МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стеценко Ольга Юрьевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений

за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

«Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОСДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_stetsenko_mbdou8.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений

за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

«Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОСДО»

Стеценко Ольга Юрьевна

воспитатель

МБДОУ №8

группа (старшая  группа)

Кстовский район

Кстово

2016

Содержание

  1. Актуализация выбранной темы…………………………………………….....3
  2. Описание разработки (мотив, цель, средства и способы решения поставленных целей,  итог (рефлексия)) ...………………………………….4-5
  3. Приложение.........................................................................................................6-7
  4. Список литературы………………………………………………………….....8

Актуальность

Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают  знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.

Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.

Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в средствах массовой информации, с телеэкранов мы слышим и читаем о том, что нашей планете грозит экологическая катастрофа. На протяжении многих лет данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей.

Последнее десятилетие ХХI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течении месяца в осенний период

с детьми старшего дошкольного возраста.

Форма наблюдения

Тема

Цель

Методы и

приёмы

Словарная

работа

1.Наблюдение

«Что цветет в сентябре на нашем участке»

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих) помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, бережно к ним относиться.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Задание: Понаблюдать за срезанными цветами,: какие цветы дольше будут жить: в вазе или на клумбе.

Многолетние, однолетние, дикорастущие, подорожник, пижма, лопух.

2.Наблюдение

«Какие они цветущие растения. Их строение»

Цель: Закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Поглощать свет, поглощать питательные вещества из земли, погибнет, завянет.

3. Наблюдение

«Соберем семена цветущих садовых растений»

Цель: Учить детей  правильно собирать семена.

Беседа с детьми.

Художественное слово: стихи,

загадки. Отдельно собираем семена ноготков и семена космеии, договориться, кто какие семена будет собирать.

Семена, космии, толщина стебля, окраска и форма.

4.Наблюдение

«Что было до цветка. Что будет потом».

Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени.

Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

Загадки,  рассматривание  иллюстраций.

Прорастет, корень, стебелек, бутон.

5.Наблюдение

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений».

Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.

Беседа с детьми, рассматривание.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Культурные, дикие, лопух, мать - и- мачеха, в метелке, крапива, череда.

6.Наблюдение

«Лекарственные растения вокруг нас».

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение

К травам.

Беседа с детьми,

рассматривание растений.

Художественное слово:стихи, загадки.

Задание: Вместе с родителями подготовить рисунок по теме «Растения - мои друзья».

Ландыш, употребляют, витаминный корм.

Рефлексия: проведенной работой удовлетворена, т.к. у детей сохранялся интерес в течение всех наблюдений; пополнился активный словарный запас- это позволяет детям в течение года овладеть конкретной системой знаний об этих объектах и правилах ухода за ними.

                                          Занятие

Воспитатель в ходе беседы с детьми выясняет, помнят ли дети, что они сажали и сеяли, что выросло. (Зеленый лук, овес, зеленые листья салата.) «Сегодня мы опять будем сеять семена и у нас вырастут не только зеленые листья, но и цветы. Вот такие как  на картинке (показываю). Смотрите, какие они яркие, красивые. Называются «ноготки», а это их семена, посмотрите какие они(изогнутые, серые), посмотрите как нужно сеять семена ноготков. Каждый из вас будет сеять по 3 семечка.  Нужно взять палочку воткнуть ее в землю не глубоко и сделать небольшую лунку (показываю), рядом, но не очень близко, нужно сделать вторую лунку, а за ней третью, чтобы они все уместились и были не очень близко друг от друга. Когда сделаете лунки, в каждую положите по 1 семечку, после чего поднимите руки, я проверю, как вы сделали. Потом легко двумя пальцами закройте семена землей, вот так. (Показываю) Что нужно сделать потом, чтобы семена проросли? (полить их)

Входе работы воспитатель, проверяет, как дети справляются с заданием и при необходимости оказывает им помощь.

Приложение

Стихи

Скромна, но мила и красива

Трехцветная в поле  фиалка.

С пчелами трудолюбивыми

Солнцу открытая жаркому,

А в городах на газонах

Одетые, словно в сказке,

Дочки ее законные

Цветут – анютины глазки.

                                    (А. Бунин)

Одуванчик молодой,
Был, как солнце золотой, 
Не боялся никого, 
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только посидел,
Вместе с ветром улетел.

На лугу синеют колокольчики.
Рядом с колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его «шмелиной кашкою»
Называют наш народ.
                                     (В. Рождественский.)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А ты?
                                     (Е. Серова.)

«Одуванчик» 

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное, 
Ветерку послушное.
                                      (Е. Серова.)

«Подорожник».
Есть множество цветов
Красивых, осторожных, 
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
                                      (С. Баруздин.)

Загадки

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

                                   (цветы)

Был тугим он кулачком,

А разжался- стал цветком.

                                      (бутон)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк.

Потух и превратился в пух.

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

                                   (одуванчик)

Лег пластом у дороги

Разметал руки, ноги.

Его бьют сапогом.

Ему все нипочем.

Хоть ударькирпичом.

                             (подорожник)

Стоит кудряшка-белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

Список литературы

1.Зенина Т. Н. «Цикл наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст.» Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.-96 с.

2. http://allforchildren.ru/poetry/index_autumn.php

3.http://сезоны-года.рф/стихи%20про%20осень.html

4.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада- 2-е издание, дораб.-М.: Просвещение, 1989.-144с.:ил.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова  и др.-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...