Рабочая программа «Музыка вокруг нас»
рабочая программа на тему

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы его личности. Учитывая психологические особенности этого возраста, целесообразно развивать у детей творческое восприятие действительности.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_muzyka_vokrug_nas.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

                                                                         

                                                                           

Рабочая программа

«Музыка вокруг нас»

                                   МАДОУ ДС КВ «Цветок Уренгоя»

для детей 5-7 лет

Составила: музыкальный руководитель

Евстигнеева Т.А.

г. Новый Уренгой, 2013 г.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы его личности. Учитывая психологические особенности этого возраста, целесообразно развивать у детей творческое восприятие действительности.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Влияние музыки на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Ее можно рассматривать как объект восприятия (слушания), предмет обучения, но можно подойти к ней и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни – типа сна и еды.

Музыка непосредственно сильно воздействует на эмоциональное состояние человека.

Древние мыслители, которые были и педагогами ,  так как организовывали школы, где не только обучали, но и воспитывали своих последователей – отмечали, что единственным средством воздействия, формирования души человека является музыка. С ее помощью можно (как музыкальный инструмент) настроить душу человека на чувства возвышенные, прекрасные и благородные, а также можно победить низменные и грубые чувства.

Музыка развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; в области ощущения, восприятия и слуха – от умения различать отдельные музыкальные звуки к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Ребенку важно не только понимать и любить музыку, но и научиться, выразительно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте.

Самое главное- уметь применить свой музыкальной опыт в жизни.

Занятия музыкой влияют и на общую культуру поведения дошкольника. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Основная общеобразовательная программа (ООП) нашего детского сада предусматривает развитие основных музыкальных способностей детей (Образовательная область «Музыка»), но для более углубленного их развития необходим индивидуально-личностный подход. На музыкальных занятиях в процессе обучения, нет возможности уделить большее внимание какой-то одной конкретной теме. Поэтому организуя кружковую работу по музыкальному развитию, мы планируем более конкретно проработать отдельные темы, что способствует более целостному представлению детей о мире музыки.

Программа «Музыка вокруг нас» предназначена для кружковой работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения по музыкальному обучению детей в возрасте от 5 до 7 лет (старшая, подготовительная к школе группа). Срок обучения два года. Состав групп от 8 до 10 человек. Это обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю: 20-25 минут – старшая группа; 25-30 минут подготовительная к школе группа.

Контрольно – диагностическая деятельность в рамках программы осуществляется в начале учебного года  и в конце. После каждой пройденной темы проводится анализ усвоения материала детьми.

Формы контроля: наблюдение за детьми в процессе выполнения специальных заданий,  собеседование индивидуальное и групповое, игры, упражнения, выступления, концерты. Все это помогает проводить анализ деятельности по выполнению задач, поставленных программой, определить, насколько удалось реализовать ее содержание, выявить затруднения, если таковы имеют место, причины их возникновения и решить вопрос о необходимости изменения программы.

Основная цель программы – создание условий для формирования музыкальных способностей ребенка, музыкальной культуры на основе целостного представления о музыкальном искусстве.  

Задачи:

 - знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.    

- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладово-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

- развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен попевок;

- Формировать самостоятельность, инициативу, а также чувство коллективизма, умение слушать друг друга.

 Образовательная программа «Музыка» строится на основе личностного подхода в соответствии со следующими принципами:

  - Принцип синкретизма.

Взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, побуждает к творческой активности (музыкально - ритмические движения, подпевание, пение, чтение стихотворений и.т.д.)

 - Принцип гуманизации.

Обеспечение благоприятных условий, предполагающих создание оптимальной среды для обучения и воспитания детей. Для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, признании. Характер складывающихся отношений, дает возможность ребенку чувствовать себя защищенным, проявить свои лучшие качества, активно вступать в деятельность и общение, а следовательно, интенсивно развиваться.

  - Принцип сознательности.

Предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний, умений. Мы исходим из признания наличия у каждого ребенка творческого потенциала. Задачей педагога в данном случае является поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творческого самовыражения.

  - Принцип доступности.

Он выражается в соответствии учебного материала  возрастным и психологическим особенностям детей и движение от простого к сложному, на основе повторяемости материала, по спирали.

 - Принцип комплектности, системности и последовательности.

Образовательная деятельность связана со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями, навыками, опирается на то, что уже усвоено. Учащимся предоставляется право выбора, предполагающее свободу в выборе содержания деятельности, свободу духовную и интеллектуальную.

Требования к знаниям и умениям детей.

К концу первого года обучения дети знают и различают:

- жанры музыкальных произведений;

- мелодии произведений по вступлению;

- звучание детских музыкальных инструментов.

Умеют:

- различать звуки высокие и низкие;

- прохлопать заданный ритмический рисунок;

- петь без напряжения, плавно, легким звуком;

- произносить отчетливо слова, вовремя начинать и заканчивать песню;

- петь песни с музыкальным сопровождением и без него;

- инсценировать самостоятельно содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу;

- играть на детских музыкальных инструментах.

К концу второго года обучения дети знают и различают:

- жанры музыкальных произведений;

- части произведения (вступление, заключение, запев, припев).

Умеют:

- откликаться эмоционально на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;

- прохлопать заданный ритмический рисунок;

- петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание;

- петь индивидуально и с ансамблем, с сопровождением и без него;

- двигаться выразительно и ритмично в соответствии с разнообразным характером музыки музыкальными образами; начинать самостоятельно движение после музыкального вступления;

- инсценировать игровые песни, хороводы.

Первый год обучения

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Практич.

Теория

1

Мир звуков

2

1

1

2

Музыка вокруг нас

3

2

1

3

Барабан – твои ладошки

4

2

2

4

Певческая установка

2

1

1

5

Дикция

3

2

1

6

Песни без сопровождения

6

4

2

7

Песни с сопровождением

8

7

1

8

Здравствуй музыкант

8

5

3

36

24

12

Второй год обучения

п/п

Тема занятий

Количество занятий

Всего

Практич.

Теория

1

Какие чувства передает музыка

2

1

1

2

Как рассказывает музыка

2

1

1

3

Ритм и мы

4

3

1

4

Интонация (выявление связей между интонациями музыкальными и речевыми)

4

3

1

5

Вокальная работа:

5.1. Дыхание.

5.2. Дикция.

8

6

2

6

К звуку через эмоции

3

2

1

7

Русская народная песня

4

3

1

8

Современная песня

7

6

1

9

Концертная деятельность

2

2

36

27

9

СОДЕРЖАНИЕ

Первый год обучения

Тема 1. Мир звуков. – 2 ч. (1 пр.; 1 т.)

Многообразие звуков.

Звуки музыкальные и не музыкальные:

- звуки предметов (хрустальных, деревянных, бумажных, медных);

- звуки улицы;

- «голоса природы» - звуки соответствующие «голосам лета, осени, зимы, весны».

-голоса зверей, птиц.

Понятийный материал: звук музыкальный (колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, динамику, длительность, тембр) Учим детей выделять звуки и описывать их качественные характеристики.

Тема 2. Музыка вокруг нас. – 3 ч. (2 пр.; 1 т.)

Из чего состоит музыка?

Первоначальные сведения о музыке.

Сочинение (композитор). Исполнение (исполнитель). Слушание (слушатель).

Воспитание культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.

Слушание музыкальных произведений от начала до конца.

Сочиняем сами «вопросы» и «ответы» на предложенный текст.

Тема 3. Барабан твои ладошки. – 4 ч. (2 пр.; 2 т.)

Изучаем музыкальный ритм.

Мир разнообразных ритмов.

Знакомство детей с длительностями - половинная, четвертная, восьмая. Музыкальным размером 2/4.

Исполнение на погремушках, барабане, маракасах простейших музыкальных ритмов.

Упражнения «Бегал зайка», «Дали зайцу барабан», «Мы топали».

Тема 4. Певческая установка. - 2 ч. (1 пр.; 1 т.)

Основные правила певческой установки.

Пение активное, но не форсированное, а по силе звучания.

Непринужденное, естественное пение.

Упражнения на правильное звукообразование.

Охрана  певческого голоса.

Тема 5. Дикция. – 3 ч. (2 пр.; 1 т.)

Формирование правильного произношения слов;

Импровизация и имитация криков животных, птиц.

Вопрос-ответ: «Как поет ворона?» - «Кар, кар!», «Лягушка?» - «Ква, ква!»

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

Тема 6. Песни без сопровождения. – 6 ч. (4 пр.; 2 т.)

Знакомство с русскими народными песнями, с народными традициями.

Пение небольшими группами.

Индивидуальное пение с поддержкой голоса взрослого.

Народные попевки, небольшие песенки.      

Основная цель пения без сопровождения – развитие чистоты интонации.

Тема 7. Песни с сопровождением. – 8 ч. (7 пр.; 1 т.)

Исполнение простых, не сложных песен.

Исполнение песен с более сложным ритмом, мелодической структурой.

Тема 8.Здравствуй музыкант. – 8 ч. (5 пр.; 3 т.)

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

Устройства детских музыкальных инструментов.

Сравнения и отличия.

Приемы игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение песен и игра на детских музыкальных инструментах.

Второй год обучения.

Тема 1. Какие чувства передает музыка. – 2 ч. (1 пр.; 1 т.)

Реакция детей на музыку различного характера. Желание ее слушать.

Развитие эмоциональности детей.

Музыкальное восприятие песен веселых, радостных, а также грустных и печальных, их сравнение (какими средствами композитор добивается этого?)

Знакомство с музыкальными жанрами, с эмоциональным содержанием музыки.

Размышления о музыке.

Расширение словарного запаса (праздничная, торжественная, нежная, задорная, лирическая и др.)

Тема 2. Как рассказывает музыка? – 2 ч. (1 пр.; 1 т.)

Язык звуков.

Учимся слушать звуки высокие и низкие.

Звучание одного звука или многих.

Звуки громкие и тихие.

Быстрые и медленные.

Плавные и прыгающие.

Тема 3. Ритм и мы – 4 ч. (3 пр.; 1 т.)

Музыкальный ритм.

Эмоциональный мир многообразных ритмообразов, сочетаний.

Ритмоструктуры.   Понятийный материал: пунктирный ритм; длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая; музыкальные размеры 2/4, ¾, сильная доля и слабая.

Попевки на развитие чувства ритма «Дождик лей», «Собачка», «Рыбка», и др.

Тема 4. Интонация. – 4 ч. (3 пр.; 1 т.)

Разговорная речь и музыкальная фраза.

Интонационная выразительность исполнения.

Главные слова во фразах, наиболее важные звуки в мелодиях.

Кульминация.

Интонация -  «музыкальное зерно».

Понятийный материал: длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент.

Тема 5. Вокальная работа. – 8 ч. (6 пр.; 2 т.)

5. 1.  Навык правильного певческого дыхания.

Песни в среднем темпе, в размере 2/4 и 3/4, 2-х 3-х тактовые попевки.

Упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

Певческая установка.

Для формирования у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, легкости, полетности, ровности по тембру) используются распевки, попевки, прибаутки.

Мягкая атака, как основной способ звукообразования

5. 2.Дикция.

Упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи.

Упражнения для выравнивая гласных и слогов с согласными.  

Скороговорки.

Тема 6. К звуку через эмоции. – 3 ч. (2 пр.; 1 т.)  

Психоэмоциональный настрой на исполнение произведений.

упражнять у певца не только мышцы голосового аппарата, но и психику. Учить успокаиваться и тренироваться с помощью представлений, словесных формул, фиксирующие эмоционально – художественные образы.

Настройка на творческую собранность, уравновешенность, спокойствие перед выступлениями или просто сольным пением.

Тема 7. Русская народная песня. – 4 ч. (3 пр.; 1 т.)

Рассказ о русской народной песне.

Беседа  о жанрах.

Исполнение песен. Беседа о содержании, характере произведений.

Разучивание песен с детьми.

Тема 8. Современная песня. -7 ч. (6 пр.; 1 т.)

Песни двухчастной или трехчастной формы  (части могут иметь различный характер). Здесь встречаются неожиданные паузы, мелкие длительности, распевания (по две ноты на одном слоге), широкие диапазоны (септима, октава), длинные фразы.

Показ – исполнение песен. Беседа о содержании, характере музыки.

выступлениями или просто сольным пением.

Тема 9. Концертная деятельность. – 2 ч. (2 пр.)

Выступления перед друзьями, родителями, учителями.

Методическое обеспечение программы

    Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей дошкольников; учитывая особенности этого возраста, каждый педагог должен помнить, что основным способом развития творчества дошкольников является их игровая деятельность.

     Для реализации программы, применяются следующие методы:

     Наглядно – слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО – основное содержание этого метода. Музыкальное произведение не может звучать без посредника – исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории. А.Г. Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.

     Наглядно – зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Для этого применяются картины, рисунки, цветные карточки, игрушки и.т.д.

     Словесный метод  в музыкальном воспитании также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные, исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

     Практический метод в музыкальном воспитании очень важен. При обучении пению  педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Выразительный показ, принципы игры на детских музыкальных инструментах имеет важное значение для освоения  их детьми.

     Также в работе мы используем последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Формы обучения

    Обучение умению слушать и слышать музыку проводится на занятиях, развлекательных мероприятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Следует подчеркнуть особую роль прослушивания музыки на занятиях. Результаты этих занятий не столь очевидны, как в пении и ритмике, однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая из них активных слушателей, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

     Важной формой эмоционального обогащения маленьких слушателей являются концерты. Они оставляют массу впечатлений. Создают приподнятое, праздничное настроение.

     Следующая форма обучения – применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые позволяют детям проявить себя с творческой стороны.

     Основная форма обучения – подгруппа не более 8-10 человек, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

      Для реализации настоящей программы необходимо соблюдение определенных условий:

- наличие помещения, удобного для работы детей;

- наличие необходимого оборудования (фортепиано, музыкальный центр,   аудио записи, диски);

- наличие необходимого наглядного материала;

- наличие методической литературы для педагога;

     Для достижения высоких результатов образования по программе разработаны следующие рекомендации:

- петь всегда свободно, естественно, непринужденно;

- петь собранно, активно, эмоционально настроено;

- для достижения хорошей артикуляции гласные следует формировать правильно, ясно, согласные надо произносить четко и коротко;

- дыхание должно быть активным, без напряжения, экономно расходуемым на всю музыкальную фразу.

  Занятия музыкой и пением направлены на овладение вокальными навыками, развитие  у детей общей музыкальной культурой, слуха и речи – материальной основы мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние  и на физическое здоровье детей.  

      Дети знакомятся с голосовым аппаратом, учатся пользоваться своими голосовыми возможностями. Знают правила охраны своего голоса.

     На музыкальных занятиях мы воспитываем чувство коллективизма, умение слушать друг друга.    

     Изучение музыки расширяет кругозор учащихся. Воспитывает патриотизм, гражданственность. Богатые традиции русского народа бережно передавались из поколения в поколение в народных песнях. Благодаря русским народным мелодиям, частушкам, присказкам - потешкам, колыбельным мы пытаемся привить любовь и  уважение к русскому народу.

     Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

      В качестве процедуры оценивания результатов разработана диагностика. Общая диагностика по всем темам проводится в начале и в конце учебного года. После каждой пройденной темы проводится анализ усвоения материала детьми.

Диагностические упражнения

Первый год обучения.

Тема 1. «Мир звуков».

Для характеристики выделяются следующие уровни:

   Высший: у ребенка присутствует устойчивый, познавательный интерес, он легко может отличить звук музыкальный от не музыкального, хорошо различает голоса зверей.

   Средний: ребенок путает звук музыкальный и не музыкальный, различает голоса животных.

   Низший: ребенок не различает звуки, путает голоса животных.

Тема 2. «Музыка вокруг нас»

Упражнение «Музыкальные вопросы и ответы». Педагог задает «музыкальный» вопрос, например «Как тебя зовут?» или « Кто твои друзья?» Ребенок должен придумать свой «музыкальный» ответ.

   Высший уровень: ребенок быстро отвечает на вопрос, используя музыкальную интонацию.

   Средний уровень: ребенок отвечает на вопрос, но не поет, не использует музыкальную интонацию.

   Низший уровень: ребенок не может ответить на «музыкальный вопрос.

Тема 3. Барабан твои ладошки.

Упражнение «Дали зайцу барабан»

Дали зайцу барабан

Он ударил: там-там-там!

   Высший уровень: ребенок правильно и четко прохлопывает ритмический рисунок.

   Средний уровень: ребенок не четко, вяло прохлопывает ритмический рисунок.

   Низший уровень: ребенок не может правильно прохлопать ритм.

Тема 4. Певческая установка.

   Высший уровень: ребенок сидит ровно, руки на коленях, плечи развернуты, поет естественно, непринужденно.

   Средний уровень: ребенок сидит ровно, но звук сиплый, не активный.

   Низший уровень: ребенок отвлекается, сидит не ровно, поет напряженно.

Тема 5. Дикция.

   Скороговорка: Маша шила для мартышки

                          Шубу, шапку и штанишки.

   или

                          Костя ходит в гости.

                          В гост ходит Костя.

   Высший уровень: ребенок четко, правильно  в одном темпе произносит скороговорку.

   Средний уровень: ребенок правильно произносит скороговорку, но в разных темпах.

   Низший уровень: ребенок сбивается, путает слова в скороговорке.

Тема 6. Тема 7. Песни без сопровождения. Песни с сопровождением.

   Высший уровень: ребенок поет мелодию выразительно, качество звука – чистый.

   Средний уровень: ребенок поет мелодию недостаточно выразительно, качество звука – не гормкий. Не четкое произношение согласных.

   Низший уровень: интонирует неточно, поет равнодушно, качество звука – сиплый, тихий. Вялая дикция.

Тема 8. Здравствуй музыкант.

   Игра «Музыкально – звуковая угадай-ка». Педагог за ширмой воспроизводит звуки различных музыкальных инструментов. Дети должны угадать, какие инструменты звучат, показать приемы игры на них.    

   Высший уровень: ребенок различает звучание музыкальных инструментов, показывает приемы игры на них.

   Средний уровень: ребенок путает звучание музыкальных инструментов.  Показывает приемы игры.    

Низший уровень: ребенок не различает звучание музыкальных инструментов. Вяло показывает приемы игру на них.

Итоговая годовая диагностика.

Второй год обучения.

Тема 1. Какие чувства передает музыка?

Для диагностики используются различные марши, польки, вальсы, колыбельные и просто детские песни.

   Высший уровень: ребенок легко отличает характер музыкальных произведений, сравнивает их, размышляет.

    Средний уровень: ребенок отличает характер музыкальных произведений, но не может выразить это в словах. Испытывает потребность в получении новых знаний.

   Низший уровень: ребенок не различает характер музыкальных произведений, не проявляет интереса к музыке.

Тема 2. Как рассказывает музыка.

Слушание звуков:

- высоких и низких;

- громких и тихих;

- быстрых и медленных;

- звучание одного звука или нескольких.

   Высший уровень: ребенок правильно отвечает на вопросы, верно различая звуки.

   Средний уровень: ребенок путает звуки высокие и низкие, звучание одного звука и нескольких.

   Низший уровень: ребенок путает все звуки, на вопросы отвечает не верно.

Тема 3. Ритм и мы.

Упражнение «Собачка»       или         «Рыбка»

   Ав-ав-ав – я не пугаю,                      Рыбка – малютка по речке плывет,

   Я с ребятами играю.                          Рыбка – малютка хвостиком бьет.

   Высший уровень: ребенок правильно и четко прохлопывает ритмический рисунок.

   Средний уровень: ребенок не четко, вяло прохлопывает ритмический рисунок.

   Низший уровень: ребенок не может правильно прохлопать ритм.

Тема 4. Интонация.

Исполнение песен.

   Высший уровень: ребенок исполняет песню интонационно чисто, выразительно, выделяя главные слова во фразах.

   Средний уровень: ребенок верно исполняет песню, но не выделяет главных слов во фразах.

   Низший уровень: ребенок фальшиво исполняет песню, не выделяя главных слов.

Тема 5. Вокальная работа.

5.1.Фонационный выдох.

   Встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук закончится – поднять руку. Очень важно отметить, чтобы ребенок спокойно выполнял вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягал мышцы лица.

   Высокий уровень: 7-8 сек. (обычный режим).

   Средний уровень:  5-6сек. (дополнительные дыхательные упражнения).

   Низший уровень: 1-4 сек. (усиленные дыхательные упражнения).

      5.2. Дикция.

Скороговорка.

У щекастого щенка чуть топорщится щека,

За щекою хрящ хрустящий, аппетитный, настоящий!

   Высший уровень: ребенок четко, правильно  в одном темпе произносит скороговорку.

   Средний уровень: ребенок правильно произносит скороговорку, но в разных темпах.

   Низший уровень: ребенок сбивается, путает слова в скороговорке.

Тема 6. К звуку через эмоции.

Исполнение песен.

   Высший уровень: ребенок проявляет произвольную активность, развитые эмоционально-выразительные движения рук, мимика лица, адекватно использует жест.

   Средний уровень: ребенок не четко выражает свои эмоциональные состояния.

   Низший уровень: ребенок подавленный, напряжен общий вид, маловыразительная мимика.

Тема 7. Русская народная песня.

   Высший уровень: знание жанров русской народной песни, умение раскрыть характер в произведениях

   Средний уровень: знание жанров русской народной песни. Не полно рассказывает о содержании.

   Низший уровень: не знает жанры русской народной песни. Не может раскрыть содержание.

Тема 8. Современная песня.

Исполнение песен.

   Высший уровень: ребенок поет мелодию выразительно, качество звука – чистый.

   Средний уровень: ребенок поет мелодию недостаточно выразительно, качество звука – не громкий. Не четкое произношение согласных.

   Низший уровень: интонирует неточно, поет равнодушно, качество звука – сиплый, тихий. Вялая дикция.

Итоговая годовая диагностика

Литература.

Для педагога:

1.Ветлугина П.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

2.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972

3.Программы для учреждений дополнительного образования детей.

Игнатьева Н. Г. Программа «Музыка». М.,  2001.

4.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Для детей:

Клолдницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. –М.: Гном-Пресс, 2000.

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи.

ООО «БИБЛИОТЕКА Ильи Резника».- М.: 2000.

Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.

                                         

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыка 2-я младшая

Рабочая программа музыка 2-я младшая...

Рабочая программа музыка ясли

Рабочая программа музыка ясли...

Рабочая программа музыка средняя группа

Рабочая программа музыка средняя группа...

Рабочая программа музыка старшая группа

Рабочая программа музыка старшая группа...

Рабочая программа музыка подготовительная группа

Рабочая программа музыка подготовительная группа...

Рабочая программа "Музыка"

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА«МУЗЫКА»по реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учреждениядля детей дошкольного возраста (3-7 лет)...

Рабочая программа "МУЗЫКА" для подготовительной к школе группы

Рабочая программа "МУЗЫКА" для подготовительной к школе группы ДОУ. С примерным календарнотематическим планом, возрастными особенностями и мониторнгом...