаимодействие и интеграция российских и зарубежных практик в образовательном пространстве.

Несмотря на успехи, достигнутые в сфере коррекционного образования, педагоги массовых школ и детских садов остро нуждаются в качественном методическом обеспечении.  Педагогические работники, осуществляющие профессиональную деятельность по работе с данной категорией детей, отмечают недостаток прикладных методических разработок и особых методов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

Имеющийся практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны особые рекомендации по организации образовательного пространства. Для получения образования детьми с РАС существует необходимость в создании индивидуального подхода, индивидуального учебного плана, создания адаптированной образовательной программы. Таким образом, данная методическая разработка   актуальна и потенциально востребованна у широкого круга участников образовательного процесса (воспитателей, тьюторов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов).

Целью работы является организация методического сопровождения деятельности педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО;

Достижению цели способствует решение ряда задач:

  • актуализировать информацию об особенностях работы на современном этапе развития отечественного образования среди специалистов коррекционного профиля;
  • структурировать психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях ДОО;
  • внедрить диагностический и методический инструментарий в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
  • сформировать методическую и педагогическую компетентность педагогов по работе с детьми с РАС.
  • создать условия для саморазвития педагогов.

Программа методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО реализовывалась с 01.09.2023 по 31.05.2024.

При реализации программы были использованы различные формы и методы работы.

Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Система методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС

Целевой аудиторией программы методического сопровождения являются педагоги, работающие с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в возрастной категории  (3 – 5 лет) средняя группа детского сада – всего 7 человек (3 воспитателя, 1 учитель-логопед, 1 учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор.

        При реализации программы были получены следующие результаты:

  • результаты изучения источников по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в ДОО оформлены в виде консультативных материалов для педагогов, работающих с детьми данной категории;
  • подобран диагностический инструментарий для изучения готовности специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
  • разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
  • разработан план работы творческой группы по разработке методического обеспечения по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
  • создан банк методических разработок педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

2. Основная часть

Подготовительный этап

В начале работы было проведено анкетирование педагогов, работающих на группе, с целью уточнения представлений о специфике работы с детьми с РАС. Для этого был разработан опросник для выявления осведомленности педагогов о технологиях, применяемых в работе с данной категорией , а также  для определения тем, наиболее актуальных в работе. (анкета в приложении)

В результате анализа анкет были получены следующие данные: 2 специалиста имеют круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС, но имеют дефициты по некоторым направлениям работы , 2 специалиста имеют ограниченный круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС, и у 3-х педагогов специальные знания отсутствуют.

Данные представлены в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты анкетирования педагогов о специфике работы с детьми с РАС

Таким образом, была выявлена потребность в методическом сопровождении педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО. Для реализации программы методического сопровождения составлен план работы.

Мероприятия программы методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в средней группе ДОО

Таблица 1

Направление методического сопровождения

Мероприятия в отношении педагогов

Срок

Создание условий для повышения осведомленности в вопросах владениями методами и приемами работы с детьми с РАС

Лекторий «Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС. Особенности детей с РАС»

сентябрь 2023 г.

Презентация «Особенности восприятия детей с РАС. Визуальная поддержка»

сентябрь 2023 г.

Лекторий «Организация структурированного пространства для детей с РАС»

октябрь 2023 г.

Лекторий «Подкрепления. Виды подкреплений. Методы оценки подкреплений»

«Дифференцированное подкрепление. Методики дифференцированного подкрепления» «Жетонные системы подкрепления»

октябрь 2023 г.

Презентация «Сенсорная интеграция детей с РАС. Стратегии помощи. Оборудование для сенсорной интеграции»

ноябрь 2023

Обзор дидактических игр и пособий, адаптированных для работы с детьми с РАС

ноябрь 2023

Лекторий «Введение в альтернативную систему коммуникации»

декабрь 2023 г.

Презентация «Формирование эффективной учебной среды для ребенка с РАС»

январь 2024 г

Лекторий «Прикладной анализ поведения - как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода. Базисные принципы и законы поведения. Функции поведения»

февраль 2024 г.

Презентация «Проактивные и реактивные методы по коррекции поведения»

март 2024 г

Презентация «Принципы написания социальных историй для детей с РАС»

апрель 2024 г.

Создание базы знаний (научно-методическая и периодическая литература, научные статьи, интернет ресурсы)

в течение всего периода

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей

в течение всего периода

Коучинг-сессии для педагогов

в течение всего периода

Создание условий для овладения методами и приемами работы с детьми с РАС

Мастер-класс «Разрабатываем визуальное расписание (изготовление карточек)»

сентябрь 2023

Практическая помощь педагогам в диагностике детей с РАС

сентябрь 2023 г.

Семинар-практикум «Функциональная оценка поведения»

октябрь 2023

Открытое занятие « Использование различных видов визуального расписания»

октябрь 2023

Мастер-класс «Изготовление альбома PECS и коммуникативной доски»

ноябрь 2023

Открытое занятие по работе с подкреплениями («Жетонная система»)

ноябрь 2023

Практическая помощь педагогам в подготовке и написанию индивидуального образовательного маршрута на ребенка с РАС

декабрь 2023, февраль 2024, апрель 2024

Семинар-практикум «Разработка плана по коррекции поведения. Выбор методов по коррекции поведения»

январь 2024 г.

Организация открытых просмотров образовательной деятельности педагогов

ноябрь 2023

март 2024

Семинар-практикум «Безошибочное обучение. Метод отдельных блоков.» «Виды подсказок»

апрель 2024г.

Мастер-класс по написанию социальной истории для ребенка с РАС

май 2024 г.

Решение кейсов по коррекции поведения

в течение года

Практический показ методов и приемов работы с детьми с РАС

в течение года

Индивидуальные консультации для педагогов по возникающим вопросам

в течение года

Практическая помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе

в течение года

Организация наставничества в отношении педагогов, имеющих профессиональные дефициты

в течение года

Информационная поддержка участия педагогов в различных мероприятиях по представлению собственного педагогического опыта (конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции и семинары).

в течение года

Создание условий для саморазвития в вопросах владения методами и приемами работы с детьми с РАС

Создание творческой группы по разработке методического обеспечения по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС

сентябрь 2023

Создание в методическом кабинете базы знаний по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС

сентябрь 2023 с дальнейшим пополнением

Практическая помощь в разработке программы саморазвития педагога

сентябрь-декабрь 2023

Сопровождение курсовой подготовки педагогов по программам: «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра»,(72ч.) ПИМУ «Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми»,(72 ч)ПИМУ ,

октябрь 2023, апрель 2024

Организация конкурса дидактических пособий по патриотическому воспитанию детей на базе ДОО

май 2024

Сопровождение программ саморазвития педагога

в течение года

Практический этап

        На практическом этапе были реализованы мероприятия плана методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению и обучению детей с РАС.

Описание мастер-класса

«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Продолжительность мастер-класса – 45 минут.

Ведущий – учитель-логопед Большакова Наталья Валерьевна.

Участники мастер-класса – педагоги  группы компенсирующей направленности для детей с РАС.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога при работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с проблемами в развитии.

Задачи:

  • раскрыть актуальность;
  • дать понятие «скрайбинг», ознакомить с принципами технологии;
  • дать рекомендации по использованию  технологии «скрайбинг».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, фланелеграф, карточки со сказочными героями, карточки с заданием, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Практическая значимость: мастер-класс будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • получение педагогами знаний о технологии «скрайбинг»;
  • внедрение методики в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

Мотивация. Актуализация. Вхождение в тему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! (предлагаю занять места за рабочими столами).

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов:

Я рада вас видеть сегодня, друзья. А вы меня рады, ответьте «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути, но все равно на мастер-класс вы пришли? (Да!)

Хочу я услышать ваш честный ответ, детей вы любите? Да или нет? (Да!)

Чтоб деткам своим во всем помогать вы новое что-то хотите узнать? (Да!)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, вам нужно в работе активными быть? (Да!)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать, приветствие кончилось, можно начать.

Итак, с прекрасным настроением мы начинаем наш мастер-класс. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников».

В этом зале собрались люди, которых объединяет одно - беззаветная преданность и любовь к детям. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с тем, что дети сейчас начинают позже говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и скудна, также они плохо понимают обращенную к ним речь. В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы.

Поэтому педагог обязан создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Перед ним стоит задача сделать педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

Я вас познакомлю с инновационной технологией - скрайбинг.

Что же такой скрайбинг? (Обратиться к педагогам )

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) – процесс визуализации  содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов- знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

 Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально.

Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмём, к примеру, текст стихотворения С.Я. Маршака «Наша Таня громко плачет».

Как вариант: Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.

 Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Аппликационный скрайбинг             Магнитный скрайбинг 

Рисованный скрайбинг                  Фланелеграфный скрайбинг 

Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми с нарушениями в развитии. Наглядные средства позволяют ребенку с нарушениями лучше ориентироваться в процессе учебной деятельности. Полезным развивающим занятием с детьми станет визуализация материала с совместным комментированием.

Практическая часть

-Я предлагаю вам стать скрайберами и самим попробовать с помощью картинок  пересказать текст.

Технологию «скрайбинг» можно применять начиная уже  с младших групп.

(Вариант для младшей группы. Небольшой текст с короткими предложениями.)

Фланелеграфный скрайбинг

- Я предлагаю Вам сделать пересказ сказки «Курочка Ряба». 

(педагоги слушают рассказ, а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя фланелеграф).

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Рефлексия. Приём «Дерево настроения»:

Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.

Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).

Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик.

Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок. А также большая просьба к вам написать кратко на листочке ваши впечатления, эмоции, рекомендации по мастер-классу!

Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.

Участники высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.

Заключительный этап

        В конце работы было проведено повторное анкетирование педагогов, работающих на группе, с целью уточнения представлений о специфике работы с детьми с РАС. Полученные данные представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты анкетирования педагогов о специфике работы с детьми с РАС

Данные результаты свидетельствуют об эффективности программы методического сопровождения и задают векторы для продолжения методической работы.

3. Рекомендации по использованию

Данная методическая разработка будет использоваться в работе с другими педагогами МБДОУ «Детский сад № 110» в последующие годы. Методическая разработка может быть реализована в любой дошкольной образовательной организации, в которой имеются педагоги, заинтересованные проблемой психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС и желающие преодолеть дефициты в профессиональной деятельности.

Данное направление методического сопровождения педагогов занимает значимое место в методической работе МБДОУ «Детский сад № 110», так как способствует преодолению дефицитов педагогов в одной из наиболее актуальных сфер дошкольного образования. Использование разработанных методических и наглядно-дидактических материалов позволит разнообразить содержание образовательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра. 

Перечень использованных источников

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
  4. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018;
  5. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018;
  6. Новик Н.Н. Методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Н.Н. Новик. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021;

      7.   Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий / Балабаева Крестина. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.06.2024).

      8. Статья: "«СКРАЙБИНГ– инновационная технология в ДОУ»". — Текст: электронный // Мир Талантов: [сайт]. — URL: https://mir-talantow.ru/statya/metodicheskie_razrabotki/1579 (дата обращения: 13.06.2024).

                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Для изучения готовности педагогов и специалистов к работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, просим Вас ответить на вопросы анкеты

Уважаемые коллеги, прочитайте вопрос и отметьте знаком + один  вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

  1. Укажите, пожалуйста:

Вашу должность_________________________________

Ваш стаж педагогической работы_______________________________

1. Оцените уровень своих знаний и представлений о детях с РАС:

 

Варианты ответа

а

б

в

а) хорошо знаю особенности, знаю характеристики детей с РАС

 

 

 

б) имею ограниченные представления о детях с РАС и о методах образования детей с РАС

 

 

 

в) не имею представлений и не знаю методов образования детей с РАС

 

 

 

2. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с РАС

 

Варианты ответа

а

б

в

а) знаю особенности физического и психического развития детей с РАС

 

 

 

б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с РАС

 

 

 

в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с РАС

 

 

 

3. Оценить уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы

 с детьми с РАС:

 

Варианты ответа

а

б

в

а) имеется круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС

 

 

 

б) имеется ограниченный круг специальных знаний

 

 

 

в) специальные знания отсутствуют

 

 

 

4. Считаете ли Вы необходимым повышение своей  квалификации в области

коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с РАС?

 

Варианты ответа

а

б

в

а) нет необходимости повышать квалификацию

 

 

 

б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии

 

 

 

в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии

 

 

 

5. Оцените Ваш уровень владения методами и приемами работы с детьми с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею лишь некоторыми методами и приемами работы с детьми с РАС

в) не владею методами и приемами работы с детьми с РАС

6. Оцените ваш уровень владения навыком работы с поведением, основанной на принципах

Прикладного анализа поведения:

 

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

 

 

 

б) владею частично

 

 

 

в) не владею

 

 

 

7. Оцените ваш уровень владения навыком работы по организации коммуникации

для детей с РАС (в том числе альтернативной):

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

8. Оцените ваш уровень владения навыком работы с визуальной поддержкой с детьми с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

9. Оцените ваш уровень владения навыком работы с подкреплением  для детей с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

10. Оцените ваш уровень владения навыком организации структурированной

 пространственной среды для детей с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

11. Оцените ваш уровень владения знаниями о сенсорных особенностях детей с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

12. Оцените Ваш уровень владения методами и приемами написания индивидуальной

Программы для детей с РАС:

Варианты ответа

а

б

в

а) владею

б) владею частично

в) не владею

13. Считаете ли Вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с РАС?

Варианты ответа

а

б

в

а) да, моей профессиональной подготовки и психологической готовности достаточно для перехода к разным вариантам обучения детей с РАС

б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически

в) нет, не готов к работе с детьми с РАС ни психологически, ни профессионально

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация к мастер-классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...

Методическая разработка. Специфика работы музыкального руководителя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в режиме интеграции ребенка в образовательное пространство группы

Методическая рекомендация для педагогов, работающих  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Информация может быть полезна и для родителей....

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника...

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...