Методическая разработка. Специфика работы музыкального руководителя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в режиме интеграции ребенка в образовательное пространство группы
методическая разработка

Методическая рекомендация для педагогов, работающих  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Информация может быть полезна и для родителей.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Специфика работы

музыкального руководителя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в режиме интеграции ребенка в образовательное пространство группы

Методическая рекомендация для педагогов, работающих  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Информация может быть полезна и для родителей.

В наше время происходят большие изменения в сфере  дошкольного  образования, обусловленные выходом  в  свет Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г. № 1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного  образования»

Важной   задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится  совершенствование  педагогического  процесса и  повышение качества образовательной работы  с детьми. Влияние музыки на общее развитие ребёнка доказано многими учёными и  совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

Дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) различной степени тяжести, разумеется,  ограничены в движениях, но совершенно неограничен  творческий подход к работе с ними. Мы не видим проблем для ребенка с ДЦП, в реализации образовательной  деятельности. Ребенок с сохранным интеллектом всегда может быть участником дидактических, сюжетных, театрализованных игр совместно с другими детьми, разумеется, с учетом их адаптации к ограниченным физическим возможностям детей. Здесь мы обязательно затрагиваем воспитание у детей толерантного отношения к ребенку с особенностями здоровья, учим чуткому, доброму отношению, учим оказывать посильную помощь и поддержку, в то же время позволяя самому ребенку с ДЦП проявлять активность.

В работе с детьми с ОВЗ основная задача  - стимулировать позитивные  сдвиги  в организме, формируя необходимые  умения и навыки развивать и совершенствовать организм. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное воздействие  на общее  развитие ребенка  и стараясь его максимально социализировать   предоставляя ему как можно больше пространства для самовыражения, общения со сверстниками, тем самым ему проявить творчество и фантазию. Только в этом случае, интеграция принесет огромную пользу и детям находящимся в группе и родителям и самому педагогу.  Очень важно соблюдать основные правила- ребенок никогда не должен  оставаться один, вся его деятельность на музыкальном занятии происходит при помощи сопровождающего взрослого, который позволяет ребенку свободно перемещаться в пространстве зала.  Как правило, роль сопровождающего отводится помощнику воспитателя, учителю-логопеду, учителю-дефектологу или ассистенту. К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания относятся боковой галоп, пружинящий шаг, элементы народных плясок, разумеется, с ребенком мы не можем использовать данные виды движений, но это не исключает того, что дети, в обществе которых он находится, не должны выполнять данные танцевальные упражнения. Они могу быть частью общего танца, хоровода, где ребенок с ограниченной подвижностью находится в центре круга или системы построения, а дети выполняют движения перестраиваясь, двигаясь по кругу или сужая-расширяя круг. А при разучивании парного танца ребенок танцует вместе с сопровождающим его взрослым. Особо тщательно в элементах танца отрабатывается мягкость, плавность и выразительность движений. С этой целью используются упражнения, способствующие расслаблению мышц рук. Если ребенку затруднительно  выполнять общие движения, ему предлагается более щадящее, например,   упражнения с ленточками, ребенок,   находится в центре зала в своем кресле или  на стуле, рядом корзина  с ленточками и  на музыкальное вступление он дает всем детям ленточки, при этом оставляет и себе,  все движения он выполняет  вместе с детьми. Очень хороший прием на занятии, когда ребенок исполняет песню для зрителей, или запевает, а дети подпевают. Очень часто такие дети выступают и на большой сцене. При разучивании подвижной игры, ребенок  с ограничением движения может выполнять  главную роль, например мишка пугает детей, при этом сопровождающий его катает  на коляске, либо вместе с ними, держа его за руку пытается догнать всех детей.  Обучая  игре на музыкальных инструментах, ребенку трудно владеть двумя ложками и тогда  вместо  двух  ребенку дается одна, которой он может стучать по предлагаемым предметам, например, деревянный  стул, небольшой  деревянный стол.     Очень  любят дети  слушать классическую музыку, иногда мы ее слушаем необычным образом, предлагаем всем сесть на ковер   или прилечь на нем, закрыть глазки и послушать музыку. Сопровождающий ребенка берет его  на руки   и вместе с ним слушает музыку,  тем самым создает ему комфортное состояние.

Предъявляя  требования адекватные состоянию ребенка, педагог не акцентирует внимание детей на его особенностях, старается помочь ребенку быть максимально успешным в выполнении любого задания. Особую роль в работе с ребенком с ДЦП, интегрируемым в группу детей, является его ощущение успешности, следовательно, мы можем использовать в работе с ним практический игровой прием «Делай как я». Он заключается в том, что сначала мы просим ребенка показать детям без музыки доступные движения руками, затем усложняем задание и просим подобрать движения в ритм музыке, давая ребенку возможность организовать детей на комплекс танцевальных движений.

Когда в группу интегрируется ребенок с особыми образовательными потребностями, это вызывает у педагогов смешанные чувства, но пройдя этот путь, мы можем сказать, что подобная ситуация – своего рода экзамен на творческий подход к работе, на профессионализм, на умение применять инновационные формы работы и активную жизненную позицию.

Самое главное в работе с «Особым» ребенком – создать условия, чтобы  ребенок чувствовал себя полноценным участником процесса и помнить о восьми принципах инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

        

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....

Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....

«Психотехническая игра при работе с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата»

Добиться физического и психологического благополучия можно различными педагогическими методами: развивать и корректировать навыки с помощью песка, воздействовать на снижение уровня мышечной зажатости,...

Методическая разработка "Использование игр на плоскостное моделирование с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) для развития детского творчества "

               Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на личностно-развивающий и гуманистическ...

Общие методические рекомендации для воспитателя по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Перечислены рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата...

Практика реализации курса «Семьеведение» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата в рамках парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой.

Основная цель статьи - поделиться с педагогами опытом работы с детьми и родителями в группе компенсирующей направленности в рамках реализации парциальной образовательной программы Е. Ф. Купецковой &qu...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....