Методическая разработка "Особое образовательное пространство для ребенка с РАС"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методическая разработка будет полезна для педагогов и специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 679.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110»
(МБДОУ «Детский сад № 110»)
6-ой микрорайон, д. 39 «а», г. Нижний Новгород, 603147, тел./факс 256-31-15
е-mail: ds110_nn@mail.52gov.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(для педагогов и специалистов, работающих
с детьми с расстройствами аутистического спектра)
«Особое образовательное пространство для ребенка с РАС»
Автор:
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 110»
Большакова Наталья Валерьевна
г. Нижний Новгород
2025 г.
Аннотация
В методической разработке представлена система методической работы, ориентированная на педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), а также реализующих инклюзивную практику. Программа методического сопровождения направлена на решение проблемы профессиональных дефицитов педагогов, приобретение профессиональной компетенции и совершенствование навыков по работе с данной категорией детей.
Источником практического опыта является многолетняя педагогическая работа автора по сопровождению, воспитанию и обучению детей, имеющих расстройства аутистического спектра, а также работа по сопровождению профессионального развития педагогов ДОО.
Предложенная программа методического сопровождения может быть использована в работе других дошкольных образовательных организаций, стремящихся к внедрению инноваций в образовательную деятельность по работе с детьми с РАС и повышению кадрового потенциала учреждения.
1.Пояснительная записка
С каждым годом всё больше детей с диагнозом РАС поступают в дошкольные учреждения. Нарушения у таких детей вариативны и характеризуются специфическими особенностями. Дети с РАС являются наиболее сложной группой для воспитания и обучения. В силу особенностей у детей часто проявляются качественные нарушения социального взаимодействия, нарушены или отсутствуют речевые навыки, возникают качественные нарушения коммуникации, имеются ограниченные повторяющиеся или стереотипные шаблоны поведения.
На сегодняшний день в области работы с детьми с РАС отечественной наукой накоплен фундаментальный багаж исследований, идет активное взаимодействие и интеграция российских и зарубежных практик в образовательном пространстве.
Несмотря на успехи, достигнутые в сфере коррекционного образования, педагоги массовых школ и детских садов остро нуждаются в качественном методическом обеспечении. Педагогические работники, осуществляющие профессиональную деятельность по работе с данной категорией детей, отмечают недостаток прикладных методических разработок и особых методов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Имеющийся практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны особые рекомендации по организации образовательного пространства. Для получения образования детьми с РАС существует необходимость в создании индивидуального подхода, индивидуального учебного плана, создания адаптированной образовательной программы. Таким образом, данная методическая разработка актуальна и потенциально востребованна у широкого круга участников образовательного процесса (воспитателей, тьюторов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов).
Целью работы является организация методического сопровождения деятельности педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО;
Достижению цели способствует решение ряда задач:
- актуализировать информацию об особенностях работы на современном этапе развития отечественного образования среди специалистов коррекционного профиля;
- структурировать психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях ДОО;
- внедрить диагностический и методический инструментарий в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
- сформировать методическую и педагогическую компетентность педагогов по работе с детьми с РАС.
- создать условия для саморазвития педагогов.
Программа методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО реализовывалась с 01.09.2023 по 31.05.2024.
При реализации программы были использованы различные формы и методы работы.
Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Система методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС
Целевой аудиторией программы методического сопровождения являются педагоги, работающие с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в возрастной категории (3 – 5 лет) средняя группа детского сада – всего 7 человек (3 воспитателя, 1 учитель-логопед, 1 учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор.
При реализации программы были получены следующие результаты:
- результаты изучения источников по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в ДОО оформлены в виде консультативных материалов для педагогов, работающих с детьми данной категории;
- подобран диагностический инструментарий для изучения готовности специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
- разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
- разработан план работы творческой группы по разработке методического обеспечения по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС;
- создан банк методических разработок педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
2. Основная часть
Подготовительный этап
В начале работы было проведено анкетирование педагогов, работающих на группе, с целью уточнения представлений о специфике работы с детьми с РАС. Для этого был разработан опросник для выявления осведомленности педагогов о технологиях, применяемых в работе с данной категорией , а также для определения тем, наиболее актуальных в работе. (анкета в приложении)
В результате анализа анкет были получены следующие данные: 2 специалиста имеют круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС, но имеют дефициты по некоторым направлениям работы , 2 специалиста имеют ограниченный круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС, и у 3-х педагогов специальные знания отсутствуют.
Данные представлены в диаграмме на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты анкетирования педагогов о специфике работы с детьми с РАС
Таким образом, была выявлена потребность в методическом сопровождении педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях ДОО. Для реализации программы методического сопровождения составлен план работы.
Мероприятия программы методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в средней группе ДОО
Таблица 1
Направление методического сопровождения | Мероприятия в отношении педагогов | Срок |
Создание условий для повышения осведомленности в вопросах владениями методами и приемами работы с детьми с РАС | Лекторий «Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС. Особенности детей с РАС» | сентябрь 2023 г. |
Презентация «Особенности восприятия детей с РАС. Визуальная поддержка» | сентябрь 2023 г. | |
Лекторий «Организация структурированного пространства для детей с РАС» | октябрь 2023 г. | |
Лекторий «Подкрепления. Виды подкреплений. Методы оценки подкреплений» «Дифференцированное подкрепление. Методики дифференцированного подкрепления» «Жетонные системы подкрепления» | октябрь 2023 г. | |
Презентация «Сенсорная интеграция детей с РАС. Стратегии помощи. Оборудование для сенсорной интеграции» | ноябрь 2023 | |
Обзор дидактических игр и пособий, адаптированных для работы с детьми с РАС | ноябрь 2023 | |
Лекторий «Введение в альтернативную систему коммуникации» | декабрь 2023 г. | |
Презентация «Формирование эффективной учебной среды для ребенка с РАС» | январь 2024 г | |
Лекторий «Прикладной анализ поведения - как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода. Базисные принципы и законы поведения. Функции поведения» | февраль 2024 г. | |
Презентация «Проактивные и реактивные методы по коррекции поведения» | март 2024 г | |
Презентация «Принципы написания социальных историй для детей с РАС» | апрель 2024 г. | |
Создание базы знаний (научно-методическая и периодическая литература, научные статьи, интернет ресурсы) | в течение всего периода | |
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей | в течение всего периода | |
Коучинг-сессии для педагогов | в течение всего периода | |
Создание условий для овладения методами и приемами работы с детьми с РАС | Мастер-класс «Разрабатываем визуальное расписание (изготовление карточек)» | сентябрь 2023 |
Практическая помощь педагогам в диагностике детей с РАС | сентябрь 2023 г. | |
Семинар-практикум «Функциональная оценка поведения» | октябрь 2023 | |
Открытое занятие « Использование различных видов визуального расписания» | октябрь 2023 | |
Мастер-класс «Изготовление альбома PECS и коммуникативной доски» | ноябрь 2023 | |
Открытое занятие по работе с подкреплениями («Жетонная система») | ноябрь 2023 | |
Практическая помощь педагогам в подготовке и написанию индивидуального образовательного маршрута на ребенка с РАС | декабрь 2023, февраль 2024, апрель 2024 | |
Семинар-практикум «Разработка плана по коррекции поведения. Выбор методов по коррекции поведения» | январь 2024 г. | |
Организация открытых просмотров образовательной деятельности педагогов | ноябрь 2023 март 2024 | |
Семинар-практикум «Безошибочное обучение. Метод отдельных блоков.» «Виды подсказок» | апрель 2024г. | |
Мастер-класс по написанию социальной истории для ребенка с РАС | май 2024 г. | |
Решение кейсов по коррекции поведения | в течение года | |
Практический показ методов и приемов работы с детьми с РАС | в течение года | |
Индивидуальные консультации для педагогов по возникающим вопросам | в течение года | |
Практическая помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе | в течение года | |
Организация наставничества в отношении педагогов, имеющих профессиональные дефициты | в течение года | |
Информационная поддержка участия педагогов в различных мероприятиях по представлению собственного педагогического опыта (конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции и семинары). | в течение года | |
Создание условий для саморазвития в вопросах владения методами и приемами работы с детьми с РАС | Создание творческой группы по разработке методического обеспечения по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС | сентябрь 2023 |
Создание в методическом кабинете базы знаний по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС | сентябрь 2023 с дальнейшим пополнением | |
Практическая помощь в разработке программы саморазвития педагога | сентябрь-декабрь 2023 | |
Сопровождение курсовой подготовки педагогов по программам: «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра»,(72ч.) ПИМУ «Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми»,(72 ч)ПИМУ , | октябрь 2023, апрель 2024 | |
Организация конкурса дидактических пособий по патриотическому воспитанию детей на базе ДОО | май 2024 | |
Сопровождение программ саморазвития педагога | в течение года |
Практический этап
На практическом этапе были реализованы мероприятия плана методического сопровождения педагогов по психолого-педагогическому сопровождению и обучению детей с РАС.
Описание мастер-класса
«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Продолжительность мастер-класса – 45 минут.
Ведущий – учитель-логопед Большакова Наталья Валерьевна.
Участники мастер-класса – педагоги группы компенсирующей направленности для детей с РАС.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога при работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с проблемами в развитии.
Задачи:
- раскрыть актуальность;
- дать понятие «скрайбинг», ознакомить с принципами технологии;
- дать рекомендации по использованию технологии «скрайбинг».
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, фланелеграф, карточки со сказочными героями, карточки с заданием, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Практическая значимость: мастер-класс будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами знаний о технологии «скрайбинг»;
- внедрение методики в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
Мотивация. Актуализация. Вхождение в тему.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (предлагаю занять места за рабочими столами).
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов:
Я рада вас видеть сегодня, друзья. А вы меня рады, ответьте «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути, но все равно на мастер-класс вы пришли? (Да!)
Хочу я услышать ваш честный ответ, детей вы любите? Да или нет? (Да!)
Чтоб деткам своим во всем помогать вы новое что-то хотите узнать? (Да!)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, вам нужно в работе активными быть? (Да!)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать, приветствие кончилось, можно начать.
Итак, с прекрасным настроением мы начинаем наш мастер-класс. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников».
В этом зале собрались люди, которых объединяет одно - беззаветная преданность и любовь к детям. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с тем, что дети сейчас начинают позже говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и скудна, также они плохо понимают обращенную к ним речь. В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы.
Поэтому педагог обязан создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Перед ним стоит задача сделать педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.
Я вас познакомлю с инновационной технологией - скрайбинг.
Что же такой скрайбинг? (Обратиться к педагогам )
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) – процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов- знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.
Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально.
Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмём, к примеру, текст стихотворения С.Я. Маршака «Наша Таня громко плачет».
Как вариант: Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Аппликационный скрайбинг Магнитный скрайбинг
Рисованный скрайбинг Фланелеграфный скрайбинг
Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми с нарушениями в развитии. Наглядные средства позволяют ребенку с нарушениями лучше ориентироваться в процессе учебной деятельности. Полезным развивающим занятием с детьми станет визуализация материала с совместным комментированием.
Практическая часть
-Я предлагаю вам стать скрайберами и самим попробовать с помощью картинок пересказать текст.
Технологию «скрайбинг» можно применять начиная уже с младших групп.
(Вариант для младшей группы. Небольшой текст с короткими предложениями.)
Фланелеграфный скрайбинг
- Я предлагаю Вам сделать пересказ сказки «Курочка Ряба».
(педагоги слушают рассказ, а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя фланелеграф).
Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Рефлексия. Приём «Дерево настроения»:
Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок. А также большая просьба к вам написать кратко на листочке ваши впечатления, эмоции, рекомендации по мастер-классу!
Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
Участники высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.
Заключительный этап
В конце работы было проведено повторное анкетирование педагогов, работающих на группе, с целью уточнения представлений о специфике работы с детьми с РАС. Полученные данные представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты анкетирования педагогов о специфике работы с детьми с РАС
Данные результаты свидетельствуют об эффективности программы методического сопровождения и задают векторы для продолжения методической работы.
3. Рекомендации по использованию
Данная методическая разработка будет использоваться в работе с другими педагогами МБДОУ «Детский сад № 110» в последующие годы. Методическая разработка может быть реализована в любой дошкольной образовательной организации, в которой имеются педагоги, заинтересованные проблемой психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС и желающие преодолеть дефициты в профессиональной деятельности.
Данное направление методического сопровождения педагогов занимает значимое место в методической работе МБДОУ «Детский сад № 110», так как способствует преодолению дефицитов педагогов в одной из наиболее актуальных сфер дошкольного образования. Использование разработанных методических и наглядно-дидактических материалов позволит разнообразить содержание образовательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра.
Перечень использованных источников
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018;
- Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018;
- Новик Н.Н. Методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Н.Н. Новик. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021;
7. Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий / Балабаева Крестина. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.06.2024).
8. Статья: "«СКРАЙБИНГ– инновационная технология в ДОУ»". — Текст: электронный // Мир Талантов: [сайт]. — URL: https://mir-talantow.ru/statya/metodicheskie_razrabotki/1579 (дата обращения: 13.06.2024).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА |
Для изучения готовности педагогов и специалистов к работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, просим Вас ответить на вопросы анкеты |
Уважаемые коллеги, прочитайте вопрос и отметьте знаком + один вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению. |
Вашу должность_________________________________ Ваш стаж педагогической работы_______________________________ |
1. Оцените уровень своих знаний и представлений о детях с РАС: | ||||
| Варианты ответа | |||
а | б | в | ||
а) хорошо знаю особенности, знаю характеристики детей с РАС |
|
|
| |
б) имею ограниченные представления о детях с РАС и о методах образования детей с РАС |
|
|
| |
в) не имею представлений и не знаю методов образования детей с РАС |
|
|
| |
2. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с РАС | ||||
| Варианты ответа | |||
а | б | в | ||
а) знаю особенности физического и психического развития детей с РАС |
|
|
| |
б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с РАС |
|
|
| |
в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с РАС |
|
|
| |
3. Оценить уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС: | ||||
| Варианты ответа | |||
а | б | в | ||
а) имеется круг специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с РАС |
|
|
| |
б) имеется ограниченный круг специальных знаний |
|
|
| |
в) специальные знания отсутствуют |
|
|
| |
4. Считаете ли Вы необходимым повышение своей квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с РАС? | ||||
| Варианты ответа | |||
а | б | в | ||
а) нет необходимости повышать квалификацию |
|
|
| |
б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии |
|
|
| |
в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии |
|
|
| |
5. Оцените Ваш уровень владения методами и приемами работы с детьми с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею лишь некоторыми методами и приемами работы с детьми с РАС | ||||
в) не владею методами и приемами работы с детьми с РАС | ||||
6. Оцените ваш уровень владения навыком работы с поведением, основанной на принципах Прикладного анализа поведения: | ||||
| Варианты ответа | |||
а | б | в | ||
а) владею |
|
|
| |
б) владею частично |
|
|
| |
в) не владею |
|
|
| |
7. Оцените ваш уровень владения навыком работы по организации коммуникации для детей с РАС (в том числе альтернативной): | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
8. Оцените ваш уровень владения навыком работы с визуальной поддержкой с детьми с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
9. Оцените ваш уровень владения навыком работы с подкреплением для детей с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
10. Оцените ваш уровень владения навыком организации структурированной пространственной среды для детей с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
11. Оцените ваш уровень владения знаниями о сенсорных особенностях детей с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
12. Оцените Ваш уровень владения методами и приемами написания индивидуальной Программы для детей с РАС: | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) владею | ||||
б) владею частично | ||||
в) не владею | ||||
13. Считаете ли Вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с РАС? | ||||
Варианты ответа | ||||
а | б | в | ||
а) да, моей профессиональной подготовки и психологической готовности достаточно для перехода к разным вариантам обучения детей с РАС | ||||
б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически | ||||
в) нет, не готов к работе с детьми с РАС ни психологически, ни профессионально | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Презентация к мастер-классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...
Методическая разработка. Специфика работы музыкального руководителя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в режиме интеграции ребенка в образовательное пространство группы
Методическая рекомендация для педагогов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Информация может быть полезна и для родителей....

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника
Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника...

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...













