Очень полезная информация для родителей,дети которых пойдут в первый класс
консультация (подготовительная группа) по теме

Фелькер Татьяна Юрьевна

Я надеюсь,педагогам и родителям будет полезна моя информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_1.doc265 КБ
Файл аутотренинг для воспитателей20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей и педагогов.

 

                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

"Я скоро пойду в школу…" - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: "Пора или нет идти в школу?" Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?

Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому  является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию,  которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.

Именно поэтому возникла необходимость составления  методических рекомендаций, которые в своём содержании отражает советы разных специалистов по вопросу готовности детей к школе.Основной идеей методических рекомендаций является совокупность разных форм ознакомления родителей с вопросами предшкольного обучения. Именно поэтому методические рекомендации включают в себя: консультативный материал, ответы на наиболее задаваемые вопросы,  тесты с помощью, которых родителям самостоятельно определят готовность ребёнка к школе.

     В соответствии с основной идеей данной работы, определились ее основные задачи:
1.Изучить потребности родителей в вопросах готовности детей к школьному обучению.

2.Подобрать наиболее востребованную информацию для родителей.

3. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к

  ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    Можно ли определить готовность к школе?


         Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к

систематическому обучению в школе.

Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на   самой простой задаче.
             Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше... Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе "трудно". Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание  развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).   Подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
           Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки "вводными навыками".

            Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

        Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в подготовительный класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на "продленке", а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

        Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь  делу.

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Проведение собеседования с детьми, прежде всего, служит для  обоюдного знакомства школьных специалистов, родителей и ребёнка.

     Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

    - выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

     - рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каким образом происходит вступительное собеседование в школе?

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

 Проверяется также способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке подлежат также фонематический слух ребенка и логичность его рассуждений. При выполнении детьми практических действий смотрят также на их сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Наряду с общим развитием, выявляют и уровень начальных знаний детей по основным школьным дисциплинам: проверяют знание детьми цифр и букв, умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы.

          Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель-логопед или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты. Сложно назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании, поскольку они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса. Ведь существуют специальные школы с углубленным изучением предметов, школы, где некоторые школьные дисциплины начинаются не с пятого, седьмого и т. д. классов, а уже с первого года обучения идет знакомство ребят с таким сложным предметом, как иностранный язык, или более углубленно изучается математика. Существуют также и специальные гимназические классы, условия поступления в которые более строгие, нежели в обычные, общеобразовательные.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:

      * элементарные математические представления.

                                   Он должен знать:

   - состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

   - как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

   - цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

   - знаки +, -, =, >, <;

   - название текущего месяца, последовательность дней недели;

                                    Он должен уметь:

   - называть числа в прямом и обратном порядке;

   - соотносить цифру и число предметов;

   - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

   - пользоваться знаками арифметических действий;

   - измерять длину предметов с помощью условной меры;

   - составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

   - делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

   - ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

*  речь  дети должны уметь:

   - строить сложные предложения разных видов;

   - составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

   - находить слова с определенным звуком;    

   - определять место звука в слове;

   - составлять предложения из 3-4 слов;

   - членить простые предложения на слова;

   - членить слова на слоги (части);

   - различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

   - самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

*  представления об окружающем мире:

   - уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

   - иметь представление о сезонных явлениях природы;

   - знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

 Можно ли определить психологическую готовность ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

   - учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

   -  умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

  - умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

   - развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

   - пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

   - координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

   - развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

   - развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

   - развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

   С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Как проводить фонематический анализ слова?

Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Правильная подготовка к обучению языку реализуется на уровне звукового анализа слова.

Звуковой анализ – это:

- определение порядка звуков в слове

- выделение отдельных звуков

- различение звуков по их качественным характеристикам.

Предлагаем вам справочный материал по звуко-буквенному анализу слова.                                                  

ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1.Произносятся голосом.

2.При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта , не встречает преград.

3.Сколько в слове гласных, столько и слогов в слове.

4.Обозначаются красным цветом.

5.Смягчают согласную: Я,Е,Ю,И.

ПРИЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1.Произносятся с шумом.

2.При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде языка, зубов, губ.

3.Согласный звук может быть твердым или мягким.

4.Твердый согласный обозначается СИНИМ цветом, мягкий- ЗЕЛЕНЫМ.

5.Всегда твердые: Ш Ж Ц

6.Всегда мягкие: Ч Й Щ.

СОГЛАСНАЯ БУКВА  БУДЕТ ВСЕГДА

   Твердая (синяя)                                            Мягкая (зеленая)

-если после согласной стоит               -если после согласной стоит

         А О У Ы Э                                                      Я Е И Ю

-если согл. стоит в конце слова          -если после согл. стоит Ь

-всегда твердые: Ш Ж Ц                      -всегда мягкие: Ч Й Щ

СХЕМА ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

      На слух произнести слово (СИЛА)

      вопросы:

    -какой первый звук в слове?

Каким цветом обозначается?

Обозначь его зеленой точкой на листе бумаги.

              -какой второй звук, обозначь его красной точкой.

              -какой третий, обозначь синим цветом.

              -какой четвертый, обозначь красным цветом.

              -сколько в слове согласных? Назови их.

              -сколько в слове гласных? Назови.

              -сколько всего звуков в слове?

Как научить ребенка читать ?

Чтение: вред или польза…

Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).

Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: «А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…» . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово «мама» звучит как «МЭ-А-МЭ-А» и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фразу.

Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания «шершавых» букв, вырезанных из наждачной бумаги, «прописывая» их пальчиком.

Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?

 Во - первых: для того, чтобы учить ребёнка читать, убедитесь в том, что вы знакомы с современными методиками обучения чтению. Иначе ваш ребёнок будет страдать от неправильного метода слияния звуков в слове, скорость чтения  не будет увеличиваться, а это означает, что ваш ребенок не успеет выполнить все задания на уроке.

Во - вторых:  использование нескольких методик возможно.  В зависимости  от способностей вашего ребёнка вы можете  использовать разные методы, рекомендуемые авторами.

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

    ПОРТРЕТ

   БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Социальное развитие 

Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

Общается со сверстниками, знает правила общения.

Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

Хорошо адаптируется к новой обстановке.

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

Не избегает общения.

2. Организация деятельности 

Может планировать свою деятельность.

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие 

Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

      4. Развитие движений и пространственная ориентация 

Ребёнок уверенно действует в быту.

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. 

Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).

Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие 

Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

7. Здоровье 

Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

Спокоен, усидчив, нераздражителен.

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти 

Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

                                 ТЕСТЫ

Тест, помогающий выявить готовность ребенка к школе

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

5. Интересно, как выглядит классная комната.

6. Я обязательно буду учиться хорошо.

7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.

8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.

Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)

2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)

14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?")

Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?  

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?

8. Умеет ли считать до 20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг квадрат, треугольник, прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20  Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18,19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

*20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

*15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

*14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

   

   

  СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

     Десять советов родителям будущих первоклассников

 Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо,  если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Советы психолога

  Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира, Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

1.        Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес- лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.     Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

3.        Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4.        Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.

5.        В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.   Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.

Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7.   Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте не одобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость.  Никогда не подчеркивайте его слабости  в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

      А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

                "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с

удовольствием?"

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случаи конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Прежде всего, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу, обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться; в школе будет домашняя работа и др. Те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли — позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности.

Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6—7 годам ребенок:

-негативно относится к любой умственной деятельности;

-не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

-не может подчиняться правилам;

-не может подобрать синонимы или антонимы;

-не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

-не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

-не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

 Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

-рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

-на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

-воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

-никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

          Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах.

Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который на учился позднее, сотрется. К 3— 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету — важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Признаки готовности к школе:

-сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

-достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

-способность к выполнению основных мыслительных операций;

-достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

-развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

-определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память -  способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

  Слух — почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

  Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

  Пространственная ориентация — способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Дл этого полезно поиграть с ним в игры. Например, спрятав что-то, направляйте его поиск командами далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, поговорите о том, что где находится.

  Мышление — умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин.

Левая не хуже правой

Жюль Берн в книге "Двадцать тысяч лье под водой" писал, что "в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за □ редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота".И опыт - сын ошибок

Сравнительно недавно с леворукостью всячески пытались бороться, переучивали и "переделывали" ребенка по образу и подобию правшей, развивая тем самым у маленького человечка разного рода отклонения — от раздражительности, капризности, повышенной утомляемости до нарушений сна и аппетита. Нейропсихологи, невропатологи и педиатры не на шутку обеспокоились этим фактом и примерно с середины 70-х годов прошлого века настоятельно рекомендовали родителям оставить леворуких отпрысков в покое. Однако этот призыв и до сей поры не дошел до ушей некоторых пап и мам. И они с завидным усердием едва ли не с ползункового возраста упрямо перекладывают ложку из левой руки малыша в правую. При этом настойчивость свою объясняют заботой о будущем ребенка. Дескать, если они оставят все так, как есть, то ему, бедолаге, туго придется в мире, устроенном для "правых". По мнению же специалистов, опасения эти напрасны. И на самом деле для самих левшей изначально никаких проблем не существует. Проблема не у них, а у их родителей. И следует изменять не его, а наше отношение к леворукости. Как же определить родителям ведущую руку ребенка?

Методы определения ведущей руки.

* Правильный подход

Главный принцип, который нужно усвоить родителям левши: никогда не говорить ребенку, что он все делает "не той" рукой. Если вы хотите облегчить ему жизнь, то прежде всего поймите сами, что быть левшой — не означает быть хуже других. Это не порок, не патология, а вариант нормы. Просто есть правши, и есть левши. И ваша задача заключается в том, чтобы вселить в ребенка уверенность в его полноценности.

Не следует также чрезмерно опасаться за то, что вашему малышу будет сложно адаптироваться в мире, созданном только для удобства правшей. Со временем он обязательно приспособит его к себе. Более того, в этом плане у леворуких есть преимущество. Поскольку в наших домах и общественных местах некоторые предметы приспособлены под правшей (дверные ручки, турникеты в метро...), волей-неволей левши приучаются пользоваться и правой рукой. Однако ни в коем случае не следует акцентировать внимание ребенка на том, что ему что-то удается делать, может быть, лучше, ловчее, чем окружающим его детям. Предупреждайте возможные попытки других взрослых переучивать или, напротив, говорить о какой-то исключительности вашего ребенка. В противном случае у него может развиться неверная самооценка и он, скорее всего, столкнется с отрицательным отношением к себе других людей. Старайтесь воспринимать происходящее как обычный процесс.



Предварительный просмотр:

 Психогеометрическая типология

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7.

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Каковы же основные психологические характеристики поведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей ("примеривание ролей"), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

 Зигзаг:  жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к "бумажной" работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

 Аутотренинг

Одним из самых мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг – особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Предложил термин и детально разработал методику аутотренинга (AT) немецкий профессор-психиатр Шульц (1884-1970). AT помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели, помогает уснуть в любое время суток для кратковременного эффективного отдыха, уменьшить потребность в ночном сне.

Освоить AT может практически любой человек, но более легко он дается людям, способным вызвать в сознании яркие живые образы. Овладение основами AT требует систематических занятий в течение 2-4 месяцев. Поэтому те, кто ожидает чуда в ближайшие 1-2 недели, будут разочарованы. В период освоения рекомендуется заниматься три раза в день: 10 мин утром (лежа, как только проснулись), 5 мин днем (например, во время обеденного перерыва) и 10 мин перед сном, в постели.

Классическую методику Шульца проверили на себе сотни тысяч людей.

Шульц предполагает последовательно овладеть формулами самовнушения: "правая рука тяжелая", "сердце бьется спокойно и ровно", "правая рука теплая", "дыхание спокойное и ровное", "лоб приятно прохладен". Чтобы внушаемое ощущение реализовалось, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Очень важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически или как грубый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представлять себе то, что должно ощущаться: вот рука наливается тяжестью, которая сосредоточивается в кисти и распирает ее, вот она ощущает дуновение теплой струи воздуха, тепло все усиливается... легкие с наслаждением вдыхают чистый ароматный воздух... Формулы следует произносить на выдохе. Каждое занятие следует заканчивать произнесением формулы, снимающей внушенную тяжесть: "Руки напрячь. Согнуть. Дышать глубоко. Открыть глаза. Расслабить руки". Когда AT проводится перед сном, эти фразы не произносят.

После того как основные формулы будут усвоены, т.е. без особых усилий ощущается то, что внушается, приступают к формулам намерения. Эти формулы разнообразны и должны быть актуальны, кратки, утвердительны, например, "голова свежая, ясная, боль покидает ее", "я справлюсь с этим делом", "я выдержанный, уверенный в себе человек", "я хорошо отдохнул", "я заряжаюсь энергией", "я засыпаю" и т.п. С самого начала тренировок используется одна форма намерения: "Я совершенно спокоен". Она произносится перед каждой из пяти основных формул.

Овладев AT, следует поддерживать приобретенные умения, помня, что каждое занятие, даже без формулы намерения, – это кратковременный, но очень эффективный отдых, снимающий усталость и нервное напряжение. Днем в подходящий момент можно легко привести себя в состояние аутогенного 10-15-минутного полусна-полубодрствования, обычно это делается в позе "кучера": сидя, голову опустить на грудь, ноги слегка расставить и согнуть под тупым углом, руки положить на бедра, глаза закрыть. Можно воспользоваться и такими позами: сидя за столом, подпереть голову руками и опустить ее на предплечья. Лучшая поза та, которая доступна и привычна. Люди, хорошо владеющие AT, могут, не принимая специальной позы и не заставляя себя погружаться в полусонное состояние, реализовать формулы внушения, эффективно управлять своим психическим состоянием, настроением, поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей детей, имеющи х речевые нарушения

На этой странице вы сможете найти полезную информацию, связанную с развитием речи детей, получить советы по профилактики и коррекции речи длошкольников, а также полезные упражнения на развитие речевой...

Информация для родителей, дети которых пришли в детский сад.

Информация для родетелей, дети которых пришли в детский сад....

Важная и полезная информация для родителей детей - выпускников дошкольного отделения.

Подробное описание интегративных качеств  развития ребенка-дошкольника к 7 годам....

полезная информация для родителей "Дети и Гаджеты"

Они еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство – реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было здоровым?Разговоры об «экранной д...

Консультация для родителей "10 книг, которые помогут пережить первый класс ребёнка в школе "

В консультации предоставлен обзорный материал по10 книгам, прочитав которые родителям и детям будет легче пережить непростой период первого класса ребёнка в школе....

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЁНОК, КОТОРЫЙ ПОЙДЁТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группе...