Музыкально - дидактические игры для развития музыкального восприятия
картотека на тему

Данные игры направлены для развития у детей умений воспринимать музыку. Также развивает творчество, артистизм и эмоциональност у ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_na_razvitie_vosprijatija.docx40.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия».

                                                                                                                                                                       



 Два брата (сказка) на различие мажора – минора в музыке.
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает, от скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, а солдатам - песню запевать.
Солдаты были у него необычные- все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать, стал Дин-Дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра, утром встанут, крикнут «Ура!»
Король проснётся, с боку на бок повернётся, и всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение от этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились. Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак и вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Один был весёлый плясун, хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему... Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились.
Здравствуй, Дин-Дон, - говорят. Хотим послушать твоих солдат.
А ну,- скомандовал Звукам король, запевать все изволь! Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, -Дин-Дон, мы тебе поможем, Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд -Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон, Тон, тон, тон, полутон
Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели. Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный. Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчи-и-тайсь!». Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём. И сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин-Дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал, загрустит он - Минор явится, Захочет веселиться - Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни звучали складно.


«Волшебный мешочек» Е. Королёва Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры: участников может быть любое количество. «Дети, -говорит взрослый, - к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Собачка», «Птичка» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка игрушку и показывает всем.


«В лесу»
Игра развивает навыки восприятия музыки.
Игровой материал: На планшете изображён лес: 2-3 дерева, пенёк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создаётся объёмность, и, кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ёжика, лисички, мышки и т.д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.
Ход игры: «Посмотрите, какой красивый лес, - говорит взрослый. -Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». В исполнении взрослого, в грамзаписи или на каком-либо инструменте исполняется, например, песня «Заинька» (русская народная мелодия). Для проверки ответа ребёнку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка ёлки сгибается вдоль по центру, там кармашек).


«Кто подошёл к теремку»
Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.
Ход игры: Взрослый начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, прости послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребёнок, пользуясь выдвижной
лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.


 «Полька», П.И. Чайковский
Всем хорошо известен весёлый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а, когда музыка будет звучать ниже - опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно отхлопать в последней части.


«Клоуны», Д.Б. Кабалевский
Спросите ребёнка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно клоуны. Композитор Д.Б. Кобалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребёнка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попросите ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.


Младший дошкольный возраст

«Птица и птенчики»
Цель игры: упражнять детей в определении высокого и низкого регистров.
Описание: карточки по количеству детей с изображением: на первой - птица, на второй - птенчики.
Методика применения: дети слушают попевки Е.Тиличеевой «Труба», «Качели», «Эхо», «Гармошка» - различают два звука. Поднимают карточку с птенцом - высокий звук, с птицей - низкий звук.


«Кого встретил колобок?»
Цель игры: воспринимать и различать пьесу «Кого встретил колобок:» Г. Левдокимова. Описание: карточка из картона разделена на две части: слева изображён колобок, справа - вверху вырезано окошечко так, чтобы в него вставлялась полоска в виде линейки, разделённая на квадратики. В них персонажи русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь).
Методика применения: педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. Дети отгадывают кто изображён в музыке и выдвигают в окошечко тот персонаж, которого встретил колобок.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г.Левдокимова.


«Кто в домике живёт?»
Цель игры: развитие у детей музыкально-ассоциативного восприятия.
Описание: сказочный домик из картона с окошечками, карточки с изображением различных животных.
Методика применения: аналогична игре «Кого встретил колобок?»
Музыкальный репертуар: на усмотрение музыкального руководителя.


«Пчёлка»
Цель игры: упражнять детей в различении динамических оттенков: «тихо», «громко».
Описание: большое зелёное «поле» из картона с наклеенными на него 6 цветами, бочонок с мёдом, пчёлка на проволочке.
Методика применения: ребёнок отворачивается, в это время педагог «прячет» бочонок за одним из цветков. Ребёнок водит пчёлку от одного цветка к другому (пчела «ищет» мёд). В это время звучит музыка: тихо — мёда в этом цветке нет, громко - мёд в этом цветке.


Старший дошкольный возраст

«Солнышко и тучка»
Цель игры: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).
Описание: карточки из картона трёх видов - на одном изображено сияющее солнышко; на другом - солнышко, чуть прикрытое тучкой (спящее); на третьем — тучка с дождём.
Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать три музыкальных произведения. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки. Тот ребёнок, карточка которого соответствует данному характеру музыки, поднимает её.


«Песня, танец, марш»
Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание: по три карточки на каждого ребёнка, на которых изображены: на первой - поющая девочка; на второй - пляшущая девочка; на третьбей - марширующий мальчик.
Методика применения: дети слушают поочерёдно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующий жанру пьесы.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


«Музыкальный домик»
Цель: развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Описание: сказочный домик, вырезанный из картона с шестью окошками, шесть карточек с изображением какого-либо музыкального инструмента (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон, триола).
Методика применения: педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут различные музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложную мелодию на каком-либо инструменте так, чтобы дети не видели. Ребёнок, исполняющий задание, определяет на слух инструмент и вкладывает карточку с соответствующим изображением в окошечко домика.
Музыкальный репертуар: используются знакомые детям песенки -попевки.


«Громкая - тихая музыка»
Цель игры: закреплять умение в различении оттенков музыки: «тихо», «громко», «не слишком громко».
Описание: цвет квадрата условно соответствует определённому динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат - тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской - более громкому звучанию, ярко окрашенный квадрат - громкому звучанию.
Методика применения: педагог использует музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Дети выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.


«Музыка – цвет – настроение»
Цель игры: развивать у детей представление о различном характере музыки. Описание: выдвижные карточки различных цветовых оттенков. Светлые тона условно соответствуют нежному, мягкому характеру; тёмные, густые - мрачному; красный — торжествующему.
Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать произведения. Дети выдвигают в окошечко квадратик того цвета, который условно соответствует данному характеру музыки.


«Весело - грустно»
Цель игры: развивать у детей представление о характере музыки (весёлая, грустная)
Описание: два клоуна, вырезанных из картона: весёлый и грустный.
Методика применения: дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и с помощью пособия определяют её характер (поднимают картинку с соответствующим изображением).


«Азбука настроений»
Цель игры: учить детей определять настроение музыкального произведения. Учить детей выражать настроение мимикой.
Описание: карточки с различным выражением оттенков настроения лица клоуна: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.
Методика применения: дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом для определения эмоционального состояния.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


«Сколько в музыке частей»
Цель игры: развивать у детей представление о двух-, трёхчастной музыкальной форме, форме «рондо» и т.д.
Описание: различные по цвету геометрические фигурки, вырезанные из картона.
Методика применения: дети слушают произведения и ребёнок, выполняющий задание, на фланенеграфе выкладывает то количество фигурок, которое количеству частей произведения.

Речевые игры и упражнения.

 
Вторая младшая группа.
1.«Угадай, на чём играет Петрушка».

Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.
Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.
Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.
Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.
2. «Тихий и громкий дождик».
Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.
Оборудование. Деревянные кубики.
Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.
Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.
3. «Музыкальные картинки».
Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.
Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.
Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.
4. «Ножки шагают и бегают».
Задача: Учить детей различать ритм шага ( q q ) и бега ( eeee).
Оборудование. Деревянные палочки.
Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти шагом
( q q ), а могут бежать ( eeee). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.
Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.
5. «Солнышко» (потешка).
Солнышко, солнышко, q q q q
Выгляни в оконышко. q q q q
Твои детки плачут, q q q q
По камушкам скачут. q q q q
Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.
Движение.
1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,
3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Варианты выполнения упражнения:
1. дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;
2. декламация с движением;
6. «Зайцы и медведь».
Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.
Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.
7. «Солнышко и дождик» (муз. Косенко).
Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца
а) в движении,
б) в игре на музыкальных инструментах.
Методика проведения:
1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».
2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.
3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.
8. «Что делает Петрушка?».
Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).
Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.
Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.
9. «На что похож звук?».
Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.
Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.
Детям предлагается поиграть на инструменте.
10. «Что как звучит?».
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.
Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.
11. «Кто вышел погулять?».
Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
12. «Кто идёт?».
Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.
Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:
Топ-топ, топ-топ,
Это мишенька идёт.
Ти-ти-там, ти-ти-там,
Скачет зайка по кустам.
По дорожке ёж бежит
И листочками шуршит.
13. «Говорим по-разному».
Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.
Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.
Тише мыши, тише мыши, p
Кот сидит на самой крыше.
Мышка, мышка, берегись f
И коту не попадись!
На скамейке у окошка p
Улеглась и дремлет кошка.
Вот теперь мышам раздолье, f
Быстро вышли из подполья!
Разбрелись по всем углам,
Тащат крошки тут и там.
Кошка глазки открывает, p
Кошка спинку выгибает.
Когти распускает…
Прыг! – побежала, f
Мышек разогнала!
Тише, тише, тише, тише. p
Кто кузнечика услышит?
То тут, то там f
Кто-то скачет по кустам.
Наша Таня громко плачет. f
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь: p
Не утонет в речке мяч.
14. «Озвучим оркестром».
Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.
Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

 


Средняя группа

1. «Музыкальный паровоз».
Задача: Учить определять характер музыки.
Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.
Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).
Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.
Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

2. «Кто вышел погулять?»
Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

3. «Игра с ежом»
Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.
Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.
Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)
Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)
Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)
Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

4. «Настали стужи». 
Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.
Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.
Наконец настали стужи. 4 хлопка
Во дворе замёрзли лужи. (будто шлёпают ладошками по льду)
И, чирикая, детей («клювики»)
Поджидает воробей. (повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)

5. «Зайчики и лошадки».
Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.
1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q - три прыжка, 3-й более долгий).
2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

6. «Утята». 
Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.
Методика проведения:
1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.
2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.
Вышли с мамой налегке шаг ( q q q q ) + игра на барабане
Малые ребята.
И поплыли по реке «плывут» + глиссандо на металлофоне
Жёлтые утята.

7. «Капли». 
Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.
Методика проведения:
Капли раз, капли два,
Капли медленно сперва –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки q q q q )
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки eeee )
Кап-кап, кап-кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (имитируют крышу)

8. «Ёж».
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
По дорожке ёж, ёж шаги ( q q q q )
Собирает, фош-фош,
Яркие листочки, пружинка с разворотом
Вкусные грибочки. ( 4 раза)

9. «Волк».
Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.
Через речку, через мост eeeeee q приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт. eeeeee q
Страшный волк-волчи-ще, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка
Острые зуби-щи, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка

10. «День и ночь».
Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал: полька, колыбельная.

11. «Сочиняем музыку».
Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).
Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

12. «Музыкальные зарисовки».
Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.
Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

13. «Хлопаем в такт».
Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.
Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

14. «Шагаем под музыку».
Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.
Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

15. «Карусель».
Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым шагом.
Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

 

ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ТРИ МЕДВЕДЯ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле (см. стр. 29-31), — Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки (см. стр. 32).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)



СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК
Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.
Ход игры
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры
Музыкальный руководитель.Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М. Орловой и С. И. Бекиной «Учите детей петь» — М.: Просвещение, 1987. 1.«Тяф-тяф» (муз. В. Герчик, ел. Ю. Разумовского). 2. «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г. Зингера, ел. А. Шибицкой).

3. «Мишка» (муз. Т. Бырченко, ел. А. Барто).
4. «Конь» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой).
5. «Воробей» (муз. В. Герчик, ел. А. Чельцова).
6. «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной).

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.
Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут (см. стр. 33-35).
Ход игры
Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай,
А захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавливается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!
Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.
Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса
и узнавание музыкального инструмента
Игровой материал
Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Ход игры
Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.

СОЛНЫШКО
Дидактическая игра на определение высоты звуков и расположения нот на нотном стане
Игровой материал
Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. (см. стр. 34, 37, 41). Размер солнышка соотносится с нотным станом.
Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)
Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться. (Говорит.)
Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».
Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле (см. стр. 40). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе (см. стр. 38, 39).
Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков. Составление простых попевок
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек,василек, мой любимый цветок.
Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребенок.
Попевка «Музыкальная поляна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»

Игры способствуют не только развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих...

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия

Подборка музыкальных игр для детей дошкольного возраста...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

«Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия».

laquo;Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия»....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия».

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия»....