Организация развивающей предметно-пространственной среды в СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка детский сад №8 «Золотой петушок»
материал (старшая группа) на тему

Третьякова Галина Вениаминовна

Развивающая  среда  старшей  группы СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка детский сад №8 «Золотой петушок» соответствует  требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО,  программы «От рождения до школы» и парциальных программ, и обеспечивает  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в т.ч. техническими: компьютер, мультимедийная установка, магнитофон, музыкальный центр), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и т.д.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. от меняющихся интересов и возможностей детей. В данных целях используются не закреплённые безопасные ящики для игрушек на колёсах, ширмы, штурвал и т.д. В непосредственно образовательной деятельности столы и стулья могут располагаться в соответствии с задачами НОД: полукругом, п-образно и т.д. Используются переносные мольберты, мультимедийная установка, репродукции картин и другие наглядные пособия и демонстрационный материал.

Полуфункциональность материалов предполагает  наличие и возможность разнообразного использования детской мебели, ширм, природных материалов и т.д.

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных уголков для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).  Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды группы предполагает свободный доступ детей ко  всем помещениям, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды старшей  группы предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Мебель и оборудование групповой комнаты  соответствуют росту и возрасту детей, безопасны, исправны, эстетичны.

Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка детский сад №8 «Золотой петушок»

Развивающая  среда  старшей  группы СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка детский сад №8 «Золотой петушок» соответствует  требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО,  программы «От рождения до школы» и парциальных программ, и обеспечивает  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в т.ч. техническими: компьютер, мультимедийная установка, магнитофон, музыкальный центр), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и т.д.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. от меняющихся интересов и возможностей детей. В данных целях используются не закреплённые безопасные ящики для игрушек на колёсах, ширмы, штурвал и т.д. В непосредственно образовательной деятельности столы и стулья могут располагаться в соответствии с задачами НОД: полукругом, п-образно и т.д. Используются переносные мольберты, мультимедийная установка, репродукции картин и другие наглядные пособия и демонстрационный материал.

Полуфункциональность материалов предполагает  наличие и возможность разнообразного использования детской мебели, ширм, природных материалов и т.д.

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных уголков для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).  Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды группы предполагает свободный доступ детей ко  всем помещениям, где осуществляется образовательная деятельность, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды старшей  группы предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Мебель и оборудование групповой комнаты  соответствуют росту и возрасту детей, безопасны, исправны, эстетичны.

Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Микроцентр «Физкультурный  уголок»

Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности

  • Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия
  • Для прыжков
  • Для катания, бросания, ловли  
  • Для ползания и лазания
  • Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм
  • Нетрадиционное физкультурное оборудование

Микроцентр «Уголок  природы»

Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

  • Календарь природы
  • Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
  • Сезонный материал
  • Паспорта растений
  • Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику
  • Макеты
  • Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы  
  • Материал для проведения элементарных опытов
  • Обучающие и дидактические игры по экологии
  •  Инвентарь   для  трудовой  деятельности
  • Природный   и  бросовый  материал.
  • Материал по астрономии (ст, подг)

Микроцентр «Уголок развивающих  игр»

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей

  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию
  • Дидактические  игры
  • Настольно-печатные  игры
  • Познавательный материал
  • Материал для детского экспериментирования

Микроцентр «Строительная  мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

  • Напольный  строительный  материал;
  • Настольный строительный материал
  • Пластмассовые конструкторы
  • Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст
  • Транспортные  игрушки
  • Схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).         

Микроцентр «Игровая  зона»

Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта

  • Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье»)

Микроцентр «Уголок  безопасности»

Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности

  • Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП
  • Макеты  перекрестков,  районов  города,  
  • Дорожные  знаки
  • Литература  о  правилах  дорожного  движения

Микроцентр «Краеведческий уголок»

Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта

  • Государственная и Самарская символика
  • Образцы русских костюмов
  • Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
  • Предметы народно- прикладного искусства
  • Предметы русского быта
  • Детская художественной литературы

Микроцентр «Книжный  уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

  • Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей
  • Наличие художественной литературы
  • Иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  • Материалы о художниках – иллюстраторах
  • Портрет поэтов, писателей (старший возраст)
  • Тематические выставки

Микроцентр «Театрализованный  уголок»

Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях

  • Ширмы
  • Элементы костюмов
  • Различные виды театров (в соответствии с возрастом)
  • Предметы декорации

Микроцентр «Творческая  мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

  • Бумага разного формата, разной формы, разного тона
  • Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  • Наличие цветной бумаги и картона
  • Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток  для аппликации
  • Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
  • Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
  • Место для сменных выставок произведений изоискусства
  • Альбомы- раскраски
  • Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
  • Предметы народно – прикладного искусства

Микроцентр «Музыкальный  уголок»

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности

  • Детские музыкальные инструменты
  • Портрет композитора (старший возраст)
  • Магнитофон
  • Набор аудиозаписей
  • Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  • Игрушки- самоделки
  • Музыкально- дидактические игры
  • Музыкально- дидактические пособия