Структура типовой программы дошкольного воспитания ХХ века.
статья на тему

Литвинова Светлана Ивановна

В данном материале говорится о структуре образовательной программы ХХ века, о появлении вариативных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_tipovoy_programmy_20_veka.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке»

Содержание

  1. Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 2.
  2. Типовая программа дошкольного воспитания ХХ века------------------ ------- 3.
  1. Понятия «образовательная программа», «основная», история появления образовательных программ воспитания и обучения в детском саду ---------------------------------------------------------------------- 3.
  2. Структура программы воспитания и обучения в детском саду

(1985г.)  ---------------------------------------------------------------------------- 6.

  1. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ -------------------------------------------------------- 8.

  1. Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 11.
  2. Литература ------------------------------------------------------------------------------- 12.

Введение

Почти на протяжении всего ХХ века детские сады нашей страны работали по единой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Данная программа, конечно же, время от времени дорабатывалась, но тем не менее оставалась единой. Педагоги дошкольных учреждений, работавшие по данной программе, добивались неплохих результатов. Поэтому, на мой взгляд, и в настоящее время необходимо изучать данный документ. Любой педагог дошкольного образования должен знать причины, структуру и поэтапное развитее и совершенствование программы воспитания и обучения в детском саду, ведь она является основой для всех современных программ.  Данные знания, на мой взгляд, делают работу воспитателя осмысленной и грамотной.

Именно поэтому я выбрала тему «Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке» и надеюсь, что мне удастся вкратце её раскрыть.

Типовая программа дошкольного воспитания ХХ века

2.1. Понятия «образовательная программа», «основная», история появления образовательных программ воспитания и обучения в детском саду.

Прежде, чем перейти к структуре типовой образовательной программы дошкольного воспитания ХХ века рассмотрим вопрос о том, что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Итак, образовательная программа – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объём, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определённого уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержания образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реализацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования[1].

В книге Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. Говорится, что необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образования в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объём работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудные занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включён сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. В 1953 году в связи с введением в детском саду подготовки детей к школе руководство было переработано. В программе было достаточно чётко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения         - ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные  дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребёнка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утверждённая Министерством просвещения РСФСР, было впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщённости в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определённых знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребёнка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1987 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребёнка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст – от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст – до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учётом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определённые формы поведения.

В программе подчёркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач,  стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

  1. Структура программы воспитания и обучения в детском саду (1985г.)

Перейдём к структуре типовой программы, а более конкретно рассмотрим структуру «Программы воспитания и обучения в детском саду» / Ответственный редактор М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

  • Данная программа начинается с объяснительной записки, где говорится о неустанной заботе Коммунистической партии, о роли воспитания и о обязательности данной программы для всех воспитателей. Далее говорится о физическом воспитании – как, где и зачем оно должно проводиться. Далее, аналогично, идут пояснения по умственному,  нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию. Так же в объяснительной записке говорится о том, что программа составлена по возрастным группам и охватывает 4 возрастные ступени физического  и психического развития детей.
  • Далее идёт характеристика разделов программы по возрастам:
  • Первая группа детей раннего возраста (от 2 мес. До 1 г.).  Здесь говорится о: задачах воспитания, организации жизни и воспитания детей, организации бодрствования, воспитании в процессе кормления, воспитании в играх-занятиях, развитии восприятия, развитии речи, развитии действий с предметами, развитии движений, музыкальном воспитании, играх-развлечениях и играх-занятиях с подгруппой детей.
  • Вторая группа детей раннего возраста ( от 1г. до 2 лет). Этот раздел так же начинается с задач воспитания, организации жизни и воспитания детей. Далее говорится о направлении физкультурно-оздоровительной работы, о воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, о воспитании элементарных навыков культуры поведения, о воспитании гуманных чувств и положительных взаимоотношений, о расширении ориентировки в окружающем и развитии речи, об ознакомлении с природой, об игре. Далее раскрывается раздел обучения на занятиях в котором говорится о качественном и количественном составе занятий и перечисляются основные задачи по каждому виду занятий, а именно: ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, развитие движений, игры- занятия, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). В данном разделе так же раскрываются задачи по следующим направлениям: задачи воспитания, организация жизни и воспитания детей, физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, воспитание навыков культуры поведения, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие у детей предпосылок трудовой деятельности, ознакомление с окружающим, игра, обучение на занятиях, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).  В данном разделе так же раскрываются задачи по направлениям, отмеченным ранее, но с усложнёнными задачами. В этом возрасте добавляются такие направления, как: развитие предпосылок трудовой деятельности, самостоятельная художественная деятельность, развитие элементарных математических представлений.
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет).  В данном разделе раскрываются всё те же направления, но направление развитие предпосылок трудовой деятельности сменяется трудовым воспитанием.
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет). В данном разделе добавляется только одно направление – формирование этических представлений.
  • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). В данном разделе добавляется направление Подготовка к обучению грамоте.
  • Далее в программе идут приложения с примерным перечнем игрушек для детей по возрастам и аналогично перечень диафильмов.

Естественно, что в программе меняется не только количество направлений, но и содержание задач работы в рамках каждого направления усложняется от года к году. Так же к этой программе выпускались методические рекомендации, в которых раскрывались все задачи и направления работы, где рассказывалось не только что делать, но и как это делать - вплоть до распределения обязанностей няни и воспитателя. Казалось бы, все продумано до мелочей, выстроена логика по каждому направлению работы, но тем не менее в конце 80-х годов встал вопрос о создании новой или обновлении существующей программы.

2.3. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ

Чем же  было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

«Радуга» (1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой.

«Детство» (1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.

«Развитие» (1994) – программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамоноа, С.Л. Новосёлова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) – программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985). Руководители – М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребёнка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребёнка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программа нацелена на развитие детской любознательности, способностей ребёнка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трёх формах: на занятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребёнка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели: понятие образовательной программы, вопрос появления и совершенствования образовательной программы для детских садов ХХ века в рамках отдельно взятой страны; вкратце рассмотрели структуру программы 1985 г. и обосновали назревшую необходимость её изменения и появления вариативных программ. Не смотря на те минусы, которые привели к глобальным переменам в дошкольном образовании, данная программа имела чёткую, обоснованную логику. Она отвечала требованиям времени, охватывала практически все направления работы дошкольного учреждения, была единой для всей страны и тем самым обеспечивала равные  права на дошкольное образование для всех детей страны, перекликалась с программами обучения в начальной школе.

Литература

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. Ред. М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400с.

[1] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  – стр. 87.