МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка (старшая группа) на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений
за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
«Актуальные проблемы дошкольного образования
в условиях введения ФГОСДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений
за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
«Актуальные проблемы дошкольного образования
в условиях введения ФГОСДО»
Стеценко Ольга Юрьевна
воспитатель
МБДОУ №8
группа (старшая группа)
Кстовский район
Кстово
2016
Содержание
- Актуализация выбранной темы…………………………………………….....3
- Описание разработки (мотив, цель, средства и способы решения поставленных целей, итог (рефлексия)) ...………………………………….4-5
- Приложение.........................................................................................................6-7
- Список литературы………………………………………………………….....8
Актуальность
Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.
Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.
Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в средствах массовой информации, с телеэкранов мы слышим и читаем о том, что нашей планете грозит экологическая катастрофа. На протяжении многих лет данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей.
Последнее десятилетие ХХI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Система непрерывных наблюдений за природными объектами
в течении месяца в осенний период
с детьми старшего дошкольного возраста.
Форма наблюдения | Тема | Цель | Методы и приёмы | Словарная работа |
1.Наблюдение | «Что цветет в сентябре на нашем участке» | Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих) помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, бережно к ним относиться. | Беседа с детьми. Художественное слово:стихи, загадки. Задание: Понаблюдать за срезанными цветами,: какие цветы дольше будут жить: в вазе или на клумбе. | Многолетние, однолетние, дикорастущие, подорожник, пижма, лопух. |
2.Наблюдение | «Какие они цветущие растения. Их строение» | Цель: Закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Беседа с детьми. Художественное слово:стихи, загадки. Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит? | Поглощать свет, поглощать питательные вещества из земли, погибнет, завянет. |
3. Наблюдение | «Соберем семена цветущих садовых растений» | Цель: Учить детей правильно собирать семена. | Беседа с детьми. Художественное слово: стихи, загадки. Отдельно собираем семена ноготков и семена космеии, договориться, кто какие семена будет собирать. | Семена, космии, толщина стебля, окраска и форма. |
4.Наблюдение | «Что было до цветка. Что будет потом». | Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя. | Беседа с детьми. Художественное слово:стихи, Загадки, рассматривание иллюстраций. | Прорастет, корень, стебелек, бутон. |
5.Наблюдение | «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений». | Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку. | Беседа с детьми, рассматривание. Художественное слово:стихи, загадки. | Культурные, дикие, лопух, мать - и- мачеха, в метелке, крапива, череда. |
6.Наблюдение | «Лекарственные растения вокруг нас». | Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение К травам. | Беседа с детьми, рассматривание растений. Художественное слово:стихи, загадки. Задание: Вместе с родителями подготовить рисунок по теме «Растения - мои друзья». | Ландыш, употребляют, витаминный корм. |
Рефлексия: проведенной работой удовлетворена, т.к. у детей сохранялся интерес в течение всех наблюдений; пополнился активный словарный запас- это позволяет детям в течение года овладеть конкретной системой знаний об этих объектах и правилах ухода за ними.
Занятие
Воспитатель в ходе беседы с детьми выясняет, помнят ли дети, что они сажали и сеяли, что выросло. (Зеленый лук, овес, зеленые листья салата.) «Сегодня мы опять будем сеять семена и у нас вырастут не только зеленые листья, но и цветы. Вот такие как на картинке (показываю). Смотрите, какие они яркие, красивые. Называются «ноготки», а это их семена, посмотрите какие они(изогнутые, серые), посмотрите как нужно сеять семена ноготков. Каждый из вас будет сеять по 3 семечка. Нужно взять палочку воткнуть ее в землю не глубоко и сделать небольшую лунку (показываю), рядом, но не очень близко, нужно сделать вторую лунку, а за ней третью, чтобы они все уместились и были не очень близко друг от друга. Когда сделаете лунки, в каждую положите по 1 семечку, после чего поднимите руки, я проверю, как вы сделали. Потом легко двумя пальцами закройте семена землей, вот так. (Показываю) Что нужно сделать потом, чтобы семена проросли? (полить их)
Входе работы воспитатель, проверяет, как дети справляются с заданием и при необходимости оказывает им помощь.
Приложение
Стихи
Скромна, но мила и красива
Трехцветная в поле фиалка.
С пчелами трудолюбивыми
Солнцу открытая жаркому,
А в городах на газонах
Одетые, словно в сказке,
Дочки ее законные
Цветут – анютины глазки.
(А. Бунин)
Одуванчик молодой,
Был, как солнце золотой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только посидел,
Вместе с ветром улетел.
На лугу синеют колокольчики.
Рядом с колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его «шмелиной кашкою»
Называют наш народ.
(В. Рождественский.)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А ты?
(Е. Серова.)
«Одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова.)
«Подорожник».
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
(С. Баруздин.)
Загадки
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(цветы)
Был тугим он кулачком,
А разжался- стал цветком.
(бутон)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк.
Потух и превратился в пух.
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты.
(одуванчик)
Лег пластом у дороги
Разметал руки, ноги.
Его бьют сапогом.
Ему все нипочем.
Хоть ударькирпичом.
(подорожник)
Стоит кудряшка-белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
Список литературы
1.Зенина Т. Н. «Цикл наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст.» Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.-96 с.
2. http://allforchildren.ru/poetry/index_autumn.php
3.http://сезоны-года.рф/стихи%20про%20осень.html
4.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада- 2-е издание, дораб.-М.: Просвещение, 1989.-144с.:ил.
5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171271-1570360755.jpg)
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...